Моторные масла

В последние 10 - 12 лет изменение конструкций двигателей автомобилей было неразрывно связано с поэтапным ужесточением норм на эмиссию токсичных веществ с отработавшими газами. Снижение токсичности отработавших газов достигалось более поздним началом подачи топлива, повышением давления впрыска (система HEUI - Hydraulikally actuoted Electronically controlled Unit Injector), использованием составных поршней (стальная головка, тронк из легкого сплава), а в самые последние годы - внедрением систем рециркуляции отработавших газов.
Все перечисленные конструкционные изменения дизелей коммерческих автомобилей при одновременном требовании автовладельцев увеличить пробег между сменами масла и сократить простои машин на техническом обслуживании приводили к тому, что с 1990 г. в американскую классификацию моторных масел API через каждые четыре года вводили новый класс дизельных масел (CF-4. CG-4, СН-4 и CI-4). При этом масла последующего класса по уровню и спектру эксплуатационных. Поэтому их сульфатная зольность в 1,5 - 2 раза выше, чем американских масел. Если моющие свойства масла недостаточны и на головке поршня образуется твердый нагар, в европейских дизелях наблюдается специфический вид износа - полировка цилиндров от соприкосновения нагара с зеркалом цилиндра. Для оценки способности масел препятствовать полировке цилиндра в европейской классификации предусмотрены специальные методы моторных испытаний.
Американские дизельные масла содержат больше беззольных дисперсантов, которые препятствуют росту вязкости масла от загрязнения сажей и ухудшений его противоизносных свойств. Более позднее начало подачи топлива и рециркуляция отработавших газов, о которой сказано выше, снижая эмиссию оксидов азота, значительно увеличивают загрязнение масла частицами сажи.
Различия в составах и свойствах масел для дизелей грузовых автомобилей американского и европейского производства создавали серьезные неудобства. Во-первых, третьи страны, импортируя автомобили из QUA и европейских стран, были вынуждены использовать несколько марок масел. Во-вторых, многие автопроизводители, например в России, на шасси своих машин часто устанавливают импортные дизели (MACK, Caterpillar, Cummins и DaimlerChrysler, MAN, Renault, IVECO и др.). В этом случае проблемы обеспечения парка нужными моторными маслами также усложнялись.
Все это, а также слияния ряда автомобилестроительных фирм, крупных производителей моторных масел и присадок к маслам привело к тому, что в начале XXI века была реализована программа глобализации требований к дизельным маслам для коммерческих автомобилей. Сегодня, объединив требования американской классификации к маслам класса API CH-4, европейской ACEA E5 и японской JASO DX-1, удалось создать первую всемирную спецификацию дизельных масел, получившую обозначение CLOBAL DHD-1. Соответствие масла-кандидата требованиям спецификации CLOBAL DHD-1 проверяют лабораторными и моторными испытаниями, предусмотренными классификациями API, ACEA и JASO. Это, конечно, масла, обладающие всеми необходимыми эксплуатационными и экологическими свойствами, имеющие малую испаряемость, высокую нейтрализующую способность и стойкость к старению. Их расход в двигателе минимален, а срок службы соответствует максимально разрешенному инструкцией по эксплуатации.