• Главная
    • Новости
    • Журнал
    • Статьи
    • Фото/видео
    • Нам пишут
    • Контакты
Подписаться
Мы в соцсетях:
  • Главная
  • Новости
  • Журнал
  • Статьи
  • Фото/видео
  • Нам пишут
  • Контакты

татьи

01.10.2000
Автор: Дмитрий Жигульский

ЗИС-5

В этот раз мы хотели бы рассказать о необычном автомобиле. За без малого 15 лет выпуска он успел быть и рабочим, и воином; половина машин, использованных в Великой Отечест­венной войне советскими войсками, были ЗИС-5.
ЗИС-5
История

Создателями ЗИС-5 были: глав­ный конструктор завода Евгений Иванович Важинский, основной разработчик модели Строканов Б. Д., также в разработке принима­ли участие Михайлов Г. Г., Зигель А. П., Феста Г. А., Фиттерман Б. М. Работа по проектированию нового автомобиля началась с анализа недостатков предыдущей модели - АМО-3, проявившихся во время Каракумского пробега и потом, во время эксплуатации в реальных ус­ловиях. Основным элементом, под­лежащим модернизации для новой модели, безусловно, был двигатель. Несущие конструкции 2,5-тонного грузовика АМО-3 - рама, рессо­ры, оси, имели достаточный запас прочности, чтобы даже в самых тяжелых условиях эксплуатации выдерживать груз до 3 тонн. Однако мощности двигателя не хватало, и грузовик просто переставал ехать на подъеме. Е. И. Ва­жинский оставил общую конструк­цию шестицилиндрового, рядного, нижнеклапанного двигателя без изменений, но увеличил диаметр цилиндров «всего» на 6,36 мм, что позволило увеличить рабочий объем двигателя с 4,88 до 5,55 л. Благодаря внесенным изменениям мощность выросла с 66 до 73 л.с. Семиопорный коленчатый вал двигателя, имея большую поверхность шатунных и коренных шеек, давал двигателю более долгую «жизнь». Поршни и цилиндры делались из чугуна. Распределительный вал, расположенный в правой части картера, приводился во вращение от коленвала, так же, как генератор и водяной насос – набором шестерен. Ременная передача стояла лишь на вентиляторе.

Американский грузовой автомобиль «Отобар» модели «СА» 1931 г., ставший прототипом АМО-2, АМО-3, ЗИС-5. Фото из фондов музея «АМО ЗИЛ».

Американский грузовой автомобиль «Отобар» модели «СА» 1931 г., ставший прототипом АМО-2, АМО-3, ЗИС-5. Фото из фондов музея «АМО ЗИЛ».

В отличие от, например ГАЗ-АА, у ЗИС-5 двигатель оборудовался масляным фильтром с войлочными сменными элементами. Это нововведение позволило увеличить срок замены масла не через 500 км, а через 1200 - почти в три раза! При степени сжатия 4,7 единицы двигатель ЗИС-5 потреблял бензин с октановым числом 55-60, а в жаркую погоду мог работать даже на керосине. Особенностью двигателя являлось также то, что максимальный крутящий момент приходился на 1200 об/мин, поэтому у водителя была возможность долго двигаться на первой передаче со скорого 5 км/ч; отсюда пошло шутливое сравнение ЗИСа с трактором.

Седельный тягач ЗИС-10, предназначавшийся для работы с 6-тонным полуприцепом ПП-1 и выпускался мелкими сериями с 1936 по 1942 г. Фото из архива Д.Д. Арансона.

Седельный тягач ЗИС-10, предназначавшийся для работы с 6-тонным полуприцепом ПП-1 и выпускался мелкими сериями с 1936 по 1942 г. Фото из архива Д.Д. Арансона.

Новая 4-ступенчатая коробка передач, претерпевшая наряду с карданной передачей наиболее кардинальные изменения, получила более прочные валы и шестерни, что дало резко увеличившийся срок эксплуатации. С промежуточным валом шестерни теперь соединялись шлицами, это обеспечивало хорошую центровку. Карданный вал значительно упростили, заменив вал с тремя шарнирами и промежуточной опорой новым, с тремя шарнирами, значительно удешевив производство.

Трехосный грузовой автомобиль ЗИС-6 выпускался с 1934 по 1941 г. и был незаменим на российском бездорожье. На его шасси устанавливались гвардейские минометы БМ-13 и БМ-14, прозванные в народе «катюшами». Фото из фондов музея «АМО ЗИЛ».

Трехосный грузовой автомобиль ЗИС-6 выпускался с 1934 по 1941 г. и был незаменим на российском бездорожье. На его шасси устанавливались гвардейские минометы БМ-13 и БМ-14, прозванные в народе «катюшами». Фото из фондов музея «АМО ЗИЛ».

Несовершенный по тем временам гидравлический привод тормозов был заменен механическим, что обуславливалось низким качеством резиновых манжет и наличием непривычной еще для ремонтников тормозной жидкости, также крайне несовершенной в то время. Кажущийся регресс был вполне оправдан - новый привод мог починить даже неопытный механик. Кстати, процедура ремонта «трехтонки» в целом была упрощена разработчиками до предела и заложена в конструкцию: автомобиль состоял из 4500 деталей, болты и гайки имели только десять размеров резьбы, и сорвать их было в большинстве случаев достаточно сложно.

Первый образец полугусеничного автомобиля-вездехода ЗИС-22М был построен в 1 938 г. Фото из архива Е. И. Прочко.

Первый образец полугусеничного автомобиля-вездехода ЗИС-22М был построен в 1 938 г. Фото из архива Е. И. Прочко.

Одной из отличительных особенностей ЗИС-5 стала рама, которая не ломалась и не прогибалась (правда, она довольно легко перекашивалась, если одно из колес попадало в яму или наезжало на бугор). Жесткие рессоры в таких случаях не помогали, но «эластичная» рама помогала колесам и подвеске преодолевать неровности земной поверхности. Эластичность достигалась термообработкой рамы, которая выполняла функцию как бы дополнительной рессоры.

Автомобиль повышенной проходимости ЗИС-32 появился в начапе 1939 г., однако развернуть его крупное производство помешала начавшаяся война. Фото из архива Ю. А. Долматовского.

Автомобиль повышенной проходимости ЗИС-32 появился в начапе 1939 г., однако развернуть его крупное производство помешала начавшаяся война. Фото из архива Ю. А. Долматовского.

Это, а также тяговые характеристики двигателя в сочетании с продуманным распределением массы по осям (58% на задние ведущие колеса с неполной нагрузкой, 9 - с полной) давали возможность эксплуатировать ЗИС-5 почти как машину повышенной проходимости - «трехтонка» уверенно чувствовала себя как на размокшей грунтовой дороге, так и на снегу или песке. Естественно, установка шин с цепями только повышало без того неплохие внедорожные качества ЗИС-5.

Пожарные автомобили с закрытой кабиной для боевого расчета ПМЗ-2 в 1938 г. пришли на смену пожарным линейкам ПМЗ-1. Фото из архива Л. М. Шугурово.

Пожарные автомобили с закрытой кабиной для боевого расчета ПМЗ-2 в 1938 г. пришли на смену пожарным линейкам ПМЗ-1. Фото из архива Л. М. Шугурово.

Конструкторские изменения затронули также и другие детали и узлы, включая сцепление, электрооборудование, кабину, радиатор, щиток приборов. Все это дало возможность получить хороший, надежный и прочный автомобиль. Доказательство вышесказанному - средний пробег до ремонта. Он составлял 70 тыс. км, иногда достигал 100 тыс. км.

По Крыму и Кавказу туристов возили на таких вот открытых автобусах ЗИС-8, строившихся местными кузовными предприятиями с 1936 по 1941 г. Фото из архива А. П. Морозова.

По Крыму и Кавказу туристов возили на таких вот открытых автобусах ЗИС-8, строившихся местными кузовными предприятиями с 1936 по 1941 г. Фото из архива А. П. Морозова.

Для ускорения процесса перехода на новую модель модернизированные узлы завод внедрял сразу же по мере готовности производства, и АМО-3 последних выпусков внешне не отличались от ЗИС-5. 26 июля 1933 года были собраны первые 10 экспериментальных машин, а уже с начала 1934 года завод начинает массовый выпуск ЗИС-5.

Как вы видите на фото, нельзя назвать ЗИС-5 комфортным для водителя - просторная кабина не отапливалась и имела самую примитивную вентиляцию; вместо боковых стекол ставились целлулоидные окошки в брезентовых рамках. Однако, несмотря на эти минусы, были и несомненные преимущества. Так, ЗИС-5 стал первым отечественным автомобилем, имевшим в качестве серийного оборудования компрессор для накачки шин.

В Москве иностранных туристов возили на ЗИС-люкс - обтекаемом туристическом автобусе, созданном на удлиненном шасси ЗИС-6, кузова для таких автобусов изготавливались в 1934 г. кузовным цехом «ЗИСа». Фото из архива А. С. Исаева.

В Москве иностранных туристов возили на ЗИС-люкс - обтекаемом туристическом автобусе, созданном на удлиненном шасси ЗИС-6, кузова для таких автобусов изготавливались в 1934 г. кузовным цехом «ЗИСа». Фото из архива А. С. Исаева.

Ближе к концу 30-х годов технические решения, примененные на ЗИС-5, постепенно устаревали и по многим показателям автомобиль отставал от зарубежных аналогов.

И все же главное для серийного автомобиля - эксплуатация. А именно в использовании на трудных дорогах Великой Отечественной войны ЗИС-5 показал себя наилучшим образом. Несмотря на вызванное недостатком сырья и технологическими возможностями тяжелого военного времени сильное упрощение конструкции, машина в целом оказалась практичной, неприхотливой, надежной для самых неблагоприятных погодных условий, при отвратительных дорогах и небольших возможностях ремонта в конце 1941 года дефицит стального листа заставил отказаться от штамповки с глубокой вытяжкой, поэтому заготовки крыльев формовались на гибочной машиине и сваривались. Кабина водителя стала цельнодеревянной а каркас из деревянных брусьев, обшитый вагонкой. Также из дерева изготавливались подножки. Автомобили комплектовались только левой фарой. Модель получила индекс ЗИС-5В; ее выпуск был освоен в мае 1942 года в Ульяновскe, а позднее - в Москве и Миассе. В конце декабря 1942 года из-за выхода из строя завода, поставлявшего рулевые колесо с пластмассовым ободом, на ЗИС-5В начали устанавливать деревянные баранки.

07_10.jpg

ЗИС-5 служил не только для транспортировки грузов. На его базе изготавливались самосвалы, цистерны, хлебные фургоны, автобусы... Первые легендарные «катюши» также собирались на шасси ЗИС-5.

Всего за годы выпуска 1934 -1948 было выпущено 532 311 автомобилей.

ЗИС-5 стал действительно отправной точкой для всех последующих моделей и для своего времени был незаменим. Действительно удачная конструкция автомобиля дала возможность дальнейшего развития, воплощения идей, заложенных в ЗИС-5, в последующих моделях - ЗИС-5В, УралЗИС-5М, УралЗИС-355, УралЗИС-355М.

07_11.jpg

Установленные на заводе «АМО ЗИЛ», Загородном шоссе в Москве, во многих других городах России памятники символизируют поистине бесценный вклад ЗИС-5 и воинов-автомобилистов в победу нашего народа в Великой Отечественной войне.

Поделиться
Комментарии >>
Прокомментировали 0
Комментарии
Скрыть комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

амое популярное

ругие статьи на тему

Minardi: за попытку - спасибо
Minardi: за попытку - спасибо
История
Minardi: за попытку - спасибо
КамАЗ разменял 50
КамАЗ разменял 50
История
КамАЗ разменял 50
В Сибири восстановили редчайший автобус ЗИЛ
В Сибири восстановили редчайший автобус ЗИЛ
История
В Сибири восстановили редчайший автобус ЗИЛ
  • Главная
  • Новости
  • Журнал
  • Статьи
  • Фото/видео
  • Нам пишут
  • Контакты
Редакция журнала:
info@autotruck-press.ru
Рекламный отдел:
reklama@autotruck-press.ru
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР: Дмитрий Жигульский
dskiy@mail.ru
Администрация сайта: admin@autotruck-press.ru
Мы в соцсетях: