Экспозиция средней тяжести
Итоговая статистика
Обновленный формат предусматривает объединение производителей коммерческих автомобилей, автобусов и логистический сектор с поставщиками инновационных технологий и автомобильных компонентов. Цель новой концепции – стать первой международной выставочной платформой, которая будет уделять главное внимание климатически нейтральной и технологической трансформации всей транспортной отрасли.
Выставка объединила 1402 участника, из которых две трети являются отраслевые компаниями из 41 страны. Более 1400 немецких и зарубежных журналистов признали обновленную концепцию IAA TRANSPORTATION наиболее значимой для международной транспортно-логистической отрасли. Интерес проявлялся не только локально, но и в глобальном масштабе. Об этом свидетельствуют, в том числе, более двух миллионов просмотров постов в социальных сетях, относящихся к темам IAA. В общей сложности на международные СМИ из 97 стран мира пришлось около 3/4 материалов по освещению событий: особенно выделялись США, Канада, Индия, Китай, Япония и Ю. Корея. Чрезвычайно популярными стали такие форматы приобретения информации и впечатлений, как «Тест-драйвы IAA» и «Каргобайк-парки IAA», где посетители получили возможность лично протестировать представленные колесные экспонаты. За 6 дней посетители успели провести около 7500 тест-драйвов климатически нейтрального транспорта, три четверти из которых получили высшие оценки в проведенном впоследствии опросе. Главными на выставке стали инновации, относящиеся к электрификации и экологии.
Оценки и мнения
Организаторы мероприятия утверждают, что шоу состоялось и привнесло в жизнь и отраслевую практику множество прогрессивных идей и направлений для развития. Но не все разделили столь оптимистический взгляд. Некоторые отраслевые эксперты отметили, что сложное состояние мировой экономики и негативные тенденции на рынках энергоносителей и электронных компонентов повлияли на решение многих мировых автопроизводителей отказаться от интенсификации перехода на экологичное электричество. По этим причинам часть мировых автомобильных грандов отшагнула назад – к не исчерпавшему, по их мнению, своего потенциала на все сто процентов, «любимому и уважаемому ДВС». Россия, по «испуганным» сообщениям западных СМИ, продолжает перекрывать поставки энергоресурсов на европейский континент, и данный фактор наилучшим образом объясняет отсутствие на прошедшей IAA многих фаворитов отрасли, например, транснациональной корпорации Stellantis NV, славящейся такими брендами по производству коммерческих автомобилей, как Peugeot, Citroen, Fiat и Ram Trucks. Toyota тоже отсутствовала, а знаменитый Daimler Truck у себя на родине показал весьма минималистическую экспозицию, ограничившись лишь «многотоннажной» техникой. Не было здесь и дочерних компаний Mercedes, таких как Freightliner, Western Star и Bharat. Renault Trucks, всегда активно участвовавший в каждой IAA, вообще не пригнал ни одного экспоната (!)
Экспозиция
Начнем с самого главного – колес. Американский производитель Goodyear показал на выставке IAA Transportation полезный продукт новомодной цикличной экономики – концепт «зеленой» шины для тяжелой техники (самосвалов, грейдеров и карьерных погрузчиков), который на 63 процента состоит из вторсырья.
По информации Goodyear, технический углерод, из которого изготовлена инновационная шина, был получен в результате переработки растительного и пиролизного масел с добавлением низкоуглеродистого метана. Инженеры не стали включать в состав шины традиционные для современного производства жидкие смеси высокомолекулярных углеводородов (нефтяные масла), а вместо этого применили «обычное и экологичное» рапсовое масло. Это нетрадиционное решение обеспечило длительное сохранение эксплуатационных свойств покрышек в широком диапазоне рабочих температур. Однако одним только рапсовым маслом инженеры не ограничились. Концептуальная шина еще включает в себя соли кремниевых кислот (силикаты), которые были синтезированы из рисовой шелухи. В общей сложности для производства использовалось 15 эко-материалов, из которых и были получены 20 составных компонентов данной шины. И тем не менее, рекордсменами экологии Goodyear назвать нельзя, потому что чуть ранее в Ганновере была представлена шина, разработанная Continental, в которой доля зеленых возобновляемых материалов (компонентов) составляет 68%.
Далее об электрофургонах. На базе «е-фургона» ID. Buzz Cargo Volkswagen продемонстрировал широкие возможности дополнительных надстроек.
