ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ГРАНИЦ
Международными перевозками фирма «Дзержинскстройресурс» занимается с 1992 г. Шесть лет возила на «МАЗах» и «КамАЗах» грузы в Италию из Кирова, Сыктывкара. После обвального августа 98-го пришлось временно переориентироваться на внутренний рынок. Но постепенно восстанавливались международные связи, и в конце прошлого года фирма возобновила зарубежные поездки. У немецкой фирмы в лизинг были приобретены три грузовика «Мерседес-2538». Первый рейс тоже выпал в Германию. Директор фирмы «Дзержинскстройресурс» Александр Сусяев отправился в эту поездку вторым водителем — время поджимало, да и познакомиться с новым маршрутом самому было интересно.
Если на Италию мы ходили через Белоруссию, Украину, Венгрию, Словению, то теперь нам предстояло пройти по новому для нас маршруту Россия—Белоруссия—Польша—Германия. Ехать решили вдвоем, так как были ограничены во времени. На то, чтобы добраться до Германии, забрать там груз и доставить его в Москву, у нас было десять дней. Обычно российские перевозчики совершают подобные рейсы, как минимум за две недели. На международных перевозках очень строго контролируется соблюдение режима труда и отдыха водителей. Время нахождения в пути ограничено девятью часами в сутки. Нарушения чреваты солидными штрафами.
Из Нижнего Новгорода мы вышли вечером 18 декабря. Заехали в Москву, а к полудню следующих суток, миновав Смоленск, были на российско-белорусской границе. «Колейка», так водители называют вереницу машин, выстроившихся в очередь на таможенный переход, растянулась километра на два-три. Граница между Россией и Белоруссией условная. Но для тех, кто едет с грузом, пересечение контрольного пункта практически не отличается от обычного погранперехода. Для тех, кто едет порожняком, процедура упрощается. И мы, в последний раз заправившись относительно дешевым российским топливом, объезжаем «колейку», проходим контрольный пункт и оказываемся на территории Белоруссии.
БЕЛОРУССИЯ
Буквально сразу упираемся в шлагбаум, так как дорога до Бреста — платная. За пределами России это обычное дело, но белорусский вариант просто поражает. При въезде на этот автобан платишь 25 долларов — это в два, а то и в три раза больше, чем в любой из европейских стран. Но и этим дело не ограничивается. Путь до Бреста — около 600 километров — преодолеваем за день. Здесь заканчивается платная магистраль и выясняется, что нужно отдать еще 25 долларов. Платить за одну дорогу дважды — до такого больше никто не додумался!
Перед Брестским таможенным терминалом снова «колейка». Встаем в хвост десятикилометровой очереди и фиксируем время: 3 часа. До утра в терминал не попасть, а «копейка» ночью выматывает водителя до предела: ехать не едешь и стоять не стоишь. Заснуть и проспать свою очередь проще простого. Выручают предприимчивые местные жители, догадавшиеся, как на этом можно заработать. Они ездят вдоль «шлейки» на велосипедах, будят уснувших водителей и делают пометки в своих блокнотах. А при въезде на терминал предъявляют «счет» за услуги. Плата символическая: 1-2 немецкие марки. Водителей это вполне устраивает.
Последнее препятствие на пути в терминал — пост дорожной автоинспекции. Здесь неожиданно для себя выясняем, что в Белоруссии уже полгода введено обязательное страхование ответственности перед третьими лицами. Собственно говоря, международный страховой полис «Зеленая карта» у нас имелся. Но Белоруссия его не признает и ввела свою карту — за отсутствие предусмотрен штраф до 200 долларов. Впрочем, инспектор согласился и на 50. Тем более что необходимый полис мы все же приобрели буквально в нескольких метрах от поста.
К 7 утра входим в таможенный терминал. При въезде каждому выдается «бегунок», где нужно сделать все необходимые отметки. Пребывание в терминале платное: с грузом — 30 долларов, без груза — 15. Вместимость терминала — 50 машин, организован он неплохо. Здесь можно отдохнуть, привести себя в порядок. После ночи, проведенной в «колейке», все это очень кстати. Оформив все необходимые документы, ждем своей очереди на выезд, который по непонятным причинам задерживается. Только после восьмичасового пребывания в терминале мы наконец покидаем его. Последние 10 километров до белорусско-польской границы едем в колонне из 12 машин в сопровождении полицейского и таможенного конвоя.
ПОЛЬША
Но польской границе пересменка. Полчаса ожидания, потом проверка паспортов и через открывшийся шлагбаум въезжаем на территорию Польши. В таможенный терминал едем той же колонной, но уже без конвоя. Дорога обнесена двухметровым забором с камерами слежения. Услуги терминала бесплатные. Других принципиальных отличий от белорусского не наблюдается. Польские таможенники тоже работают ни шатко ни валко, по принципу «солдат спит, служба идет». Но спустя 6 часов все формальности были позади, можно продолжать движение.
Первое, на что обращаешь внимание в Польше, — это дороги: узкие, с потрескавшимся асфальтом. Движение двухстороннее, в каждом направлении по одной полосе. Транзитных машин через Польшу идет много. Дороги не выдерживают нагрузки. Часто приходится ехать по накатанной колее: говорят, что летом здесь топится асфальт и в дневное время движение резко ограничивается. Разъехаться на такой дороге сложно, разогнаться нельзя. Все машины идут в одну шеренгу километров под 70 в час. Еще одна особенность: в Польше почти нет объездных дорог. Транзитные пути проходят прямо по городам. Познань, например, мы пересекали по самому центру с его старинными узкими улочками. Топливо в Польше подорожало буквально перед нашим въездом: 2,4 злотых (или 1,2DM) за литр.
Но 600 литров, залитых в баки но последней российской заправке, нам хватило не только на Белоруссию и Польшу, но и на часть Германии. Практически все машины на международных рейсах оснащены рациями. Это помогает успешно преодолевать препятствия, которые устраивают полицейские и таможенники. Водители охотно общаются на трассе, сообщая друг другу, на каком километре стоит инспектор с радаром, где установлен пост весового контроля, какова длина «колейки» на погранпереходе...
Преодолев по территории Польши 761 километр, подъезжаем к таможенному терминалу. И с удивлением отмечаем, что никакой очереди нет. Объяснение нашлось сразу. Но польско-германской границе все организовано со свойственной немцам пунктуальностью. Терминал здесь общий и предназначен не для того, чтобы в нем отсыпаться и ремонтироваться, а исключительно для прохождения таможенной очистки. При въезде предупреждают: стоянка в терминале — не дольше четырех часов. Иначе штраф 400 злотых или 200 марок.
Оформление документов на выезд из Польши занимает всего полчаса. И теперь не нужно ехать в германский терминал: немецкие таможенники на другом конце коридора. Здесь процедура еще короче. В общей сложности пребывание в терминале длилось не больше часа...
ГЕРМАНИЯ
При въезде в Германию все наши водители стараются сразу встать в отстой, чтобы отдохнуть девять минимальных часов. Полицейские там в первую очередь обращают внимание на показания тахографа. За нарушение режима труда и отдыха водителя предусмотрен штраф до 10 тысяч марок. О том, чтобы «договориться» со стражем порядка, в Германии не может быть и речи. Подобные попытки могут обернуться для водителя увеличением штрафа в два-три раза, а то и ликвидацией визы. Разумеется, для соблюдения предписанных требований созданы все условия. Есть отдельные стоянки для отдыха, есть при автозаправках — с магазинами, кафе, телефоном, душевыми и другими услугами. Здесь же можно купить «проездной» по автобану. Плата за сутки — 11 DM.
В Германии до сих пор мне бывать не приходилось, и здешние автобаны меня просто поразили. Поначалу испытываешь некоторое замешательство: машины проносятся с огромной скоростью довольно плотным потоком, и кажется, въехать на автобан просто невозможно. Но специальные дорожки разбега — резервные полосы для въезда на автобан со стоянок — позволяют сделать это без помех. Как правило, движение по автобанам организовано в три-четыре ряда в каждом направлении. Пересекающихся на одном уровне дорог нет совсем. Автобаны, как сеть, разбросаны по всей стране: проходят то сверху, то снизу, уходят влево и вправо. Отлично организована и информация на дорогах. Например, первое оповещение о предстоящей развязке появляется километров за 15. Потом за километр, 300, 200, 100 метров — указатели поворотов, номер развязки или дороги, на которую ты уходишь. Ошибиться просто невозможно. Ничто не отвлекает водителя на трассе. Вдоль дороги нет ни одного рекламного щита, а близлежащие населенные пункты отгорожены высоким забором. Поражает и культура отношений. Если возникли сложности при въезде, выезде с автобана или при развороте, достаточно подать сигнал, и другие водители остановятся, дадут возможность спокойно завершить маневр.
