Пробег
Каждая модель грузового автомобиля хороша по-своему и, если верить указываемым разработчиком характеристикам, способна если не побить все мировые рекорды, так хотя бы совершить революцию в сфере грузоперевозок. Но мы-то знаем, что преимущества одного автомобиля над другим проявляются не в цифрах, которые далеко не всегда подтверждаются, но дорогах, о в реальных условиях эксплуатациями, когда делом доказывается подлинное качество. Таким образом; доказывать жизнеспособность модели приходится не менеджерам на выставках, а водителям-испытателям на тяжелых дорогах экстремальных пробегов. Один из таких пробегов начался 16 февраля 2000 г. на Красной площади. Его организаторы клуб «Приключение» и «АМО ЗИЛ». Три ЗИЛа-433420 11 т), специально доработанных конструкторским коллективом «АМО ЗИЛ», начали кругосветный пробег. Сегодня наш рассказ о первом этапе пробега протяженностью 13 500 км - Москва -Якутск - Уэлен, который, пожалуй является самым сложным из всей трассы. Здесь соединяются все - и суровые условия Крайнего Севера, которые уже заставили повернуть назад две экспедиции («форды» в 94-м и «ивеко» в 96-м; причем пробег джипов «форд» и пробегом-то назвать сложно –большую часть пути джипы двигались на буксирах за «уралами»), и практически полное отсутствие дорог, заправочных станций и... запасных частей (об этом - ниже).
Зимнее время прохождения трассы выбрано для пробега неслучайно: отрезок мартапролегает по замерзшей прибрежной части океана. Словом, вот она - настоящая проверка для ЗИЛ и команды, в которую вошли: капитан Стефания Дзини (Италия), водители Сергей Сербинов и Сергей Горячев, представители «АМО ЗИЛ» - инженер-двигателист Кирилл Журавлев, водитель-испытатель Игорь Лефанов; ответственный за техническую сторону пробега ведущий инженер Леонид Клинов; от клуба «Приключение» поехал заместитель директора клуба Сергей Епишкин.
Специалисты «ЗИЛа», проанализировав трассу, а также исходя из опыта испытаний машин в северных условиях (в свое время заводские испытатели обкатывали новые ЗИЛы в Зырянке, в 3000 километрах от Уэлена) выбрали модификацию полноприводного автомобиля ЗИЛ-433420, на которую установили фургоны модели КМ-131 производства «ШКА Шумерля». Эти машины являются усовершенствованной версией популярного ЗИЛ-131, основного грузового автомобиля Вооруженных Сил России.
Главным отличительным свойством новой модели стал дизельный двигатель мощностью 170 л.с. и крутящим моментом 48 кгм, способный разгонять автомобиль по гладкой дороге до 85 км/ч, потребляя при этом не более 23 л дизельного топлива на 100 км пути. Машины, принявшие участие в пробеге, собирались по обычной заводской технологии, дополнительным стало в основном, так сказать, «навесное оборудование».
ЗИЛы оборудовали лебедкой, системой подкачки шин, также была заменена вся резина (покрышки, прокладки, уплотнители) на морозостойкую. Такие машины могут преодолевать броды глубиной до 1,5 м, взбираться на 36-градусные подъемы, двигаться по глубокому снегу и не терять работоспособности в диапазоне температур от -50 до +55°С. Учитывая предстоящую роботу автомобилей в условиях Заполярья, конструкторы, занимавшиеся доработкой ЗИЛов, оснастили кабины сдвоенными лобовыми стеклами и дополнительными отопителями, работающими от системы охлаждения. Также автомобили оборудовали электропроводкой с изоляцией из морозостойких компонентов.
Один из таких пробегов начался 16 февраля 2000 г. На Красной площади
В экспедиции приняли участие три ЗИЛа. Два из них были оборудованы фургонами, приспособленными для жилья - утепление, комфортные диванчики, видеодвойка... Кроме того, все автомобили оснастили спутниковой связью, компьютерными навигационными системами, УКВ-передатчиками и электрическими бензогенераторами.
Забегая вперед, скажем, что ЗИЛ показал себя в общем надежной машиной - за исключением пары моментов, на которых остановимся ниже, – были проблемы с проводкой, менялись форсунки, но двигатель, рулевое управление и трансмиссия оставались в порядке.
Митинг, посвященный началу пробега, проходил на фоне снаряженных, полностью готовых к дальнему путешествию ЗИЛов. Выступили с пожеланиями счастливого завершения пробега директор клуба «Приключение» Д.И. Шпаро, генеральный директор «АМО ЗИЛ» В.Б. Носов, руководитель департамента науки и промышленной политики Москвы Е.А. Пантелеев, который вместе с председателем ГоскомСевера РФ В. Гомовым дал символический старт пробега.
18 февраля колонна прибывает в Казань, столицу Татарстана. Здесь - короткий отдых, небольшая пресс-конференция, и снова в путь. Далее маршрут проходил через Набережные Челны, Пермь, Екатеринбург... Вот позади символическая граница Европа - Азия. Пока все идет хорошо - дорога относительно ровная, ЗИЛы сопровождают автомобили ГИБДД со включенными «мигалками»; по дороге нередки ситуации, когда водителям приходится отвлекаться от пробега, чтобы помочь коллегам, – заснеженные дороги – опасная вещь и часто по обочинам дорог беспомощно стоят застрявшие грузовики. Без взаимопомощи не доедешь – водитель не может не остановиться, но и сам никогда не останется без помощи. Шофер поставленного ЗИЛом нa колеса перевернутого бензовоза предлагает взять толива, «сколько хотите», но участники пробега отказываются - баки залиты под завязку. Кстати, бензовоз был не единственным автомобилем, поставленным на колеса участниками пробега, подобные ситуации нередки – благодарим дорожных работников...
3 марта колонна прибывает в Якутск, одометры показывают 8600 км, температура «за бортом» - 30°С. Сюда, в Якутск, прилетел Д. Шпаро, который и в Москве пристально следил за ходом пробега, но все-таки решил «проинспектировать подопечных». 8 марта выехали к полярному кругу, набрав воды из незамерзающего родника. Через несколько километров - остановка у «Шаманского дерева» – согласно древнему преданию, каждому, оставившему какую-нибудь свою вещь на этом дереве, будет способствовать удача.
После Якутска дороги практически кончаются, колонна большую часть времени двигается по «зимникам» – руслам замерзших рек. Интересно, что ГИБДД признает такие дороги «официально» – ставит на них знаки, следит за движением, только светофоров нет.
15 марта ЗИЛы въезжают в Зырянку - деревню, в которой родился один из участников пробега - Сергей Сербинов, но долгих остановок не делают нигде – надо успеть преодолеть участок трассы, пролегающий по океану до таяния льдов.
Река Колыма «радует» небольшой поломкой - вполне, однако, устранимой даже в полевых условиях. И вот наконец полярный круг. Колонна остановлена, включены электрогенераторы – команда отмечает праздничным обедом одну из важнейших вех своего пути. В этот день Стефаниия разрешает нарушить «сухой закон», неукоснительно соблюдающийся на протяжении остального времени, открывают захвачен из Москвы на такой случай шампанское и водку. Небольшой отдых позволить себе все-таки можно... Кстати, на протяжении всего пройденного маршрута Стефания, как капитан и особенно как женщина, внимательно следит за разнообразием питания команды, стараясь по возможности закупать свежие продукты, разнообразя «консервный» рацион.
Миновав Среднеколымск, село Колымское, другие населенные пункты, 26 марта колонна прибывает в город Черский. Здесь участники пробега участвуют в выборах Президента Российской Федерации.
Портовый город Певек – последняя возможность заправиться. Из бортового ЗИЛа выгрузили все запчасти, чтобы освободить место для 16 200-литровых бочек с горючим, залили до упора основные и дополнительные баки - получилось 6,5 т. Однако по закону Мэрфи (он же «закон подлости») поломка все-таки произошла... На одной из машин сломался корпус правого поворотного кулака в сборе с шаровой опорой и шкворнями. Участники пробега оказались перед дилеммой: возвращаться на одной машине нельзя – снежный покров крайне опасен, может оказаться крайне прочным, а может провалиться и под небольшим весом. Вернуться на двух машинах – слишком большой непредвиденный расход горючего... В итоге решили: деталь доставят на вертолете с Большой земли; в это время участники пробега пешком разведывают местность. После долгих споров решили двигаться дальше по океану, используя в качестве ориентиров береговые маяки. Поселок Энурмино – точка, от которой маршрут пробега отклонился в тундру. Стало совсем тяжело, машины зарывались в рыхлый снег, для продвижения вперед постоянно приходилось работать лебедками. В особенно «удачные» дни суточный пробег составлял... 15 км. В один из таких дней спросили проезжавшего мимо на собачьей упряжке: «Сколько километров в день проходите?» — «Да километров 100, за вами мне не угнаться — вы на машинах, однако...»
18 апреля, Уэлен, «Черная земля», наконец-то – финальная точка сложнейшего маршрута, к которой долгие дни стремились участники пробега. Торжественная встреча, небольшой отдых, и, поехали дальше! Поставить автомобили на стоянку можно только в бухте Святого Лаврентия, так что пришлось вновь садиться за руль. Но вот последние дела закончены, и герои летят в Москву, где их ждет торжественная встреча.
Дальнейший маршрут пробега начался 15 декабря и будет выглядеть так: Уэлен — Анкоридж – Нью-Йорк — Лондон — Милан — Москва.
Желаем всем участникам успеха, отсутствия поломок и ждем финиша в Москве!