Ночь в обнимку с жезлом
Не ток довно один мой знакомый стал жертвой дорожной подставы. Проезжавшая машина ДПС, увидев аварию, остановилась, дабы выяснить, смогут ли водители сами разобраться или требуется помощь. Знакомому моему, разумеется, помощь была нужна. Бандюкам - нет. И они, бандюки, стали довольно в резкой форме просить инспекторов проваливать на все четыре стороны... Трудно сказать, чем закончилось бы дело, если бы инспекторы все же уехали. Более того, рискуя жизнью и карьерой, инспекторы вступили в рукопашную схватку с вымогателями...
Публикации о подобных сторонах работы инспекторов ДСП к сожалению, огромная редкость. Оно и понятно, писать о плохом легче, чем о хорошем. Мы, рядовые водители, зачастую и не знаем, каким опасностям подвергают себя инспекторы, неся повседневную службу... Я не хочу ни хвалить, ни ругать стражей дорожного порядка. Просто хочу рассказать об их нелегком и, между прочим, мало оплачиваемом хлебе. Рядовой инспектор получает зарплату... 1700 рублей...
Итак, к половине одиннадцатого вечера я пришел в отдел ГИБДД ОВД Восточного округа столицы... Ночная смена начинается в 23.00, а до нее получасовой инструктаж и распределение постов.
- Ну давай будем знакомиться, - говорит инспектор, - я Николай. Это (кивая головой на напарника.- Д.З.) - Сергей.
Сергей сел за руль патрульной «семерки», Николай - на переднее пассажирское, я - уютно приткнулся на заднем. Сижу и думаю, произойдет сегодня чего-нибудь интересное: головокружительные погони, перестрелки не дай Бог...
- Ты не переживай, - словно угадав ход моих мыслей, говорит Николай, - у нас каждую ночь происходит что-то веселенькое...
И точно, едва мы успели заступить на дежурство, как к нам за помощью обратилась молодая семейная пара. В их «жигуленок» пятой модели врезался автомобиль, ни то «Москвич», ни то «девятка», и с места происшествия скрылся. По рации Коля пытается передать ориентировку машины и ее номер, однако попытка не удается. В радиоэфире тишина...
- Мы находимся далеко от поста, - поясняет Сергей, - поэтому сигнал не доходит... Все никак не вооружат нас мощными радиостанциями.
Коля достал из кармана мобильник и, набирая номер телефона поста, с улыбкой говорит:
- Вот чем нас надо вооружать, а не рациями. Безотказная вещь. Одно время ходили разговоры, что переведут ДПС на сотовую
связь, и оператора нашли... но не сложилось. Поэтому пользуемся личными мобильниками. Заметь, платим из своего кармана.
- Было время, когда бензин для патрульной машины за свои деньги покупали, - добавил Сергей.
Передав ориентировку автомобиля-беглеца на пост, Коля предложил поколесить по окрестностям:
- Вдруг повезет - попадется где-нибудь нам на глаза...
Покатавшись по району минут двадцать, так и не обнаружив ни то «Москвич», ни то «девятку», мы поехали устраивать засаду.
- Сейчас перекроем где-нибудь малолюдную улочку, - говорит Сергей, - и начнем отлавливать «энэсов».
- «Энэсов»? - недоумеваю я.
- Это мы так называем нетрезвых водителей, - поясняет он. - Когда мы забираем водительское удостоверение у пьяного, во времянке пишем н/с, то есть нетрез вое состояние...
Пока мы искали место для засады, нам на глаза на глухой улочке попалась фура. Сергей включил «мигалки»...
- Подозрительная фура, - говорит Николай. - Сейчас на часах двадцать пять минут первого, а грузовики, кок правило, в столь поздний час едут либо по ожив ленным улицам, а не по такой глухомани, либо стоят на стоянках.
Я в предвкушении чего-нибудь эдакого распаковываю фотоаппарат. Мне почему-то думалось, что нам попалась фура, до краев набитая наркотиками или какой-нибудь контрабандой... Но все оказалось гораздо прозаичнее - водитель большегруза немного заплутал, пытаясь выехать на МКАД. А в кузове вместо предполагаемой мной наркоты было молоко.
