ЗИС-5

Создателями ЗИС-5 были: главный конструктор завода Евгений Иванович Важинский, основной разработчик модели Строканов Б. Д., также в разработке принимали участие Михайлов Г. Г., Зигель А. П., Феста Г. А., Фиттерман Б. М. Работа по проектированию нового автомобиля началась с анализа недостатков предыдущей модели - АМО-3, проявившихся во время Каракумского пробега и потом, во время эксплуатации в реальных условиях. Основным элементом, подлежащим модернизации для новой модели, безусловно, был двигатель. Несущие конструкции 2,5-тонного грузовика АМО-3 - рама, рессоры, оси, имели достаточный запас прочности, чтобы даже в самых тяжелых условиях эксплуатации выдерживать груз до 3 тонн. Однако мощности двигателя не хватало, и грузовик просто переставал ехать на подъеме. Е. И. Важинский оставил общую конструкцию шестицилиндрового, рядного, нижнеклапанного двигателя без изменений, но увеличил диаметр цилиндров «всего» на 6,36 мм, что позволило увеличить рабочий объем двигателя с 4,88 до 5,55 л. Благодаря внесенным изменениям мощность выросла с 66 до 73 л.с. Семиопорный коленчатый вал двигателя, имея большую поверхность шатунных и коренных шеек, давал двигателю более долгую «жизнь». Поршни и цилиндры делались из чугуна. Распределительный вал, расположенный в правой части картера, приводился во вращение от коленвала, так же, как генератор и водяной насос – набором шестерен. Ременная передача стояла лишь на вентиляторе.

Американский грузовой автомобиль «Отобар» модели «СА» 1931 г., ставший прототипом АМО-2, АМО-3, ЗИС-5. Фото из фондов музея «АМО ЗИЛ».
В отличие от, например ГАЗ-АА, у ЗИС-5 двигатель оборудовался масляным фильтром с войлочными сменными элементами. Это нововведение позволило увеличить срок замены масла не через 500 км, а через 1200 - почти в три раза! При степени сжатия 4,7 единицы двигатель ЗИС-5 потреблял бензин с октановым числом 55-60, а в жаркую погоду мог работать даже на керосине. Особенностью двигателя являлось также то, что максимальный крутящий момент приходился на 1200 об/мин, поэтому у водителя была возможность долго двигаться на первой передаче со скорого 5 км/ч; отсюда пошло шутливое сравнение ЗИСа с трактором.

Седельный тягач ЗИС-10, предназначавшийся для работы с 6-тонным полуприцепом ПП-1 и выпускался мелкими сериями с 1936 по 1942 г. Фото из архива Д.Д. Арансона.
Новая 4-ступенчатая коробка передач, претерпевшая наряду с карданной передачей наиболее кардинальные изменения, получила более прочные валы и шестерни, что дало резко увеличившийся срок эксплуатации. С промежуточным валом шестерни теперь соединялись шлицами, это обеспечивало хорошую центровку. Карданный вал значительно упростили, заменив вал с тремя шарнирами и промежуточной опорой новым, с тремя шарнирами, значительно удешевив производство.

Трехосный грузовой автомобиль ЗИС-6 выпускался с 1934 по 1941 г. и был незаменим на российском бездорожье. На его шасси устанавливались гвардейские минометы БМ-13 и БМ-14, прозванные в народе «катюшами». Фото из фондов музея «АМО ЗИЛ».
Несовершенный по тем временам гидравлический привод тормозов был заменен механическим, что обуславливалось низким качеством резиновых манжет и наличием непривычной еще для ремонтников тормозной жидкости, также крайне несовершенной в то время. Кажущийся регресс был вполне оправдан - новый привод мог починить даже неопытный механик. Кстати, процедура ремонта «трехтонки» в целом была упрощена разработчиками до предела и заложена в конструкцию: автомобиль состоял из 4500 деталей, болты и гайки имели только десять размеров резьбы, и сорвать их было в большинстве случаев достаточно сложно.

Первый образец полугусеничного автомобиля-вездехода ЗИС-22М был построен в 1 938 г. Фото из архива Е. И. Прочко.
Одной из отличительных особенностей ЗИС-5 стала рама, которая не ломалась и не прогибалась (правда, она довольно легко перекашивалась, если одно из колес попадало в яму или наезжало на бугор). Жесткие рессоры в таких случаях не помогали, но «эластичная» рама помогала колесам и подвеске преодолевать неровности земной поверхности. Эластичность достигалась термообработкой рамы, которая выполняла функцию как бы дополнительной рессоры.

