Последнее путешествие Ту-144
Закончится ли все через 800 метров?
Вообще, в сюрпризах с самым необычным транспортом года не было недостатка. Через десять лет после запроса из Синсхайма руководители КБ Туполева наконец-то согласились передать списанный экземпляр сверхзвукового самолета за 1,5 миллиона марок, включая расходы на транспортировку. Однако как доставить советский суперсомолет в Швабию? Перелет, так сказать, своим ходом был исключен, оставалась только дорогостоящая перевозка по воде и наземным путем. Целый месяц фюзеляж, хвостовое оперение и разобранное крыло самолета путешествовали из Москвы через Санкт-Петербург по Северному морю, Рейну и Майну до Хайльбронна, порта на реке Неккар. Хотя из-за шторма в Северном море, а также отсутствия необходимой навигационной поддержки российскому судну произошла задержка на два дня, одиссея перехода длиной 4360 километров закончилась успешно - это расстояние в свое время самолет, имевший крейсерскую скорость, в 2,35 раза превышающую скорость звука, мог преодолеть за два часа... Необычность этой наземной транспортной операции заключалась в том, что размеры груза превышали все разумные пределы: длина автопоезда около 60 м, ширина – 9 м- Для этих целей привлекли специальную грузовую платформу с гидроподвеской - С помощью дистанционных пультов платформа могла изменять высоту над дорожным полотном и уровень крена. Кроме этого поворотные оси платформы также управлялись индивидуально с помощью дистанционного пульта. Только благодаря этим техническим решениям удалось преодолеть трассу длиной 30 км.
До автострады, ведущей в город, где находится авиационный музей, 3 км. Их проходили 2 часа. Сантиметр за сантиметром тянет Actros груз девятиметровой ширины через узкий участок трассы. Надо выйти из кабины, проверить, все ли нормально, протянуть дальше, опять выйти, опять посмотреть и так долее - и все это на волосок от светофоров, ограждений, дорожных знаков и щитов. «Самый трудный участок - это проезд по автостраде», - с небольшим волнением говорит водитель тягача о преодоленном этапе по автостраде А6.
Однако профессионала по транспортировке сверхгабаритных и тяжелых грузов, рабочий день которого начался в четыре часа утро, ждет следующее испытание: съезд с автострады, который может преодолеть только «водитель-волшебник», слишком узок для груза девятиметровой ширины. Четыре огромные гондолы двигателей самолета проходят на волосок от ограждений и дорожных указателей. Водитель и его 47-летний «штурман», находящийся позади состава, вынуждены постоянно с помощью гидравлики выравнивать накренившийся груз. Идет борьба за каждый сантиметр. В половине второго ночи одерживается победа, туполевский гигант успешно пересек закрытую для обычного движения автостраду. Ровно в 5 часов, как и было запланировано, туполевский самолет обретает свою вторую родину. Крановщики, показывая виртуозность индустриального балета, перегружают фюзеляж самолета на территорию музея.
Ту-144: триумф и трагедия
Обогнав «конкорд» буквально на один месяц, 31 декабря 1968 г. СССР выиграл престижную гонку и первым запустил в полет первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144. Согласно планам легендарного конструкторского бюро Андрея Туполева 140 пассажиров на борту сверхзвукового лайнера, имеющего взлетную массу 200 т, со скоростью 2500 км/ч должны были пересекать необъятные просторы Советского государства. Однако мечта о превосходстве разбилась в 1973 г., когда из-за ошибки пилотов самолет потерпел катастрофу на авиасалоне в Ле-Бурже под Парижем - как зловещее предзнаменование - в нескольких сотнях метров от места, где в нынешнем году разбился «конкорд». С 1975 г. самолет использовался в качестве грузового. В 1977 г., сразу после открытия пассажирского рейса между Москвой и Алма-Атой, разбился второй Ту-144. Таким образом, в 1978 г. проект широкомасштабных перевозок пассажиров со сверхзвуковой скоростью в СССР был похоронен. В 1996 и 1997 гг. Ту-144 18 раз поднимался на высоту 19 км в качестве летающей лаборатории в рамках совместной работы с американским космическим агентством НАСА.