Мороз и солнце, день чудесный

Людям, безвылазно живущим где-нибудь в Африке или в солнечной Калифорнии, этого не понять. А интересной потому, что поездка на машине из Москвы куда-нибудь в Мурманскую область может превратиться в увлекательное, а порой и опасное путешествие. Это вам не по автобану из Берлина в Париж промчаться. Но есть категории людей, для которых зимняя эстетика отходит на второй план, уступая место тяжелым, а порой и экстремальным будням.
Водители-профессионалы, как правило, не ждут от зимы ничего хорошего. Зима проверяет на выносливость не только технику, но, в первую очередь, человеческие возможности. Мучения с запуском двигателя, беготня в поисках зимнего дизтоплива, сезонная смена масла. Наша страна интересна еще тем, что зима из года в год в ноябре наступает внезапно, а зимнее топливо поступает на заправки только в середине зимы и то не на все. Мне кажется иногда, что везут его исключительно из Арабских Эмиратов. А если на заправке и написано «дизтопливо зимнее», то не факт, что оно действительно зимнее. В этой статье мне хотелось бы поделиться небольшим опытом эксплуатации дизельных машин в зимний период. Может кому-то это поможет избежать больших и малых неприятностей.
Народная мудрость «готовь сани летом» как нельзя точно подходит к нашему случаю. Летом кажется, что до зимы еще ой как далеко, но хотя бы к октябрю месяцу вспомните о том, когда последний раз меняли топливные фильтры. Желательно поменять топливные фильтры тонкой очистки при подготовке к зимнему периоду, даже если вы наездили на них 5000 км. Пропускная способность новых фильтров значительно выше старых. Цилиндрическую сетку-фильтр в отстойнике или топливном насосе низкого давления я предпочитаю к зиме вытаскивать. Дело в том, что стаканы фильтров тонкой очистки, кок правило, подогреваются теплом от двигателя, а топливные отстойники и топливные насосы низкого давления находятся в местах, где тепло от двигателя или совсем не доходит, или очень незначительно. Малый объем топливного стакана-отстойника, но значительное количество солярки, проходящее через этот объем, способствуют закупориванию сетки в стакане-отстойнике парафином, если использовать летнее дизтопливо при отрицательной температуре воздуха. При вынутой сетке-фильтре парафин поступает в корпус фильтра тонкой очистки топлива, а тепло от блока двигателя успевает нагреть топливо до температуры, когда кристаллы парафина растворяются. А если не сыпать в бак опилки, то сетка в стакане-отстойнике не понадобится в принципе. В зависимости от конструкции двигателя и месторасположения навесного оборудования топливные стаканы фильтров тонкой очистки топливо подогреваются конвекционным теплом от корпуса двигателя в разной степени. В V-образном двигателе корпус фильтра тонкой очистки топливо находится в развале блока цилиндров, что оказывает положительное влияние на обогрев корпуса фильтра. В двигателях с рядным расположением цилиндров корпус фильтра находится, как правило, сбоку от блока двигателя и тепла двигателя не хватает, чтобы нагреть солярку внутри фильтра. Часто (особенно на наших машинах) корпуса топливных фильтров вынесены за границы моторных отсеков. Разумеется, говорить о положительном влиянии конвекционного тепла можно только при прогретом хотя бы до 50°С двигателе. Чтобы улучшить обогрев корпуса топливного фильтра, я одно время делал своеобразную накидку из плотной материи на участок блока двигателя с корпусом фильтра. Это помогало. Но однажды перед морозами я решил кардинально утеплить фильтр и накрыл рядную шестерку фуфайкой, как спину лошади попоной. Накрывал двигатель со стороны фильтра, куда легла фуфайка на другой стороне - уже не смотрел. Догадливый читатель уже понял, к чему я клоню. Машина отъездила так неделю, а я не мог нарадоваться на свою гениальность. Загорелся грузовик на МКАД воскресным днем. Неделю фуфойка тлела на выпускном коллекторе, пока не вспыхнула. Спасло машину от полного уничтожения то, что в десятиградусный мороз по МКАД ехала цистерна с водой. Удивительная страна! С ее помощью пожар и потушили. К счастью не воспламенилась солярка, хотя все топливные пластиковые трубки сгорели полностью. После этого случая я перестал экспериментировать с утеплением корпусов топливных фильтров.
Никогда и ни при каких обстоятельствах я не выкидывал фильтрующие элементы, лучше двадцать раз погреть топливный бак, чем проехать 100 км без фильтра. Если запчасти к топливной аппаратуре для наших двигателей есть в любом уважающем себя магазине автозапчастей, то для иномарок форсунки и распылители придется поискать, и стоить комплект будет не одну сотню «баксов». Чтобы довести летнее дизтопливо до нужной кондиции, существует несколько способов:
1. Залить в бак специальную добавку, устраняющую образование кристаллов парафина (антигель, антифриз топлива). Обратите внимание, что добавлять необходимо только при заправке для лучшего перемешивания и только в топливо, в котором еще не образовались кристаллы. Если парафин уже кристаллизовался, то добавки не помогут.
2. Если топливо не внушает доверия, а ехать очень хочется, то вместе с дизтопливом в бак можно добавить керосин в соотношении 20 л керосина на 100 л солярки или в крайнем случае бензин в соотношении 1:10. Но помните, что донный способ способствует быстрому выходу из строя топливного насоса высокого давления и прогоранию поршней и клапанов.
3. Греть бак паяльной лампой. На мой взгляд, самый радикальный и безвредный для двигателя способ, но требующий особых мер предосторожности. При прогреве не забывайте снять крышку с заливной горловины бака и помните, что некоторые баки бывают пластиковыми. Обратите внимание, что топливные трубки на иномарках, как правило, пластиковые и моментально прогорают при попадании на них открытого пламени. Я не раз видел машины, сгоревшие при прогреве бока и топливного фильтра открытым пламенем. Помните, что дизтопливо потушить подручными средствами практически невозможно.
4. Ждать, пока теплая «обратка» не прогреет солярку в баке до нужного состояния. Самый долгий способ. Если у вас есть время, то можете запустить двигатель и идти пить чай часа на два.
Теперь что касается запуска двигателя, В зависимости от конструкции, состояния поршневой группы и топливной аппаратуры двигатель запускается или хорошо или не очень. Если запуск затруднен, то существует несколько способов помочь железному другу. Для начала перед зимним периодом поменяйте масло в двигателе на зимнее. Хорошее зимнее масло здорово облегчает запуск. Некоторые водители перед запуском прогревают двигатель, проливая систему охлаждения горячей водой или кипятком. Но это анахронизм, так как приходится эксплуатировать двигатель на воде со всеми вытекающими из этого последствиями, о которых я говорить в этой статье не буду. Другие греют поддон картера и находящееся в нем масло паяльной лампой. Старый дедовский способ, требующий времени и возни. Один мой знакомый приспособил для этого газовую горелку. Газовый баллон помещал в кабину, а от него по шлангам газ поступал к горелке, установленной под поддоном картера. В течение часа 14-литровый Cummins прогревался до нужной кондиции. Спору нет - горячее масло облегчает вращение коленвала, но не проще ли залить в двигатель нормальное зимнее масло.