Скорости на автобанах в Германии ограничены: для легковых машин — 120 км/ч, для грузовых — 80. В таком темпе мы и прошли 800 километров до первой загрузки в городе Штрауберхарт. Он расположен на юге Германии, в предгорьях Альп, так что последние 50 километров едем по узкой горной дороге. В самом Штрауберхарте улицы тоже узенькие, но аккуратные: чистый асфальт, обледеневших дорог нет нигде. Здесь мы впервые заправляемся топливом по цене 1,5DM за литр и отправляемся на вторую загрузку — в Гамбург, через всю Германию с юга на север. Большую часть из этих 700 километров мы прошли ночью. Немецкие автобаны в темное время суток не освещаются, но передвигаться по ним ночью даже удобнее: меньше машин, полицейские и вовсе не встречаются. В Гамбурге нас встретила машина, специально высланная грузовладельцем, чтобы сопроводить нас до склада. А спустя четыре часа мы были уже не только загружены, но и затаможены...
В ОБРАТНЫЙ ПУТЬ
Выезжали из Германии через Франкфурт-на-Одере. У погранперехода, куда мы прибыли ночью, выстроилась довольно большая очередь. И хотя продвигалась она быстро, попали мы не в терминал, а в накопитель, где простояли ни много ни мало 9 часов. В самом же терминале работа шла по-прежнему четко. На оформление выезда из Германии и въезда в Польшу потребовалось не более двух часов.
В Польше мы оказались 24 декабря, накануне католического Рождества. В предпраздничные дни резко увеличивается наплыв легковых автомобилей. Чтобы не осложнять ситуацию на дорогах, польские власти разрешили движение большегрузных машин в этот день до 18 часов и после 22. Поэтому, подгадав во времени стоянку, мы встали на четырехчасовой перерыв.
У погранперехода на выезде из Польши были в 7.30 утра. Очередь выстроилась огромная: все стремятся вернуться домой до новогодних праздников. В польский терминал мы попали только к 8 часам вечера. Документы были оформлены буквально за полчаса, но простоять в терминале пришлось всю ночь. Как выяснилось позже, белорусы не успевали обрабатывать массу въезжающих грузовиков, и машины стояли сплошной вереницей от польского терминала до погранперехода Козловичи. До белорусского терминала мы добирались еще около 12 часов, а в общей сложности но пересечении польско-белорусской границы мы потеряли больше полутора суток. Из Польши в Белоруссию наши перевозчики въезжают практически с пустыми баками, так как чем ближе к России, тем дешевле топливо. Однако легально местные заправки не торгуют. Процветает черный рынок. Информация о том, где и по какой цене можно заправиться, сообщается по рации постоянно. Цены называются в дойчмарках, хотя рассчитываться иностранной валютой в Белоруссии запрещено. За 200 литров солярки мы заплатили 60 долларов, разумеется, мимо кассы.
Помня о том, что в Москве нам нужно быть не позднее 28 декабря, а в запасе у нас не больше двух суток, уточняем дальнейший маршрут. Судя по количеству машин, идущих в Россию по Минской трассе, на Смоленской таможне можно простоять целый день, если не два. Взвесив все «за» и «против», сворачиваем на Гомель и Брянск. Этот путь длиннее километров на 200, и дорога разбита, но мы надеемся сэкономить время на простоях. К Брянской таможне мы прибыли в 6 часов утра. Машин здесь действительно оказалось немного, но на переход упрощенного контрольного пункта потребовались и деньги, и время. Лишь спустя четыре часа мы снова были на трассе. Российскую часть пути преодолели за день и вечером 27 декабря прибыли в Москву. Еще день на разгрузку и растаможку — и на этом наш первый рейс был завершен. 3700 километров мы прошли за десять дней, уложившись в намеченный срок, несмотря на задержки в пути. Возможно, продолжительные простои на границах объясняются тем, что поездка эта состоялась в предновогодние дни. Во всяком случае, позже на том же маршруте нашим водителям не приходилось стоять у погранпереходов сутками...