Торпедоносец из Штутгарта
8 этот раз все будет наоборот. А именно: футбольная команда московского «Торпедо», к слову сказать, завоевавшая бронзовые медали в недавно завершившемся чемпионате России, - да простят нас ее тренеры и игроки! - в данном случае послужит лишним поводом поговорить о чудо-автобусе, который призван обслуживать столичный клуб. И который уверенно этим занимается с октября прошлого года под чутким руководством двух шоферов - Алексея Попкова и Ивана Хитрова.
Справедливости ради надо отметить, что автобусный парк ФК «Торпедо Москва» отнюдь не ограничивается роскошным «неопланом»: в распоряжении команды есть еще два минивэна — микроавтобусы Mercedes. На одном из них работает Хитров. хотя, как вы из дальнейшего рассказа, и он причастен к «старлайнеру». основным «жокеем» которого официально числится Попков. Быть может, впервые вашему вниманию предлагается рассказ и об автобусе, и о футбольной команде, в распоряжении которой он находится.
Прежде чем познакомить вас с «Торпедо» образца уходящего года, следует отметить, что трехкратные чемпионы Союза (1960,1965,1976/осень) впервые поднялись на российский пьедестал почета. За всю историю проведения первенств России черно-белые ни разу не становились призерами (лучший результат был показан в прошлом году, когда команда заняла 4-е место). И вот в чемпионате-2000, наконец, завоеваны бронзовые медали.
Многие заслуженно увязывают этот успех с приходом в «Торпедо» осенью 1998 г. главного тренера Виталия ШЕВЧЕНКО, ранее работавшего с российскими командами «Уралмаш» (Екатеринбург) «Газовик-Газпром» (Ижевск) и «Уралан» (Элиста), а также за границей - в Боливии и Израиле. В частности. Виталий Викторович, которому в следующем году исполняется 50 лет, уже приводил боливийский «Боливар» к чемпионскому званию в национальном первенстве.
Пословица «Встречают по одежке, а провожают по уму» актуальна во все времена. По мере развития человечества предметом для изучения, зависти и восхищения, кроме одежды, становились лошади, экипажи и машины. Если для банкиров и «братков» выездными экипажами в наше время в основном являются «мерседесы» и джипы, то для спортивной команды визитной карточкой и транспортом служит автобус. «Топ»-команды нашей страны давно уже не устраивают не только заслуженные и практически единственные еще десять лет назад «икарусы», но и появившиеся после развала Союза подержанные «сетры», «мерседесы» и им подобные. Сегодня купить можно все, были бы желание и деньги. У футбольного клуба «Торпедо Москва» и с тем и с другим особых проблем, похоже, нет. Сезон-2000 команда начала с новым и одним из лучших лайнеров в мире Neoplan Starliner 516 SHD.
Эта модель выпускается1 1997 г., а в прошлом году получила титул «автобус 2000 г.» Машина не является флагманом в модельном ряду фирмы, А среди автобусов этого класса отыскать равных ему в мире, пожалуй, будет тяжело.
Когда в клубе встал вопрос покупке автобуса для команды, то претендентов на вакантное место было несколько, включая и голицынский лицензионный Mercedes-Benz 303. Уж не знаю, какие доводы были основными при выборе очень и очень не дешевого автобусе фирмы Neoplan, но, полагаю, последнее слово в пользу этой модели принадлежало гендиректору АО «Олимпийский комплекс «Лужники» и председателю Совета директоров ФК «Торпедо Москва» Владимиру Алешину. В итоге торпедовцы имеют возможность по-королевски перемещаться по городу, а на улицах Москвы появилась красивая как внешне, так и в техническом плане машина.
Такие автобусы, естественно, делают только на заказ. В последние десять дней доводочных испытаний на заводе в Штутгарте находились два клубных водителя: они принимали машину, присутствовали при доводке узлов и заодно проходили курс обучения управлением автобусом. Четыреста километров по дорогам Германии понадобились для того, чтобы довести машину до ума, проверить работоспособность узлов и агрегатов, отрегулировать и обкатать. Обкаткой занимались немецкие испытатели в основном по ночам, причем на каждое сиденье было установлена сорокалитровая канистра с водой. По результатам испытаний уже днем проводился цикл доводочных и регулировочных работ. После того как был нанесен последний штрих и на бортах лайнера засверкала эмблема клуба, немцы сказали: «Gut!», загрузили в автобус два чемодана схем и перегнали его в Киль. На пароме Sfarliner благополучно доплыл до Санкт-Петербурга, а оттуда до Москвы рукой подать. Этот автобус является представителем пятого поколения. В основе конструкции – несущий кузов, пространственная рама которого выполнена из стольных труб прямоугольного сечения. Внешняя поверхность и внутренние полости обработаны антикоррозийными препаратами. Боковины каркаса обшиваются оцинкованным стальным листом, в то время как для крыши, передней и задней частей используется пластик. Кстати, фирма Neoplan после войны одной из первых отказалась от рамы в пользу несущего кузова. И это была дипломная работа сына основателя фирмы. Как вы понимаете, никакого конвейера при сборке не существует, каждый экземпляр собирается вручную на стапеле. Комплектация определяется заказчиком в индивидуальном порядке (заводу приходилось доже строить автобусы «передвижная тюрьма» и «казино»!). Модель N 516 SHD выполнена по 1,5-этажной схеме. Благодаря максимальному использованию стекла в передней части не только водитель, но и пассажиры имеют прекрасный обзор. Интересной особенностью является то, что щетки стеклоочистителя в «походном» положении спрятаны ото льда и снега под пластиковой откидной крышкой. Передний бампер также откидывается, освобождая запасное колесо.
Силовым агрегатом но торпедовском автобусе был выбран шести цилиндровый двигатель MAN мощностью 400 л.с. Он и был взят за основу при выборе сервисной станции для обслуживания машины в России. Выбор специалистов в этом плане у нас в стране невелик, поэтому решили, что если могут отремонтировать «мановский» двигатель, то смогут и все остальное. Первое ТО машина прошла в Германии перед отправкой заказчику. В России же обслуживание пока ограничилось заменой масла и фильтров после первых шести тысяч километров-пробега. За год он, между прочим, составил 1 0 000 км.
Подвеска автобуса полностью пневматическая. Передняя независимая, угол поворота колес составляет 54 градуса. Передние и задние тормоза дисковые, системы АБС и АПС являются обязательными для машин такого класса.
Что касается салона, то он выше всяких похвал. Кресла фирмы Vogel имеют ширину 90 см для каждой пары. Ширина прохода между рядами сидений составляет 36 см, высота от пола до потолка - 199 см. Багажные отсеки над головой закрытого типа. Продуманное освещение салона и цветовая гамма обивки кресел создают уют и ощущение спокойствия и надежности. Попасть в автобус можно или через переднюю дверь шириной 90 см, или через среднюю с шириной проема 8О см. У средней двери находится туалет. Причем наличие окна позволяет любоваться пейзажем на ходу, что называется, не слезая с унитаза. Наличие в машине мини-кухни позволяет разогреть пищу и приготовить чай или кофе. Два телевизора и аудиоцентр скрасят поездку тем, кто не любит дремать на ходу. При подготовке этой статьи в Москве стояли пятнадцати градусные морозы. На мой вопрос: «Как запускается и работает двигатель при таких температурах?» - я услышал ответ, что проблем никогда не было. Но, что называется, накаркал. Мотор завелся быстро, но, поработав пару минут, заглох. Летняя солярка дала о себе знать. Лучше бы не спрашивал. Как назло отказал независимый жидкостный обогреватель двигателя и салона — тестер невозмутимо высвечивал неполадку под кодовым обозначением Е6. Что под этим подразумевалось, никто из нас не знал. Все-таки в стандартную комплектацию для дизельных машин, поставляемых в нашу страну, дол жен входить подогрев топлива. Что еще бросилось в глаза - это отсутствие выключателя массы. Водителям каждый раз приходится снимать и ставить массовую клемму. А для такой машины, напичканной электронным оборудованием, выключатель массы жизненно необходим. Небольшим недостатком, на мой взгляд, является и отсутствие дополнительного панорамного зеркала с правой стороны автобуса.
Зная не понаслышке проблему с мойкой грузовых машин, я поинтересовался об этом у клубных водителей. Узнав, что моют автобус они сами с помощью щетки, очень их зауважал. Чтобы отмыть такую площадь, потратить придется не один час. А «лицо» клуба всегда должно быть чистым.
В самом начале статьи я не зря вспомнил пословицу «Встречают по одежке, а провожают по уму».
Что ж, «одежка» у торпедовцев на зависть другим. Да и с «умом», в нашем случае - с игрой, ребята тоже не подкачали. В последней игре сезона стали третьими призерами чемпионата страны. С чем редакция журнала от всей души их и поздравляет.
В 30 матчах чемпионата России 2000 г. «Торпедо» одержало 16 побед при 7 ничьих и 7 поражениях, набрав в итоге 55 очков. Общая разность забитых и пропущенных мячей 42-29=+13. Баланс игр дома: +8=5-2. мячи 22-14. 29 очков; в матчах на выезде: +8=2-5. мячи 20-15.26 очков.
