Эх, дороги...
Европейское сообщество при поддержке ЕК ООН, ЭСКАТО ООН и США прорабатывает проект строительства автомагистрали из Китая через республики Средней Азии, Каспийское море (паромом), республики Закавказья, Черное море (паромом) в Европу. От России шарахаются как черт от ладана. Наши чиновники решили посчитать, сколько может принести денег (куда они пойдут – уже другой разговор) обслуживание транзитных потоков. Когда всплыла цифра $4-6 млрд., то государственные мужи решили, что это не такие уж маленькие деньги и стоит принять шаги, чтобы их получить. Поэтому неудивительно, что в последнее время мы все чаще слышим слова о поддержке отечественного перевозчика, о необходимости создания приемлемых условий для осуществления коммерческих автоперевозок. Очень хочется верить, что это не очередная популистская болтовня.
Один из главных факторов успешного проведения в жизнь этого проекта – наличие и состояние автодорог. Географическое положение нашей страны, протяженность территорий и скудное финансирование вносят определенные трудности при строительстве новых и обслуживании старых дорог. США для создания современной и разветвленной сети автодорог потребовалась государственная программа с привлечением огромных материальных и человеческих ресурсов. Сеть дорог любой страны соответствует уровню экономического развития этой страны.
По показателям плотности дорог на единицу площади территории страны и на 1000 жителей! российская сеть дорог значительно, в 5 - 30 раз, отстает от уровня развития сети дорог в зарубежных странах. Полная протяженность автодорог в Российской Федерации составляет 922 тыс. км, из них с твердым покрытием — 751 тыс. км, половина от минимально необходимой для экономики России протяженности дорог с твердым покрытием. Да и эти автомагистрали отстают в своем развитии от мирового уровня на 40 - 50 лет. Средние скорости движения автотранспорта по российским дорогам в два и более раз ниже, чем в европейских странах. Это влечет за собой ежедневный выход но дороги 150 - 200 тыс. единиц дополнительных транспортных средств.
С начала экономических реформ парк автомобильного транспорта в России вырос в 1,6 раза, в том числе количество легковых автомобилей увеличилось на 76%, а грузовых автомобилей - на 15%. Прогнозы показывают, что к 2015 году доля грузоперевозок, осуществляемых автотранспортом, увеличится до 30 - 40%. Этому в первую очередь способствует удобство автомобильных перевозок для потребителя - возможность осуществлять грузоперевозки по принципу «от двери до двери» и в относительно короткие сроки.
В настоящее время более четверти от общей протяженности федеральных автомобильных дорог общего пользования, и в первую очередь на подходах к крупным городам, работает в режиме полного исчерпания пропускной способности. Значительная часть автомобильных дорог была построена под осевую нагрузку в 6 т.
Интенсивность движения на выходящих из Москвы федеральных дорогах составляет от 30 до 70 тыс. автомобилей в сутки, в других крупнейших городах с населением более 1 млн. жителей - от 20 до 40 тыс. автомобилей в сутки.
Для того чтобы стать полноправным участником международной транспортной системы, темпы строительства дорог в Российской Федерации должны опережать темпы автомобилизации, качество строительства автомагистралей должно соответствовать общемировому. Одна из бед России - дороги. Нельзя сказать, что они не строятся. Но темпы строительства и ремонта федеральных трасс никак не соответствуют экономическим и политическим задачам, стоящим перед страной. Совершенно ясно, что без иностранных инвестиций мы не обойдемся. Но чтобы привлечь капитал, необходимо менять налоговую и законодательную базу, дать гарантии, что деньги не будут разворованы в очередной раз, а это уже политика. Оптимизма пока мало. А по состоянию дорог мы можем судить не только об экономическом благополучии страны, но и по количеству дураков в ней.