Едем дальше. Подъезжая к торговому центру, мы наблюдаем, как черная «Волга», едущая перед нами, поворачивает налево через двойную сплошную. Мы за ним. Мы с Колей вышли из машины и направились к водителю. Представившись, Николай попросил водителя предъявить документы. В ответ он услышал примерно следующее:
- Какого ляпа вы меня остановили... Вы не имеете права меня так просто останавливать...
- Вы пересекли двойную сплошную, - возразил Николай.
Вместо того чтоб согласиться, водитель «Волги» стал оправдываться, мол, сами виноваты - нужно ярче делать линии разметки... Затем стал возмущаться в связи с тем, что Николай хотел изъять у него водительское:
- До вы на это не имеете права! - громогласно гавкнул водитель.
- Назовите мне номер указа, который запрещает мне изъять у вас права, - с невозмутимым спокойствием продолжает Николай.
- Откуда я знаю кокой номер! - рявкнул водитель. - В газетах пишут, начальство ваше по телевизору выступает и говорит об этом...
- Да ладно, Коль, - сказал Сергей, - чего с хамом связываться...
Послушав совет Сергея, Николай отпустил водителя «Волги» восвояси.
- И часто такие экземпляры встречаются? - спрашиваю я.
- Очень часто. Каждый второй водитель начинает качать права по поводу и без повода. Закон, запрещающий нам изымать права, вступит в силу только летом. Но люди не намерены дожидаться лета и отказываются отдавать водительское удостоверение уже сейчас... А еще есть категория водителей, которых только остановишь, и их понесло матерком, мол, ты, гаишник, такой-то растакой-то, да я ж тебя без работы оставлю, да я ж с тобой то-то, то-то сделаю... И что интересно, такое поведение в основном наблюдается у водителей отечественных авто. Те, что но иномарках, ведут себя приличнее. То, как водитель общается с инспектором, - это показатель того, насколько водитель уважает сам себя. Человек, у которого есть самоуважение, никогда не позволит себе нахамить инспектору...
- Кстати, что вы думаете, как вам будет работаться по новому кодексу? - вдогонку спрашиваю я.
- Роботать вообще будет невозможно, - говорит Николай. - Я даю стопроцентную гарантию, что число ДТП возрастет, как минимум, раза в два. По сути, новый кодекс делает любое правонарушение безнаказанным. Водители почувствуют это и тогда на доро-гах начнется беспредел...
- Это как пить дать, - соглашается Сергей.
Для проверки остановили «жигуль» четвертой модели. Николай направился к остановленной машине, мы с Сергеем остались в патрульном авто. Сергей, не отрывая глаз, наблюдал за Нико-лаем:
- Работа у нас такая, - поясняет Сергей. - От того, присматривает за тобой напарник или нет, - зависит твоя жизнь. Да и сам, когда проверяешь документы, одним глазом в них, в документы, другим - на водителя и на пассажиров. Тут дело такое, чуть-чуть зазевался, отвлекся и тебя по голове могут чем-нибудь ударить...
После этих слов Сергей вышел из машины и пошел ритмичной походкой к напарнику. Подошел к пассажирам, отдал честь и попросил предъявить их документы. Затем он попросил одного из пассажиров «четверки» выйти из машины и проследовать за ним.
Из «четверки» вылез тощий паренек и уныло поплелся за Сергеем...
- Вот, принимай, - говорит Сергей, сажая этого парня ко мне на заднее сиденье. - Регистрации нет. В ближайшее ОВД его отвезем.
Вскоре подошел Николой и мы повезли задержанного.
- Ты чего ж себе регистрацию не сделал? - спрашивает паренька Николай.
- Тольк вчера приехль. Чес слово, тольк вчера. Слишь, камандыр, отпусти, а... Тавай дакаваримса?
- Сиди тихо, - скомандовал Сергей.
- А ты откуда в Москву-то приехал? - спросил Коля.
