Чисто рекламные функции
На первом грузовом «даймлере» красовалась выполненная каллиграфическими буквами надпись: «Daimler Motoren Geselschaft Cannschtadt» Многочисленные фургоны для транспортировки одежды, продуктов, мебели и других грузов также несли на стенках множество лаконичных надписей, подчеркивающих назначение перевозимых грузов. В Москве в 1912 году была целая колонна фургончиков «даймлер» грузоподъемностью 600 кг, обслуживающих универсальный магазин «Мюръ и Мерилизъ», что расположился на Петровке в доме №2, являвшийся собственностью Дмитрия Хомякова. Эта традиция живет и процветает и по сей день. Огромные фуры, несущие на бортах великолепно написанные картины, колесят по дорогам всех континентов, вызывая интерес и восхищение встречных и поперечных и исподволь внушая обывателям, в какую транспортную компанию нужно звонить, если вы решили купить мебельный гарнитур или пианино для вашего подрастающего чада.
Эксцентричные жители Североамериканских Соединенных Штатов пошли намного дальше, вполне справедливо полагая, что примелькавшиеся трайлеры с бесчисленными автографами транспортных компаний настолько приелись, что ни один здравомыслящий человек не станет обращать на них никакого внимания. А что, если сделать автомобиль в виде товара на колесах, который требуется перевозить и заставлять жителей страны его приобретать? Так появились автомобили-зажигалки, автомобили-бутылки, автомобили-башмаки, автомобили-консервные банки, автомобили-фотокамеры, автомобили-карлики и автомобили-гиганты.
Обувной магазин на Вашингтон-стрит в Форт-Вебере переоборудовал два обычных «Шевроле» 1920 года серии «490», установив на их шасси огромный ботинок с надписью «Peters Brothers» - владельцев обувного маркета. Два места для водителя и пассажира размещались в верхней части «башмака», на этой машине катали любого, кто покупал хотя бы пару ботинок у братьев Питерс. Грузовой «Форд У-8» 1935 года компании Bolclen Golden Krest, занимающийся продажей молока, был выполнен в форме молочной бутылки с пробкой, в задней части которой открывался торговый бокс, к нему подходили желающие испить парного молочка, естественно, предварительно заплатив за него доллары.
Огромный белый автобус White модели 50В. 1927 года был передвижным салоном-магазином на колесах, внутри которого устанавливался полный комплект санитарно-технического оборудования, необходимого в любом доме, начиная от умывальника и заканчивая ванной, унитазом и газовой колонкой для подогрева воды. Машина путешествовала по всей Америке от Сиэттла до Нью-Йорка. Желающий мог выбрать любой понравившийся предмет сантехники и оформить на него заказ.
Полуприцеп-фургон для перевозки замороженных продуктов компании «Пеетерз и Сын» поражал необыкновенной пропорциональностью и прекрасно стилизовался с седельным тягячом «студебекер» 1936 года, имеющим кабину, установленную над двигателем. «Форд» модели «В» 1932 года стал магазином на колесах, в котором можно было купить жевательную резинку «блоуни», на его крыше красовался тип с носом, раздутым подобно жевательной резинке, привлекая внимание детей и взрослых, которое всегда заканчивалось покупкой жвачки.
В 1920 году американская автомобильная компания Graham Brothers, впоследствии переименованная в Graham Page, построила для выставки в Латинской Америке огромный фантастический автобус, копирующий школьный автобус на шасси Graham. Его необычность заключалась в том, что нормальный школьный автобус этой фирмы был «ростом» в половину колеса демонстрационного гиганта, а человек среднего роста, вытянув руку, еле-еле доставал до нижней гайки переднего колеса. Для презентации новых автомобилей компания «Оберн», что размещалась в штате Индиана, в 1935 году построила миниатюрную копию своего седана серии «952», в который с трудом втискивался президент «Оберна» Рой Фолкнер.
«Транспортная компания Вернера» использовала в рекламных целях два автопоезда: один, состоящий из «нормального» седельного тягача Mack, и второй, который был миниатюрной копией первого, с совершенно одинаковой по стилю кабиной, в которую едва вмещался водитель небольшого роста. Обе машины эксплуатировались одновременно и неизменно притягивали к себе внимание как просто любопытных, так и тех, кому требовались транспортные услуги.
К сожалению, начавшаяся после второй мировой войны экономия на всем свела на нет постройку специальных рекламных автомобилей. Последним наиболее интересным представителем этого племени стал автомобиль-зажигалка компании Zippo, созданный на базе кабриолета Chrysler New Yorker 1948 года. Сегодня такие машины стали вожделением коллекционеров, а потребителям приходится ограничиваться рассматриванием фантастических чудовищ на боковых стенках обычных фургонов.