Scania: вчера и сегодня
Scania пригласила компанию AVL для проведения независимого тестирования расхода топлива 25-летним грузовиком Streamline 143 и автомобилем нового поколения Scania S 500.
Оба грузовика — трехосные, предназначенные для перевозки древесины и оснащенные двигателями мощностью 500 л.с. На Streamline 143 был установлен дизель V8 с рабочим объемом 14 л модели DSC14 09 L09, Scania S 500 была укомплектована 13-литровым 6-цилиндровым рядным двигателем DC13 155 L01.
Тестирование происходило в начале февраля 2017 г. Scania Streamline 143 был в очень хорошем состоянии и до проведения испытаний по расходу топлива находился в музее компании в Седертелье. На грузовике были обновлены только шины. Из соображений безопасности на колесах обоих грузовиков были установлены относительно новые и сопоставимые зимние покрышки. Хотя в реальности шины модели 1992 г. имеют существенно большее сопротивление качению, чем современные, что безусловно увеличивает расход топлива.
Измерение расхода топлива и выбросов оксида азота производилось на шести идентичных участках, имеющих протяженность свыше 140 км. Во время испытаний автомобили двигались со скоростью 85 км/ч по участку национальной шведской автодороги №73, проходящей к югу от Стокгольма. Грузовики были загружены древесиной одинаковой массы. Полная масса Scania S 500 была меньше, так как современный грузовик легче — при перевозках он может взять больше груза. Водителей заставляли меняться грузовиками. Водителями оказались отец и сын Йохан и Лукас Реммерт. Тест-драйв получился символическим. Молодой Лукас отметил, что самая большая разница ощущалась в уровне шума в кабине грузовиков: в Scania S 500 очень тихо. Его отец Йохан соглашается: «Комфорт, понятно, стал намного выше. В то же самое время, я испытываю чувство ностальгии по грузовикам третьей серии. Управление ими было больше похоже на реальное вождение. Я бы выбрал его для воскресной прогулки!»
Как показало тестирование грузовиков, имеющих разницу в 24 года, расход топлива за этот период упал примерно на 25%, а выбросы окиси азота — на 95%. «Расход топлива на перевезенную тонну в настоящее время является наиболее важным фактором для автомобилей с колесной формулой 4x2, осуществляющих перевозки в Европе на дальние расстояния», — говорит Хенрик Вентцель, старший инженер в компании Scania. Начиная с 2004 г., новые грузовые автомобили Scania оборудованы системой контроля расхода топлива и выбросов. Полученные данные считываются в процессе обслуживания. «Когда мы сравниваем транспортные средства, используемые более или менее схожим образом, статистические данные показывают, что потребление топлива сокращается примерно на 1,3% в год, начиная с 2004 г., — говорит Вентцель. — В то же время, выбросы оксида азота существенно и постоянно находятся под жестким контролем обязательного порогового уровня, который в настоящее время составляет 0,4 г/кВт•ч».
Средний расход топлива магистральными автомобилями Scania типа 4x2
Год выпуска |
Расход топлива, л/100 км |
Лимит выбросов NOx, г/кВт•ч |
Количество автомобилей-респондентов |
---|---|---|---|
2004 |
34,42341 |
5 |
5774 |
2005 |
33,99524 |
3,5 |
13014 |
2006 |
33,18594 |
3,5 |
16322 |
2007 |
32,78782 |
3,5 |
19830 |
2008 |
32,18854 |
2 |
18255 |
2009 |
32,13567 |
2 |
5741 |
2010 |
32,17759 |
2 |
11121 |
2011 |
32,11316 |
2 |
15349 |
2012 |
31,21401 |
2 |
12521 |
2013 |
31,71524 |
0,4 |
14190 |
2014 |
31,10265 |
0,4 |
15129 |
2015 |
29,75505 |
0,4 |
13146 |
Считается, что топливная эффективность складывается из следующих факторов:
· повышение эффективности двигателя — 6%;
· минимизация размеров двигателя (больший крутящий момент при меньшем двигателе) — 2-3%;
· улучшение аэродинамики — 4-8 %;
· применение полуавтоматической коробки передач с Opticruise и Eco-roll — 4-6%;
· уменьшение передаточного отношения редуктора ведущего моста, ведущее к снижению числа оборотов двигателя при движении по трассе — 2-3%;
· улучшение вспомогательного оборудования — 1%
· снижение собственной массы и увеличение грузоподъемности — 1-2%.