В качестве санитарного автомобиля Buzz Paramedic Bus может перевозить трех человек и трансформироваться в рабочее место для врача с соответствующим медицинским оборудованием. В комби-версии Buzz Flex-Cab предусматривается в общей сложности 5 сидений, но заднее может быть сложено. Это позволяет использовать фургон как для перевозки пассажиров, так и для доставки грузов. Скамья складывается нажатием кнопки.
По заказу Miele поставляется версия с полками, изготовленными специально для технических специалистов. Здесь есть отделения для запасных частей и инструментов, а также центральная консоль, которая раскладывается в стол и служит рабочим местом для водителя.
Дизайнерская концепция компании Veth Automotive превращает этот электромобиль в кубический фургон, а само кубическое решение увеличивает полезное грузовое пространство более чем на 50 % – с 3,9 до 6 кв м. Эта версия ID. Buzz Cargo способна перевозить до 680 кг груза.
Рефрижераторная версия, произведенная совместно с производителем холодильного оборудования Wukaro, получила рефрижераторную установку на 230 В, располагающуюся на крыше кабины, четыре литий-ионных аккумулятора (каждый емкостью 100 ампер-часов), а также инвертор. В зависимости от комплектации имеется выбор версий с грузоподъемностью от 390 до 680 кг.
Renault представил рабочую электрическую лошадку – коммерческий «е-фургон» Trafic Van E-Tech мощностью 121 л.с. В Ганновере была продемонстрирована первая электрическая версия фургона, которую уже успели любовно прозвать «Лекки» (leccy – неформальное сокращение от слова electricity, англ.).
Визуально ничто не выдает в привычном «рабочем» облике фургона электрическую начинку, и в этом главная суть – такова была задумка производителя. Дизайнеры решили, что визуальное решение безо всяких модных «ультранаворотов» притянет больше покупателей, нежели чем повсеместно выставляющиеся сегодня на выставках монстры с блестящей космической облицовкой. Новинка получила аккумулятор мощностью 52 кВт×ч, который обеспечивает запас хода на 240 километров (сейчас ожидается сертификация в соответствии с процедурой испытаний WLTP).
Эектрическая рабочая французская лошадка
Лекки оснащен электродвигателем мощностью 90 кВт (121 л.с.), который приводит в движение передние колеса автомобиля. Максимальная полезная нагрузка составляет 1,1 тонны, а масса буксируемого прицепа — 750 кг. Фургон предлагается в двух вариантах длины – 5,08 /5,48 м, а также в двух вариантах высоты – 1,97/2,5 м. Объем багажного отделения составляет от 5,8 до 8,9 кубических метров в зависимости от версии.
Далее вес экспонатов нарастает. Бренд Mercedes-Benz подготовил к выставке премьеру электрического тягача eActros LongHaul с жизненным ресурсом 1,2 млн км. На одной зарядке он может проехать до 500 км. Для этого концепта компании Krone и Trailer Dynamics создали электрифицированный прицеп eTrailer с отдельным силовым приводом. Для строительства новинки конструкторы использовали платформенную архитектуру ePowertrain. Её технологическим ядром является силовая линия, включающая ведущий мост с двумя электромоторами, а также 2-ступенчатую КП. В электродвигателях мощностью 330 кВт применяется жидкостное охлаждение. В пике силовая установка может выдавать до 600 кВт мощности. Мощность литий-железо-фосфатной (LFP) батареи составляет 600 кВт×ч. Для этого грузовика предусмотрена специальная зарядная станция, которая обеспечивает зарядку аккумуляторов до уровня 80% всего за 30 минут. В пресс-релизе было озвучено, что полуприцеп Krone Trailer Dynamics имеет обособленный электропривод и батарею, предусмотренную, чтобы увеличить запас хода автопоезда до 800 км. Новый eActros будет выпускаться в двух вариантах – в виде тягача и фургона. В дальнейшем можно будет приобрести также вариант в укороченном исполнении со средним запасом хода до 220 км. Производителем заявлено, что eActros LongHaul должен обеспечить ресурс работы в пределах 1,2 млн км в течение 10 лет постоянной эксплуатации. Серийное производство стартует в 2024 году.