- Из Таджикистана, командыр. Работать приехаль, командыр. Телешька на рынка таскаю...
После того как мы сдали таджика в отделение милиции, опять поехали на глухую улочку... Поработать на ней у нас получилось недолго - у Николая зазвонил мобильный телефон... Жестом он нам с Сергеем показал, чтоб мы быстро садились в машину...
- Я ж тебе говорил, что будет чего-нибудь веселенькое, - сказал он, не отрывая от уха мобильник. - Погоня. Лешка уже полчаса гоняет по дворам какого-то пьяного... Ты послушай, что у них там творится, - сказал он, передавая мне трубку. Кроме рева сирены в трубке ничего не было слышно...
Вскоре мы присоединились к погоне. Далее все было, как в фильмах: скорость, заносы... Этот аттракцион, пожалуй, покруче американских горок с мертвой петлей - скорость, с которой мы гонялись по дворам за «опелем», 120 км/ч. Гнали, и я уверен, каждый из нас думал только об одном - чтоб ни-кто на дорогу не выскочил... Мы подоспели к самому завершению погони. И это завершение было очень звучным. Как последние аккорды в произведениях Баха. «Опель Вектра», не снижая скорости, поднялся в воздух где-то на полметра и со страшным грохотом рухнул на землю. Наши патрульные машины еле-еле успели остановиться. В некоторых дворах вкапывают трубы, напоминающие частокол, чтобы автомобили не ездили. И вот в такое заграждение, на полном ходу напоролся «опель». Картинка, конечно, еще та - толстенные трубы согнулись так, будто они были сделаны из пластилина...
Дверь «опеля» распахнулась, и из салона вывалился гражданин, которому с первой попытки не удалось удержать себя на ногах. Алексей, водитель «шевроле», быстро подбежал к водителю, вернул его в вертикальное положение и затребовал документы...
Через несколько минут подъехали еще машины с мигалками...
- Сейчас «дуть» его повезем, - говорит Николай.
- Что значит «дуть»? - не поняв термина, спросил я.
- В трубку дуть. Проверять на содержание алкоголя.
Посадили Борисыча (так ребята называли водителя «опеля») на заднее сиденье нашей «семерки» и поехали. Борисычу, впрочем, как и любому человеку, находящемуся под балдой, хотелось общения. Обнаружив рядом с собой на заднем сиденьи объект для задушевной беседы, то бишь меня, он без промедлений принялся говорить о глобальном. Размышлял об устройстве мироздания, о том, есть ли жизнь на Марсе... Делился планами на будущее:
- Хочу землю взять. Дачу буду строить...
Ему хочется чем-нибудь похвастаться, а нечем, поэтому рассказывает о замыслах и планах, которые только что пришли в голову. Было такое ощущение, будто он и позабыл вовсе о разбитом авто... Свои размышления время от времени он сдабривал репликами типа:
- Молодец ваш Лешка! Хорошо водит! Но если бы он был не на «шевроле» - я б ушел.
После подобных фраз у него в размышлениях о глобальном словно открывалось второе дыхание. Он с новыми силами, с новыми масштабами сравнивал, к примеру, устройство муравейника с устройством человеческого общества:
- Не, ну вы, конечно, и водите - машины, что ль, совсем не жалеете? - не унимался Борисыч.
- Почему ж не жалеем? Еще как жалеем, - отвечает Сергей. - Но тебя ж надо было поймать...
- Кстати, у вас машины подолгу живут? - интересуюсь я.
- На пять лет они выдаются. Чего хочешь делай, но пять лет на ней должен откатать. А вообще сыпаться начинают после второго года эксплуатации. В скором времени обещают все ГИБДД пересадить на ВАЗовские «десятки». Машина отечественная, а запчасти к ней стоят как для иномарки...
Приехов в диспансер, мы увидели Борисыча во всей красе: шишка но лбу, грязные изодранные брюки и куртка. Казалось, будто он вылез из горящего танка...
- Ребят, я пойду умоюсь, - промямлил Борисыч, направляясь к туалету.
