ГАЗ-АА
Эти слова принадлежат знаменитому американскому автопромышленнику Генри Форду и взяты из его интервью газете «Нью-Йорк тайме» от 23 июня 1929 г., вскоре после подписания договора с советскими организациями о техническом содействии в строительстве Нижегородского автомобильного завода, который был задуман в первую очередь как крупнейшее предприятие СССР по производству грузовиков.
Первый камень автомобильного гиганта был заложен 2 моя 1930 г. на месте деревни Монастырка, расположенной под Нижним Новгородом. А 29 января 1932 г. - то есть менее чем через два года - с конвейера новорожденного завода сошли первые машины. Это были полуторатонные грузовики «ГАЗ-АА», созданные на основе соглашения с «Форд Мотор Компани» и имевшие такую же конструкцию, как и американский «Форд-АА», которые на протяжении почти трех десятилетий безотказно работали во всех отраслях народного хозяйства СССР. Они возили кирпич и зерно, почту, продукты и заключенных; а в годы войны на них транспортировали боеприпасы и солдат. Очень простые и надежные «полуторки» - как их любовно называли шоферы - можно было увидеть в любом уголке необъятной державы.
Необычное по современным понятиям размещение прерывателя-распределителя (трамблера) на головке блока цилиндров двигателя «ГАЗ-АА»; хорошо видна трубка вакуумного регулятора угла опережения зажигания, действующего за счет изменения разрежения во впускном трубопроводе.
На «ГАЗ-АА», как, впрочем, и на «Форд-АА», устанавливался четырехцилиндровый карбюраторный двигатель мощностью 40 л.с, сходный с силовым агрегатом, которым комплектовались и легковые «ГАЗ-А». Одинаковыми были многие другие узлы и детали, однако на грузовике коробка передач было четырехступенчатой, иную конструкцию имели задний мост и подвеска. В частности, задние рессоры были кантилеверными, установленными консольно. Толкающие усилия от ведущих колес у «ГАