Полеты во сне и наяву
Вспомнил я об этом во время поездки в Астрахань в сентябре. В те края наезжаю не часто, раз в пять лет. Первый раз проехался по трассе в 1991г., далее была поездка в 1996-м и последний раз совсем недавно. Маршрут в 1600 км в один конец, пусть и не большой для дальнобойщика, но тем не менее, позволяет понять, что происходит за пределами Московской кольцевой автодороги.
Сидя в московской квартире, читая автомобильные издания и смотря телепередачи на автомобильные темы, не только я, но и миллионы автомобилистов утверждаются в мысли, что автомобильные дороги строятся космическими темпами, менты все меньше и меньше занимаются вымогательством, а наши машины вот-вот догонят (не в цене) по качеству иномарки. Разглядывая телевизионные кадры со счастливыми лицами дорожников, гибэдэдэшников и водителей, я невольно пускал слезы умиления и слюни от предчувствия, что скоро вся страна покроется сетью автобанов и стада русских машин начнут носиться как угорелые от Камчатки до Калиниграда.
Похмелье наступило уже в Домодедовском районе Подмосковья. В очередной раз выписывая на фуре»фигуры высшего пилотажа, я вдруг понял, что участок дороги даже длинной в 100 км далек от сдачи в эксплуатацию. По телевизору, однако, радостные лица уже год твердят, что он сдан полностью. Полностью, может быть, сдан только пост ДПС у моста через реку Ока, правда, мне, как водителю, от этого ни жарко ни холодно. Хорошо, что о государевых служащих заботятся, может, и до работяг когда-нибудь очередь дойдет. Проезжая в темное время суток этот недостроенный участок, мне бросились в глаза отражатели на отбойниках, которые ни грамма не отражали свет фар. Может, просто давно их не мыли? Я сразу вспомнил широко разрекламированную эпопею с установкой отражателей на полотне дороги на Профсоюзной и других улицах. Или я слепой, или они с самого начала не отражали свет не только фар машин, но и уличных фонарей. Где они сейчас? Благополучно и по тихому закатаны в асфальт. Интересно, сколько денег осело в кармане чиновника, давшего добро на установку бесполезной вещи зо наши с вами денежки.
Переехав Оку по новому и, надо отдать должное, хорошему мосту, мы двумя машинами вырвались на оперативный простор. Впереди Тамбов, Волгоград и Астрахань. Остается только топить акселератор и наслаждаться жизнью. Несколько километров пути, и я понял, что наслаждение откладывается на неопределенное время. Бугры и ямы бросали машину так, что одной рукой мне пришлось вцепиться в баранку, а другой в ручку двери, заодно уперевшись коленями в руль. Пневмосиденье выдавало максимальную амплитуду, и я вспомнил детские поездки на моторных лодках в шторм. Поняв, что это «удовольствие» будет продолжаться все 3000 км, я загрустил. Попробовал отключить пневмоэлемент сиденья, но запротестовал позвоночник, да вспомнил, что не взял с собой боксерскую капу. Можно было бы ехать не 80 км/ч, а 40 - 50, как большинство грузовых машин, но нас поджимали сроки.
Сон дальнобойщика после хреновой дороги так же кроток и не приятен, как и сон алкоголика. Перед тем как уснуть, мне вспомнились телевизионные картинки с хорошими дорогами. Наверное, я оказался не в то время и не в том месте, подумал я, и задремал.
Волгоград проезжали утром: все та же мысль, что когда-нибудь город должен закончиться, все то же отсутствие указателей, все те же разбитые объездные дороги для грузовиков, когда ехать приходится 5-10 км/ч. В реальной жизни не меняется ничего.
Состояние трассы Волгоград - Астрахань не поменялось ни в лучшую, ни в худшую сторону. Как была она плохой десять лет назад, такая же и сегодня. Денег дорожникам хватает только на латание дыр. Зато жизнь вдоль трассы кипит. Частники взяли в аренду участки земли вдоль дороги и выращивают на них сельхозпродукцию. Цены по сравнению с московскими просто смешные: помидоры 2 рубля кг, арбузы и дыни 1 руб. Правда, часто продают кормовые арбузы и дыни. Вкус как у травы, но чайники из-за 10-20 руб возвращаться не будут, а те кто закупает продукцию фурами, на дешевый трюк не клюют.
Астраханская область славится не только бахчевыми культурами, но и ментами. Как и везде на юге, они более наглые и беспардонные, чем в средней полосе. Семь пикетов от Волгограда до Астрахани не проедешь без объяснений с вымогателями. Нас спасло то, что везли мы оборудование. А его на зуб не попробуешь и на ноги не наденешь. Нас отпускали просто так. Правда, на въезде в Астрахань лейтенант открытым текстом попросил хоть 50 руб. На мой вопрос, с чего бы это? - он ответил: «Тебе жалко, что ли». Что называется, без слов. Еще меня удивило, что на этом же пикете отбираются документы на груз, машину, водительские права, и ты начинаешь общаться сначала с транспортной инспекцией, затем с налоговой (что делает налоговая на посту - непонятно) и только по результатам разговоров с этими инстанциями инспектор ГИБДД решает, что делать с тобой дальше. Водители мечутся от одной комнаты к другой, и жалкие попытки возразить вызывают бешенство ментов и угрозы проторчать здесь несколько суток. Мы со своими железками потеряли около часа. Все это прикрывается борьбой с терроризмом. Но осмотр машины заканчивается там же, где и начался, - у слегка загнутого угла заднего тента. Цель всех этих телодвижений - содрать что-нибудь с водителя или хозяина груза. В разговоре с водителями мы узнали, что при перевозке товара, имеющего хоть какую-то практическую ценность для ментов приходится плотить всегда хоть натурой, хоть деньгами. Иначе чем грабежом это назвать нельзя. Поэтому разглагольствования чиновников от МВД, что милиция поворачивается лицом к народу, вызывают, по меньшей мере, усмешку.
Жить стало лучше, жить стало веселее. Фразы типа этой изо дня в день твердят средства массовой информации. Но основная масса перевозчиков продолжают ездить на старых, морально и физически устаревших КамАЗах. Даже новый Камаз встречается редко, не говоря уже о МАЗах. Наши иномарки вызывали всеобщее любопытство и интерес. Проехав 3000 км, я понял, что нам еще долго ездить на рыдванах, которые больше 50 км/ч на трассах не выжимают, да на таких дорогах и смысла нет. Современные машины с пневмоподвеской долго такой эксплуатации не выдержат. Отечественный автопром зарубежной экспансии может не опасаться. Дороги должны быть достойны машин. Или наоборот?
Так что, господа, иногда полезно оторвать свой зад от дивана, чтобы не отрываться от действительности. Хотя наши читатели и так знают состояние отечественных дорог, качество машин и беспредел ментов. И сколько нам не тверди, что это халва, слаще от этого не становится. Счастливые улыбки чиновников с экрана телевизора означают только то, что у них все нормально. Слава Богу - голодный чиновник намного опаснее сытого.