Автомобиль повышенной проходимости ЗИС-32 появился в начапе 1939 г., однако развернуть его крупное производство помешала начавшаяся война. Фото из архива Ю. А. Долматовского.
Это, а также тяговые характеристики двигателя в сочетании с продуманным распределением массы по осям (58% на задние ведущие колеса с неполной нагрузкой, 9 - с полной) давали возможность эксплуатировать ЗИС-5 почти как машину повышенной проходимости - «трехтонка» уверенно чувствовала себя как на размокшей грунтовой дороге, так и на снегу или песке. Естественно, установка шин с цепями только повышало без того неплохие внедорожные качества ЗИС-5.

Пожарные автомобили с закрытой кабиной для боевого расчета ПМЗ-2 в 1938 г. пришли на смену пожарным линейкам ПМЗ-1. Фото из архива Л. М. Шугурово.
Конструкторские изменения затронули также и другие детали и узлы, включая сцепление, электрооборудование, кабину, радиатор, щиток приборов. Все это дало возможность получить хороший, надежный и прочный автомобиль. Доказательство вышесказанному - средний пробег до ремонта. Он составлял 70 тыс. км, иногда достигал 100 тыс. км.

По Крыму и Кавказу туристов возили на таких вот открытых автобусах ЗИС-8, строившихся местными кузовными предприятиями с 1936 по 1941 г. Фото из архива А. П. Морозова.
Для ускорения процесса перехода на новую модель модернизированные узлы завод внедрял сразу же по мере готовности производства, и АМО-3 последних выпусков внешне не отличались от ЗИС-5. 26 июля 1933 года были собраны первые 10 экспериментальных машин, а уже с начала 1934 года завод начинает массовый выпуск ЗИС-5.
Как вы видите на фото, нельзя назвать ЗИС-5 комфортным для водителя - просторная кабина не отапливалась и имела самую примитивную вентиляцию; вместо боковых стекол ставились целлулоидные окошки в брезентовых рамках. Однако, несмотря на эти минусы, были и несомненные преимущества. Так, ЗИС-5 стал первым отечественным автомобилем, имевшим в качестве серийного оборудования компрессор для накачки шин.

В Москве иностранных туристов возили на ЗИС-люкс - обтекаемом туристическом автобусе, созданном на удлиненном шасси ЗИС-6, кузова для таких автобусов изготавливались в 1934 г. кузовным цехом «ЗИСа». Фото из архива А. С. Исаева.
Ближе к концу 30-х годов технические решения, примененные на ЗИС-5, постепенно устаревали и по многим показателям автомобиль отставал от зарубежных аналогов.
И все же главное для серийного автомобиля - эксплуатация. А именно в использовании на трудных дорогах Великой Отечественной войны ЗИС-5 показал себя наилучшим образом. Несмотря на вызванное недостатком сырья и технологическими возможностями тяжелого военного времени сильное упрощение конструкции, машина в целом оказалась практичной, неприхотливой, надежной для самых неблагоприятных погодных условий, при отвратительных дорогах и небольших возможностях ремонта в конце 1941 года дефицит стального листа заставил отказаться от штамповки с глубокой вытяжкой, поэтому заготовки крыльев формовались на гибочной машиине и сваривались. Кабина водителя стала цельнодеревянной а каркас из деревянных брусьев, обшитый вагонкой. Также из дерева изготавливались подножки. Автомобили комплектовались только левой фарой. Модель получила индекс ЗИС-5В; ее выпуск был освоен в мае 1942 года в Ульяновскe, а позднее - в Москве и Миассе. В конце декабря 1942 года из-за выхода из строя завода, поставлявшего рулевые колесо с пластмассовым ободом, на ЗИС-5В начали устанавливать деревянные баранки.

ЗИС-5 служил не только для транспортировки грузов. На его базе изготавливались самосвалы, цистерны, хлебные фургоны, автобусы... Первые легендарные «катюши» также собирались на шасси ЗИС-5.
Всего за годы выпуска 1934 -1948 было выпущено 532 311 автомобилей.
ЗИС-5 стал действительно отправной точкой для всех последующих моделей и для своего времени был незаменим. Действительно удачная конструкция автомобиля дала возможность дальнейшего развития, воплощения идей, заложенных в ЗИС-5, в последующих моделях - ЗИС-5В, УралЗИС-5М, УралЗИС-355, УралЗИС-355М.

Установленные на заводе «АМО ЗИЛ», Загородном шоссе в Москве, во многих других городах России памятники символизируют поистине бесценный вклад ЗИС-5 и воинов-автомобилистов в победу нашего народа в Великой Отечественной войне.