Правда, ему это сделать так и не удалось. В дверном проеме нарисовалась, извините за грубость, врачиха, которая скомандовола Борисычу тоном, не требующим возражений, пройти в кабинет.
- Подождите, я лицо умою, - жалобно сказал Борисыч.
- Вам тут что, химчистка?! - с желчным оскалом протараторила она. - Ну-ка быстро! Я ждать вас не буду.
Своими повадками она мне напомнила толстую продавщицу в телогрейке (хотя вовсе и не была толстой, скорее, напротив), которая только и ищет повод полаяться с кем-нибудь...
В освидетельствовании она написала, что у Борисыча неопрятный вид, речь - вялая...
- Че она пишет, что вид неопрятный, - возмущался Борисыч. - Она же сама мне не дала привести себя в порядок!
...Борисыч после освидетельствования нашел новый предмет разговора - женщины. Размышлял о том, какие они коварные и вредные создания, приводя в пример эту врачиху.
Теперь года два-три Борисыч будет передвигаться на своих двоих. Вот так-то - садиться поддатым за руль.
- Вызвали аварию оформлять, -сказал Коля. - Похоже, опять дело «энэсом» попахивает.
По дороге к месту ДТП мы увидели страшную картину - два автомобиля, «ауди» и «девятка», столкнулись лоб в лоб. Рядом с этими грудами искореженного железа лежали два трупа...
- Представляешь, Дим, и вот так они лежат тут уже четыре часа, - констатировал Николай. - У нашего государства нет достаточного количества катафалок, чтоб по-человечески... Ужас.
...Приехав на место, мы увидели «ауди-80», которая не вписалась в поворот и, снеся декоративную оградку, вылетела на газон с елочками. Елочки я упомянул не случайно. Они, можно сказать, виновники того, что мы приехали. Этот газон с елочками - прилегающая территория к продуктовому магазину. Другу хозяина магазина не понравилось, что кто-то посмел сметелить оградку и въехать на газон с елочками. Он бегал вокруг «ауди» и как колдун повторял одно и то же заклинание:
- Ты, парень, попал на большие деньги! На очень большие. За оградку тебе придется заплатить бабла немеренно... Эта елочка стоит тыщу долларов, это - полторы... Ты влип по-крупному, парень...
Сказать по правде, трезвых на месте этого происшествия не было. Вернее, трезвыми были только Коля, Сережа и я. Все же остальные персонажи только создавали иллюзию трезвости. И этот, друг владельца магазина, изрядно пошатываясь, тыкал каждому встречному и поперечному милицейскую ксиву. Потом, поняв, что его документ ни на кого должного впечатления не произвел, он стал отнимать у водителя «ауди» ключи от авто. И чтоб вы думали, - отнял. Затем Коля стал отнимать ключи у него...
- Цирк, да и только, - ухмыляется Сергей.
- Видишь, какая у нас работа веселая, - добавляет Коля, вернув ключи законному владельцу. - Пьяных приходится разнимать.
Затем мы повезли горе-водителя на стационарный пост.
- Мы все замеры сделали, - поясняет Коля, - передадим их на пост, а там они им займутся. На «продувку» повезут и прочее...
- А хорошо водитель датый? - интересуюсь я у Николая.
- Сам он говорит, что не пил. Однако запохан от него еще тот! А у нас был случай... Останавливаем авто для проверки, смотрю - водитель «навеселе». Я у него спрашиваю, мол, употребляли спиртное. Он говорит, что нет. Говорит, что закодирован. Более того, достает медицинскую справку, в которой написано, что употреблять спиртное он не может в связи с кодировкой... Везем дуть. Спиртного в нем было столько, сколько за сутки ни один ликероводочный завод не выпускает. В общем, код он как-то подобрал...
До окончания ночной смены осталось полтора часа. За это время мы остановили десятка четыре машин. Выявили двух «энэсов», одного водителя без прав, трех - без техосмотра...
Вернувшись в родное отделение ГИБДД, ребята написали отчет, переоделись и разошлись по домам - отсыпаться...