Красота – страшная сила

ЛАРИСА
Когда в тысяча девятьсот девяносто замшелом году я выходила из серенького, неприглядного здания нашего районного ГАИ (тогда еще в дурном сне не могло присниться неблагозвучное ГИБДД) и разглядывала новенькое водительское удостоверение, в котором в графе «категория» стояло «В, С», в мозгу, истощенном моим многочасовым подпиранием стен в душном и унылом помещении, оставался только один вопрос: а для чего козе баян? Зачем женщине право управления грузовиком? Ответа на этот вопрос я тогда не знала, но философски рассудила, что в жизни все может пригодиться и коль уж так исторически сложилось, то и быть по сему.
За время не очень большого, но все же водительского стажа, мне пришлось управлять «Жигулями», пятой, восьмой и девяносто девятой модели, «Нивой», «опелем», «фольцвагеном», «фиатом», моторной лодкой и конем. Время шло, а ружье, столько лет висящее на стене декорации в пьесе жизни, все не стреляло. Водительская Мечта - проехаться на настоящем, большом грузовике по настоящей дороге, долго не хотела исполняться.
И вот сегодня - историческое событие. Я - за рулем «ивеки». Уважаемый читатель, не подумай, что я надеюсь, что у меня сразу получится. Я долго привыкаю к каждой новой машине и не устаю чувствовать себя чайником. Зато это дает мне свежесть чувств. Это не очень приятные чувства: страх, неуверенность в себе, но вскоре через них прорывается тоненький радостный голосок: у меня получается, все не так страшно!
Итак - впечатления. Первое -это чудовищно. Исполинские колеса, бензобак размером с джакузи. Однако, в кабине комфортно даже уютно. Ветровое стекло огромное, как экран в кинотеатре, и высоко. Сидишь на верхотуре, недосягаемая для мелких неприятностей, почти паришь в облаках. Нет, во всем этом определенно есть свои прелести. Те самые, ну очень джентльмены, которые, увидев женщину за рулем, ведут себя неадекватно, стараются обогнать, даже с риском создать аварийную ситуацию, гудят за спиной и мигают фарами, проявляя нетерпение, вдруг стали ужасно вежливыми: они пропускают, даже когда не обязаны, робко намекают на то, что хотели бы обогнать, если, конечно, можно, если я не против. Я не против - обгоняй, я не злопамятна! Прохожие и водители в шоке - это фурор! Хватаются за голову, в ужасе закрывают глаза, выражения лиц можно без грима переносить на картины Репина «Приплыли», «Утро стрелецкой казни», «Парадный портрет государя императора» и Петрова-Водкина «Купание красного коня».
Несколько удручает количество передач, но в целом все очень доступно, руль поворачивается одним пальцем, передачи переключать не так сложно, педали давятся без особого напряжения. Поначалу пугает змеиное шипение, раздающееся довольно неожиданно, после нажатия на педаль тормоза... Главное ощущение - это огромная ответственность, отдаешь себе отчет в том, сколько лошадиных сил в этой машине, каково ее масса, малейшая ошибка с твоей стороны может привести к катастрофе. Впрочем, когда видишь на МКАД гоняющие «взапуски» фуры, создается впечатление, что не все водители действительно чувствуют эту ответственность, и, глядя на последствия аварий с участием грузовиков: сложенные пополам автопоезда, раздавленные легковушки, перевернутые прицепы, - делаешь выводы... Думаю, самое страшное для водителя грузовика - чувствовать себя самым крутым, как будто именно с тобой ничего не может случиться. А это так свойственно мужчинам!