Еще на выставке грузовое подразделение Daimler Truck ознакомило посетителей с концептуальным грузовиком GenH2, работающим на жидком водороде. Избранные посетители смогли даже прокатиться на одном из действующих экземпляров. Прототип GenH2 уже получил лицензию на использование на дорогах общего пользования и заправляется газообразным водородом. На стендах в зале 19/20 производитель показал также прототип GenH2 с баками для жидкого водорода. В продажу должен поступить серийный водородный вариант с полезной нагрузкой 25 тонн и полной массой 40 тонн. Начало серийного производства GenH2 ожидается во второй половине нынешнего десятилетия.
Дизельная версия Actros Edition 3 предусматривает приборную панель, обтянутую кожей, и пластик, выполненный под углеродное волокно, а также верхнее спальное место шириной 90 см, укомплектованное постельным бельем.
Американская компания Nikola Corp. совместно с итальянской Iveco представила чисто электрический грузовик Nikola Tre, а также бета-версию Nikola Tre 6x2 (FCEV) на водородном топливе. Европейская модель тягача 4x2 Artic Nikola Tre (BEV) для местных перевозок имеет лучший в своем классе запас хода и высокую производительность, предусматривающую широкий спектр региональных применений. Тягач оснащен девятью аккумуляторными батареями общей мощностью 738 кВт×ч, что обеспечивает запас хода до 530 км. Зарядка до 80-процентного уровня занимает 100 минут. Пресс-конференция компании на выставке ознаменовала открытие заказов.
Электроверсия 4x2 Artic Nikola Tre BEV
Водородный Nikola Tre (FCEV) Artic 6x2 в бета-версии получил округленную кабину, обеспечивающую улучшенную аэродинамику. Бак вмещает 70 л водородного топлива, а время заправки всего 20 минут. Запас хода – 800 км.
Водородный Nikola_tre_fcev
Совместно с Hyundai итальянский Iveco создал семейство грузовиков средней грузоподъемности IVECO eDaily, которая включает BEV-версию с запасом хода 200 км и водородный грузовик с силовой установкой мощностью 90 кВт. В шасси водородного eDaily установлены шесть баков, совокупно вмещающих 12 кг топлива. На переднем мосту предусмотрен электромотор мощностью 140 кВт (190 л.с.). При полной загрузке масса достигнет 7,2 т., а дальность составит 350 км. Время заправки – 15 минут. Производители заявили, что электрическая версия предназначается для коротких перевозок, а водородная модификации рассчитана на более длинные маршруты. Помимо этого, Iveco продолжает развивать газовое направление.
IVECO eDaily
Голландский производитель DAF, ведомый инвестициями и интеллектуальным менеджментом Paccar, показал на выставке региональные грузовики DAF XD и строительные версии нового поколения, а также электрические силовые агрегаты Paccar.
XD может похвастаться повышенной обзорностью, которая была обеспечена за счет конструктивного решения по смещению водительского сиденья на 170 мм ниже, чем было в предыдущей модели XF. Дополнительно двери остеклили до самого пола, чтобы было видно пешеходов в оживленных городских районах. Водители по достоинству оценят удобный 2-шаговый вход в кабину и рабочее пространство с органами управления, получившими расширенный диапазон регулировки. Конфигурация кабины Sleeper включает эргономичный спальник с мягким матрасом, удобную панель управления на задней стенке и множество отсеков для хранения вещей, в т.ч. и под койкой. Кабина Sleeper High имеет высоту175-200 см. В ней размещается одно спальное место в базе или дополнительная двухъярусная кровать в качестве опции. Также предусмотрены столики на приборной панели, откидное сиденье штурмана и большие вещевые полки наверху (рядом с микроволновкой). Дневная кабина Day идеально подходит для развоза в дневное время, имеет дополнительные 150 мм длины в задней части, широкие возможности регулировки сиденья и складывающееся третье сиденье в качестве опции. Грузовик оснащен 10,8-литровой «шестеркой» PACCAR MX-11, спаренной с роботизированной КП ZF TraXon. Предусмотрена установка опциональной системы видеообзора вместо боковых зеркал, которая передает изображение с камер на мониторы в кабине. Лидары следят за движением и расстоянием, по их показаниям бортовой компьютер выстраивает оптимальный маршрут и судит о возникающей опасности. XD предусматривает легкий доступ в просторную кабину площадью до 10 м3. Плавность хода и управляемость улучшились благодаря совершенно новым конструктивным решениям передней части шасси, подвески кабины и подвески заднего моста. В результате, по утверждению DAF, совершенно новый XD — «это не только мечта для работы и жизни, но и удовольствие от вождения».