Торпедовские цвета в первенстве защищали 26 футболистов: вратари Валерий Воробьев (8 игр) и Евгений Корнюхин (22); полевые игроки Арсен Аваков (23). Максим Аристархов (2). Сергей Бурченков (3). Дмитрий Вязьмикин (27). Андрей Гаш-кин (30). Вячеслав Даев (29), Михай Дрзгущ (7), Жо-анн Мигель Пьер Ив Дюво (4), Римантас Жвингилас (21), Константин Зырянов (5). Александр Игнатьев (4). Владимир Казаков (28), Вячеслав Камольцев (5). Сергей Кормильцев (12), Владимир Леонченко (14). Виталий Литвинов (29). Александр Лухвич (27). Андрей Ма-лай (26). Марат Махмутов (16). Радислав Орловский (22), Андрей Сапуга (3), Игорь Семшов (18). Валдае Тракис (21). Павел Шкапенко (10). Среди них - 10 легионеров: 4 украинца (Воробьев. Кормильцев. Сапуга. Шкапенко). два литовца (Жвингилас и Тракис) и два белоруса (Лухвич и Орловский), по 1 игроку из Румынии (Дрзгуш) и Франции (Дюво). Вообще-то формально их 11: есть еще и представитель Таджикистана (Аваков), однако он уже оформил себе российское гражданство.
Голы в чемпионате страны забивали: Вязьмикин - 8. Гашкин - 7 (в том числе 5 - с пенальти). Аваков. Жвингилас. Зырянов, Орлов - по 3. Казаков. Литвинов. Лухвич. Тракис - по 2. Аристархов. Даев. Дюво. Леонченко. Семшов. Шка-пенко - по 1. Один мяч срезал в свои ворота игрок воронежского «Факела» Александр Черкес. Пропущенные мячи между торпедовскими голкиперами распределились так: Воробьев - 7. Корнюхин - 22.
В этом году свои 100-е матчи за «Торпедо» в чемпионатах России сыграли полузащитники Орловский и Гашкин. Ну а планку клубного рекорда по общему числу проведенных матчей в этом году поднял еще выше нападающий Камольцев (119 игр). Ему же. кстати, принадлежат и два других клубных достижения: по общему числу забитых мячей (26) за команду в российских первенствах и по лучшему бомбардирскому достижению за сезон (1999 г. - 12 голов).
На счету «Торпедо» одна победа с крупным счетом - в гостевом матче 2-го круга в Раменском команда победила 3:0 будущих серебряных призеров земляков из «Локомотива». Кроме того, по итогам первенства торпедовцы стали обладателем приза «За волю к победе»: первыми пропуская мяч, они в итоге трижды побеждали: на выезде - воронежский «Факел» (2:1). дома - нижегородский «Локомотив» (2:1) и махачкалинский «Анжи» (2:1). И завершая рассказ о призах командных и индивидуальных, сообщаем: по итогам сезона-2000 приза газеты «Московский железнодорожник» «За верность клубу» удостоен Андрей Гашкин.
Кроме 3-го места в чемпионате России 2000 г. торпедовцы могут занести себе в актив осенние матчи в розыгрыше Кубка страны. В 1/16 финала они победили со счетом 2:1 ФК «Химки». А вот основное и дополнительное время встречи 1/8 финала с земляками из «Динамо» не выявило победителя - 1:1. Пришлось прибегнуть к послематчевой «лотерее» (так иногда называют серию 11-метровых ударов), в которой удача улыбнулась «Торпедо»: Гашкин, Леонченко, Камольцев. Зырянов и Литвинов реализовали все 5 попыток, а вратарь Воробьев один из ударов динамовцев сумел отразить. - в итоге победа по пенальти 5:4.
Принято считать, что самой «семейной» командой в российской элите является столичный «Спартак». Однако с этим утверждением могут поспорить торпедовцы. Из нынешнего состава холостяками являются всего лишь четверо - полузащитники Дюво и Семшов, форварды Аристархов и Тракис
P.S. Недавно для сборной России по футболу приобретен новый автобус Как вы уже догадались – это Neoplan N516 SHD.
Редакция благодарит за помощь, оказанную при подготовке этой статьи футбольный клуб «Торпедо Москва» в лице: пресс-атташе Владимира Ергакова, водителей Алексея Попкова и Ивана Хитрова, фотокорреспондента Дмитрия Разуваева.
© 2000. Пресс-служба ФК «Торпедо Москва»