Хочешь жить – умей вертеться
В этой статье я хотел бы поделиться опытом и знаниями в области организации грузовых перевозок. С чем предприниматель, желающий заняться этим видом бизнеса, может столкнуться, какие подводные камни существуют, кок лучше их обойти. Я сознательно не буду затрагивать сферу международных грузоперевозок (об этом поговорим как-нибудь в следующий раз), а остановлюсь на внутреннем рынке. Этот материал может быть полезен в первую очередь для новичков в этой области, но и люди, уже знакомые с ней, могут найти что-то новое для себя. Если вы энергичный человек, если вам надоело работать на кого-то, если вас не устраивает зарплата и хочется самостоятельности и острых ощущений, то вперед, дерзайте и «пусть покой нам только снится».
Во-первых, нужно определиться, в какой весовой категории вы хотели бы или имеете возможность работать. Если вы водитель со стажем, последнее время работали на хозяина на большегрузных автомобилях и «дальняк» ваша стихия, то вам сам Бог велел приобрести тягач с полуприцепом. Если у вас нет опыта, а права с категорией В, то ваша машина - «Газель» или ей подобная и работа в городе то, что вам нужно.
Не надо стараться прыгнуть выше одного места, а лучше, постепенно осмотревшись и поняв конъюнктуру рынка, предпринимать шаги с расчетом на будущее. Если ваша главная задача - прокормить семью и вы не стремитесь стать транспортным королем, то одна хорошая машина позволит нормально жить и работать. Если вы человек большего масштаба и считаете, что транспортная фирма, пусть и небольшая, ваша мечта, то и проблем вы получаете несоизмеримо больше. Рынок грузовых перевозок давно устоялся, предложение превышает спрос. Но это не значит, что вы, впервые попавшие в него, не найдете «место под солнцем». Тем более сейчас, когда наблюдается оживление на рынке грузоперевозок. Главное - вы должны твердо уяснить, что, для того чтобы на нем удержаться, вам постоянно придется быть в тонусе. Вы забудете про покой и про выходные дни, у вас постоянно будут проблемы то с машинами, то с водителями, вы все время будете что-то решать и куда-то бежать. Работу можно найти для машины любого класса и любого назначения. Я знаю водителя, который, купив «ГАЗ-3307» за $500, зарабатывает на нем по 1500 рублей в день. Правда, он и пашет по 14 часов в сутки. Я же в свое время отказался от «газонов» как от бесперспективных машин.
Это не значит, что если вы приобрели бункеровоз или миксер, то клиенты со всей округи бросятся вас нанимать, как только узнают о вашей машине. За клиентом нужно побегать и найти его. Своих основных и самых крупных клиентов я находил сам. Ездил по офисам, представительствам
и компаниям, рассказывал о своих машинах и расценках на них. Бывало так, что сначала я брал машины, а потом искал клиентов. Но последнее время я предпочитаю сначала искать клиентов и под них брать машины. Оба способа действенны и имеют право на существование. Первый хорош тем, что, найдя клиента, вы сразу можете приступить к работе на него.
Во втором случае понадобится определенный срок, чтобы найти и оформить машины, - иногда до нескольких месяцев. А с заказчиком может случиться что угодно: устанет ждать, раздумает, разорится в конце концов.
Наконец вы определились, что хотите и каковы ваши возможности. Финансовый вопрос - один из самых сложных и ключевых в нашем деле. Большинство желающих заняться перевозками не имеют достаточно средств или совсем их не имеют, чтобы купить желаемую машину. А грузоперевозки требуют солидных капиталовложений. Поиск денег может занять много времени и сил и вполне возможно, что вы их так и не найдете.
Во-первых, деньги можно занять у родственников. В зависимости от того, какие у вас отношения друг с другом, можно получить и без процентов. Не берите родственников в свой бизнес - отношения, как правило, будут испорчены на всю оставшуюся жизнь. Мне через это не пришлось пройти, но примеров знаю предостаточно. Лучше оставаться родственниками. То же самое касается друзей и знакомых. Условия должны быть четко оговорены и выполняться вами обязательно. Процентная ставка - один из самых сложных моментов. Времена, когда валютные кредиты стоили 10 - 20% в месяц, давно и безвозвратно, очень хочется надеяться, прошли. От 10 до 20% в год вполне реальная ставка валютного кредита.
Во-вторых, можно получить кредит в банке. Оптимальный вариант, если это делается по знакомству. Тогда можно получить деньги под залог купленной машины. Моя первая машина была куплена именно так. Если же у вас нет никаких связей, то банк потребует в залог что-то из вашего имущества, но денег даст только половину от оценочной стоимости этого имущества, да и оценить постарается по минимуму. Если честно, то наши банки таковыми назвать и нельзя. Если во всем мире кредитование населения и производство является основным источником дохода банковских структур, то наши банкиры, поимев денег зо счет финансовых спекуляций, сложили их в свои подвалы и чахнут над ними как кащеи. На финансовых спекуляциях сейчас не заработаешь, а кредитовать производство на нормальных условиях они или не умеют, или не хотят. Что ждут - непонятно, ссылаются на отсутствие нормальных экономических законов и на нестабильную экономическую ситуацию в стране, которую сами же и создали. Уважаемые господа, пришло время вкладывать деньги в производство, и выиграет тот, кто первый это поймет. А грузоперевозки являются наименее рискованным вложением денег. Важный момент кредитования через банк - ваша финансовая прозрачность для налоговых органов. Если оплачивать все налоги, то дело можно и не открывать. Но не так страшен черт, как его малюют. Схемы уходо от налогов есть и их можно минимизировать.
Третья возможность купить машину - лизинг. Но лизинговые схемы у нас пока, как следует, не отработаны. Есть лизинговые конторы, представляющие услуги по приобретению автотранспорта, но процедура оформления достаточно долга и запутанна, требует большого количества документов и справок. Хотя за границей приобретение машин по лизинговой схеме является основной и дорогие большегрузные машины лучше приобретать так. Я думаю, что с нормализацией экономической ситуации в стране все больше фирм-производителей будут предлагать лизинговые условия.
Есть еще один способ приобрести машину - рассрочка. Вы находите человека, готового продать вам грузовик в рассрочку. Сразу после кризиса, когда рухнул рынок грузоперевозок, таких машин было достаточно много, т.к. многие от них избавлялись. Но сейчас на таких условиях можно найти только убитые автомобили, а за нормальные грузовики стараются получить всю сумму сразу. У меня есть знакомый, который, работая на хозяина, выкупил у него DAF и продолжил работать на нем, но на себя. Сейчас у него небольшая транспортная фирма. Что касается ежемесячных платежей за грузовик, приобретенный в рассрочку, то $1000 - $1500 в месяц за фуру считается нормальным условием.
Вот вы заняли, украли, напечатали или нарисовали деньги. Пришла пора юридически грамотно и правильно оформить свою деятельность как грузоперевозчика. Этим можно заниматься как частному, так и юридическому лицу. То и другое требует постановки на учет в налоговые органы. Если вы осуществляете перевозки по безналичному расчету или у вас несколько машин, то лучше зарегистрировать фирму. Но машины на баланс фирмы не оформляйте. Для этого регистрируйте их на частное лицо и составляйте арендный договор между владельцем машины и фирмой. В противном случае придется платить налог но имущество и налог с владельца автотранспортных средств. После этого выписываете на каждую машину путевой лист на день или месяц. По этой схеме весь пакет документов для всех машин делается одним человеком, уполномоченным фирмой. Помните, что водитель должен в обязательном порядке иметь как копию договора, так и путевой лист, иначе сотрудник ГИБДД имеет право задержать машину. По этой схеме водитель может спокойно пересаживаться с одной машины но другую. По другой схеме за каждым водителем закрепляете одну машину, делаете но него доверенность, а весь пакет документов, необходимый для перевозки грузов, он делает сам и на свое имя, зарегистрировавшись в налоговой как частный предприниматель. Но в этом случае на машине сможет ездить только один человек, закрепленный за ней, что, на мой взгляд, неудобно.
Внимание! Теперь один из главных моментов. Если вы уже зарегистрированы в налоговых органах как частный предприниматель или юридическое лицо, то при постановке автомобиля на учет в ГИБДД вы обязаны будете заплатить 20% от его стоимости государству.
Таким образом наши чиновники, одной рукой утирая слезы по поводу бедственного положения нашей экономики, другой рукой беззастенчиво залезают в карман предпринимателя. А ГИБДД вместо того, чтобы придерживоться буквы закона и в обязательном порядке регистрировать все машины вне зависимости от отношений их владельцев с налоговыми органами, отказывается это делать без справки налоговиков. Поэтому сначала покупайте и регистрируйте автомобиль в ГИБДД, а затем сами регистрируйтесь в налоговой как частный предприниматель. Или регистрируйте грузовики на человекf, не стоящего на учете в налоговой инспекции.
Машины куплены и зарегистрированы. Теперь вам необходимо собрать пакет документов, позволяющий возить грузы. Во-первых это лицензия. Придумали их для того, чтобы навести порядок в сфере грузоперевозок. Но умом Россию не понять и девиз «хотели как лучше, а получилось как всегда» сработал в полной бюрократической красе. Сегодня за словом «лицензия» скрываются толпа чиновников, занимающихся выдачей бумажек, произвол, скрытая форма налога и взятки. Я имею право это утверждать, потому что застал те времена, когда лицензия была не нужна и мы точно так же возили грузы, как и сейчас. И поверьте мне, что отсутствие или наличие лицензии никак не влияют на скорость передвижения или качество, но хлопот и головной боли прибавляют здорово.
Скажу лишь, что, для того чтобы сдать документы на получение лицензии, вам необходимо отучиться неделю на курсах, естественно, небесплатных, где вас будут учить технике безопасности, говорить множество лишних и ненужных вещей и убеждать, что свои деньги вы потратили не напрасно. Юридические лица должны найти человека с дипломом об окончании ВУЗа по специальности автомобили или что-то близкое к этому или просто ксиву без человека. Кроме этого фирма должна подготовить различные тетради, книги, инструкции по подвижному составу, технике безопасности и еще чему-то. Когда я попросил показать, как это хоть выглядит, в транспортной инспекции не нашлось образцов. Вы думаете это все? Ошибаетесь. А договор со стоянкой? А договор на техническое обслуживание вашего автомобиля? И чтобы станция техобслуживания была сертифицирована. Мое возражение, что свои иномарки я в силах обслужить сам, а при крупных поломках на сервисе и без всякого предварительного договора мне ремонтируют машины, не имело отклика в душе инспектора. Давай договор, и все. Заметьте, что все это затевается и ради одной «Газели», которая раз в неделю возит три стула через квартал. Причем с каждым годом правила все бредовей.
А вы дустом нас не пробовали, господа бюрократы? Но если вам противно этим заниматься, то заплатите денежки одной из многочисленных фирм и через какое-то время получите свою долгожданную лицензию. Это нужно повторять каждый год. Я поступил проще: второй год езжу без лицензии. Самое инте-ресное, что гибэдэдэшники имв-рот право только вежливо поинтересоваться наличием лицензии, но за ее отсутствие никаких штрафных санкций применять не имеют право. Но эти вымогатели взяли за моду пугать штрафными стоянками или вызовами транспортной инспекции.
Не бойтесь их угроз, а вежливо просите их составить в таком случае протокол задержания. При отказе составить протокол или отпустить машину, звоните дежурному в ГУ ГИБДД и говорите о вымогательстве (телефоны в конце статьи}, не помешает жалоба и по месту службы.
За два года меня ни разу не задерживали.
То же самое касается и санпаспорта. Его сотрудники ГИБДД даже не имеют право спрашивать. Санпаспорт нужен при заезде на территорию пищевых комбинатов, складов и холодильников. Если же его нет, то машину не допустят под погрузку или разгрузку продуктов. Если «продавцы полосатых палок» начинают приставать к вам с санпаспортом, то предпринимайте шаги, указанные выше.
Машины грузоподъемностью свыше семи тонн для работы в Москве должны иметь пропуск за Малое кольцо железной дороги (МКЖД), иначе нет смысла работать в городе. Ввели это новшество московские власти в 1998 г. в целях ограничения движения большегрузного транспорта, но фактически с целью пошарить в карманах работяг. Пропуска должны были быть платными для всех, но бучу подняли московские частники и пообещали перекрыть магистрали города. Это и логично; почему, заплатив дорожный налог и купив лицензию, я не имею право ездить по дорогам и зарабатывать деньги? Власти пошли на попятную и для индивидуальных владельцев грузовиков с московской пропиской сделали эти пропуска бесплатными. Но время, чтобы их получить, все равно надо терять. Фирмы же должны заплатить немалые деньги за эти пропуска. Отстаивать свои права они не захотели, а предпочли молча платить. Самое нехорошее в этом случае, что пропуска даются из расчета один на несколько машин. Если одна машина въехала в пределы МКЖД, то другие, формально вписанные в пропуск, как могут это сделать? Или ездить вереницей по пять машин с одним пропуском? Я готов был оплатить каждую машину. Когда я с этим столкнулся, то поехал в департамент транспорта, что на Новом Арбате, и попытался выяснить у чиновника, как мне в таком случае работать. Ожиревший на взятках бюрократ даже не захотел со мной разговаривать. Меня так и подмывало двинуть между глаз этой скотине. Все разговоры о заботе окружающей среды, о повышении эффективности экономики и создании условий для бизнеса сводятся в нашей стране к элементарному вымогательству у предпринимателей.
В итоге езжу без пропуска. А пробок на улицах города все равно меньше не стало. Думаю, что пришла пора нам объединяться для отстаивания своих прав.
А то скоро нам и дышать запретят.
Если у вас машина с прицепом или полуприцеп, то по Садовому кольцу можете двигаться только с 19 часов вечера до 8 утра или покупайте пропуск. В пределы Садового кольца любой грузовик имеет право въехать тоже только ночью, или опять покупайте пропуск. Для разных разрешительных справок и документов приходится возить увесистую папку.
Наконец все документы собраны. Если вы брали машину под клиента, то можете смело приступать к работе на него. В противном случае берите рекламную газету или журнал, начинайте обзванивать диспетчеров и предлагать свои услуги перевозчика. Обзвонить нужно как можно больше.
Так как вас еще не знают, то и заказы будете получать редко и не самые выгодные. Но в случае хорошей и успешной работы к вам появится доверие, а с ним хорошие заказы. Некоторые считают, что диспетчеры - паразиты и кровопийцы. Но я считаю, что эти люди необходимы и без них как перевозчики, так и клиенты потеряют многое. Институт грузовых посредников существует во всем мире, и от этого хорошо всем. Главное не обманывать диспетчеров при расчетах, и тогда нормальные деловые отношения между вами сохранятся надолго. Средняя комиссионная ставка по Москве составляет 10%. Существуют как крупные диспетчерские фирмы, так и одиночные частники на телефоне. Работать можно и с теми и с другими.
Итак, у вас есть машина, чемодан документов, работа и долги. А теперь приблизительно подсчитаем, ради чего это все затевалось.
Если вы сажаете на машину человека, то 20% от привезенной им суммы заплатите ему за работу. У него и стимул будет больше работать, а меньше и платить стыдно при нашей-то жизни. 10% отдайте диспетчеру за заказ. От 10 до 20% вы потратите на горюче-смазочные материалы. У вас остаются 50 - 60%. И это без учета технического обслуживания автомобиля, его ремонта, стоимости запчастей, обслуживания кредита, налогов, ежегодных платежей за лицензии, стоянки, пропуска и т. д. и т. п. Вы еще не разочаровались в этом бизнесе? Тогда успеха вам!