Рядный шестицилиндровыи двигатель. Стакан топливного фильтра находится сбоку от блока.
Если аккумуляторы крутят двигатель, а запускаться он не хочет, есть опять же несколько способов запустить его. Один из них - факел в воздухоприемник. Старый действенный трюк, подразумевающий наличие помощника: один держит факел, другой запускает в это время двигатель. Можно пролить впускной коллектор двадцатью литрами горячей воды. Всасывающийся воздух, проходя через горячий коллектор, прогревается и в цилиндры попадает уже теплым. Но есть, на мой взгляд, лучший помощник при запуске двигателя - баллончики с эфиром. Эфир в аэрозольном виде существует на нашем рынке давно, но до сих пор многие водители даже в больших городах не знают, что с его помощью здорово облегчается запуск двигателя в холодное время. Многие иностранные машины оборудованы системой для установки стационарного баллона с эфиром. Без эфира эти машины не заведешь уже при пятиградусном морозе. В любой, даже самый сильный мороз, впрыснув эфир в воздухоприемник или в любое технологическое отверстие на впускном коллекторе, вы сможете запустить двигатель без проблем. Главное, что бы аккумуляторов хватило на несколько оборотов коленвала.
В сильный мороз я запускаю машины следующим образом. В первую очередь паяльной лампой минут двадцать прогреваю топливный бак. За несколько минут до окончания прогрева бака поднимаю кабину и проливаю корпус топливного фильтра тонкой очистки и впускной коллектор горячей водой. Ведь при низкой температуре дизтопливо (если только оно не зимнее) в фильтре тонкой очистки имеет желеподобную структуру и не просачивается сквозь стенки фильтрующего элемента. После этого не мешкая опускаю кабину, брызгаю эфиром в щель оздухоприемника и запускаю двигатель. После прогрева двигателя можно смело начинать движение: солярка в баке теплая. Этот способ проверен временем и эффективен в любой мороз.

V-образный двигатель. Фильтр в развале блока
Но если у вас есть деньги, то мой вам совет: купите и установите подогрев топлива. Конструкции есть разные, цены тоже. Но эта вещь избавит вас от многих хлопот и проблем. Многие фирмы и богатые организации, закупая дорогие машины десятками штук, почему-то не заказывают в комплектации подогрев топлива, полагая, что водитель не переработает, если две недели в году попляшет вокруг машины, согревая ее своим дыханием. Чисто советский менталитет! А если в Тюмени мороз под 50 да на месяц? И часто это заканчивается ремонтом машины, испорченным грузом, потерей клиента. Скупой платит дважды.
Но в очередной раз, прыгая зимой вокруг «умершей» машины, вспомните, что после зимы всегда наступает весна. Правда, машине от этого теплее не становится.
Зима проверяет на выносливость не только технику, но, в первую очередь, человеческие возможности.