Ford Trucks представил прототип своего первого электрического грузовика. Это 3-осное шасси с мусоровозной надстройкой Hidro-Mak. Кабина мусоровозу досталась от предыдущей модели Cargo, но с переработанной лицевой панелью. Номинальная мощность электромотора – 270 кВт, а пиковая – 390 кВт. Инновационным представляется конструкторское решение агрегировать данный мотор с 4-ступенчатой КП, что в дальнейшем может получить оценку как перспективное начинание. Здесь используется аккумуляторная батарея мощностью 392 кВт×час, которая обеспечивает дальность хода в 300 км. Полная масса – 26 т. Дополнительно Ford предусмотрел возможность инсталляции автопилота 4-го уровня автономности. Функция беспилотной парковки задним ходом — это еще одно решение, показанное Ford Trucks в рамках технологий автономности.
Электрический грузовик Ford на выставке 2022 в Ганновере
Беспилотная задняя парковка Форда
Эксперт по двигателям Cummins показал оригинальный концепт грузовика средней грузоподъемности на водороде. В выставочном проекте Cummins H2-ICE принял участие серийный переделанный грузовик Mercedes-Benz Atego 4×2, из которого убрали ДВС, а на его место поставили водородный двигатель Cummins B6.7H. Данное преобразование H2-ICE наглядно доказывает возможность использования традиционных серийных грузовых автомобилей с полной массой от 10 до 26 тонн для работы на водородном топливе с потенциальным запасом хода до 500 км.
Cummins H2-ICE concept truck
Мотор выдает мощность до 216 кВт (290 л.с.) и пиковый крутящий момент в 1200 Н×м. На шасси вместо стандартного топливного бака установлены углепластиковые емкости фирмы NPROXX, вмещающие около 40 кг водорода, который хранится под давлением 700 бар. При этом родные КП и система охлаждения серийного грузовика были сохранены. Комбинация Н2-оборудования обеспечивает запас хода в 500 км. Заправка занимает только 10 минут. Конвертация с дизеля на Н2 не повлияла на параметры техники – производительность и грузоподъемность остались на прежнем уровне. Концепт H2-ICE имеет важное значение для отрасли, т.к. открывает широкие перспективы для среднетоннажных грузовых автомобилей (от 10 до 26 тонн) по использованию водородного топлива без каких-либо ограничений для экологии, и при этом их цена не превышает стоимость дизельных аналогов.
Cummins B6.7H водородный двигатель
Немецкий специалист по электрической конвертации дизельной техники Quantron представил дальнемагистральный тягач с электроприводом и водородной силовой установкой. Седельный тягач Quantron QHM FCEV 44-1000 является базовой моделью и оснащается интегрированными в шасси баллонами, вмещающими 54 кг водорода. Этого запаса топлива хватает на 700 км пути в зависимости от факторов окружающей среды, условий транспортировки и рельефа местности. В состав оборудования входят два водородных модуля FCmove-XD мощностью 120 кВт каждый. Электроэнергия, генерирующаяся топливными элементами, перенаправляется в интегрированный осевой узел eGen Power 130D от Allison Transmission. Электромотор мощностью 400 кВт (пиковая мощность – 550 кВт) установлен в ведущий мост. Грузовики QHM FCEV 44-1000 будут поставляться со второго квартала 2023 года.
Quantron - водородная надстройка
Концерн MAN SE пригнал из Мюнхена в Ганновер свой дальнобойный тягач MAN TGX 18.520 4×2 нового поколения. Особенностью автомобиля является апградированная версия 12,4-литрового двигателя MAN D26 с максимальной выходной мощностью 382 кВт (520 л. с.), а пиковый крутящий момент составляет 2650 Н×м при 930-1350 об/мин. Кроме усиления мощности мотор D26 получил и другие конструктивные улучшения, обеспечивающие его экологичность. Системы обзора MAN OptiView вместе с улучшениями двигателя позволяет сократить расход топлива на 4%. Продажная цена MAN TGX 18.520 составит 266873 евро.
Таковы были центральные экспонаты выставки. Следующая IAA TRANSPORTATION состоится в Ганновере в сентябре 2024 г.