Отдаю себе отчет в том, что, наверное, на отечественных грузовиках было бы, пожалуй, не так комфортно, по крайне мере проводя аналогию по разнице между нашими и иностранными легковыми автомобилями. Но ведь ездят же люди! Значит, можно. Вообще-то, я встречала много женщин директоров и владелиц магазинов запчастей МАЗ, КАМАЗ. Эти стройные, миниатюрные молодые женщины с прямым твердым взглядом, под действием поставленного голоса которых огромные железяки (в которых они еще понимают!) непостижимым образом перелетают с полки но полку или к новому владельцу, всегда меня восхищают. Более степенными и антуражными выглядят владелицы автомобилей и грузоперевозок. Их тоже немало. Имеются женщины - директора крупных фирм, официальные дилеры производителей всем известных марок грузовиков. Это уже настоящие бизнесвумен, красивые, умные и очень деловые. Пожалуй, женщины в бизнесе грузовых автомобилей достойны отдельной статьи. Однако водители-дальнобойщицы мне пока не встречались. Думаю, что женщина в принципе вполне в состоянии справиться с вождением большегрузной машины (более того, говорят, именно женщины часто управляют огромными КРАЗами и БЕЛАЗами, так как в управлении этими гигантами требуются терпение, отсутствие всякого лихачества, что доступно не всякому мужчине, и, что немаловажно, принципиальная трезвость. Однако в нашей стране работа эта небезопасна. Женщине страшновато было бы на трассе в случае поломок (это при нашем-то сервисе), и вряд ли приятно выяснять отношения с милицией, когда на тебе ответственность за груз. Опять же женщины успешно справляются с троллейбусами и трамваями в непростом городском движении. Дедушка Фрейд в свое время растолковывал образ коня в женских снах, как образ мужского начала, как символ грубой силы и мужественности. В наше время, когда лошадиные силы в большом количестве заключены в железных агрегатах, приснившийся грузовик, надо полагать, можно растолковывать в том же ключе (к легковым автомобилям, я думаю, это не относится, мне они представляются, скорее, в женском роде, недаром новенькую, блестящую покупку мы называем своей красавицей, а видавшую виды трудягу - колымагой или развалюхой). И кто знает, возможно, когда-нибудь образ женщины в комбинезоне, сидящей за рулем большегрузного автомобиля, будет столь же привычен и привлекателен, как образ балерины в пачке, летящей по сцене, или тетки в оранжевом жилете, забивающей костыли на железной дороге!
СВЕТА
Предложение поступило достаточно неожиданно. Хотела бы я поводить грузовик? Да не просто грузовик - седельник! Приключений в жизни мало - это, во-первых. Я ни разу не видела даму за рулем седельника - это, во-вторых. Ну а когда мне предложили еще и написать о моих ощущениях, если и были еще какие-то со мнения, то они улетучились.
Что поражает - размеры! Hе сказала бы, что очень удобно залезать в кабину по трем практически вертикально расположенным ступенькам. Удивляюсь как легко и непринужденно это делают дальнобойщики (вполне вероятно, что у нас центр тяжести несколько в другом месте, Но кабина!!! Высоко сидишь, далеко глядишь. Обзор бесподобен. Кстати, очень удобны зеркала. Хотела бы я такие на свою «девятку». Дизайн кабины несколько простоват, на мой взгляд, видимо, дизайнеры дам в расчет не брали.
Прохожу инструктаж. После того-как я узнала, что скоростей: всего-то-навсего 16», я была крайнее удивлена, что педалей; -таки три, как обычно. Пошли сложности - пониженные передачи, повышенные. Очень мягкий ручник (на нем совсем не надо виснуть), педали крупные - не промахнешься.
Итак, надо ехать. Мама, страшно! Но что делать! Втыкаю четвертую передачу и трогаюсь, дается эта махина очень легко, а как поворотлива! Одни положительные эмоции. Гидроусилитель руля позволяет крутить руль одной рукой. Но моей «девятке» руль далеко не такой легкий. И мы, как на корабле, трогаемся плавно в путь. По дороге понимаю, что с кораблем я несколько погорячилась. Неровности дороги машина воспринимает достаточно близко к сердцу - достаточно жестковато. Зато очень хорошая маневренность. После трогания переключаюсь на нейтраль, вспоминая инструктаж, бью кулаком по рычагу вправо (повышенные передачи) и с пятой попытки нахожу шестую скорость. Поехали! Седьмая и даже восьмая передача! Обалдеть. С высоты кабины кажется, что несешься на огромной скорости, а всего-то 60 км/ч. И вдруг понимаю, что водить такую махину совсем не страшно, что она тебя слушается и едет туда, куда ты хочешь. А главное, внизу мельтешат какие-то несчастные легковушки, которые, как тараканы, врассыпную разбегаются перед тобой, уступая тебе дорогу.
Из самых ярких впечатлений запомнились лица людей на автобусной остановке, возле которой я выруливала рядом с припаркованными машинами. С таким скорбным выражением лица меня обычно встречала мама на заре моей юности, когда я поздно приходила домой. Но это совсем другая история.
Права была Лия Ахеджакова в фильме «Служебный роман», что и зайца можно научить курить. Значит, и мы можем научиться водить седельники. Научиться бы переключаться без помощи кулака, втыкать нужную передачу хотя бы за 5 минут, а не за полчаса, да еще попробовать водить машину с прицепом по самым оживленным улицам Москвы, и после всего этого еще неизвестно, кто сможет лучше водить эти большие корабли!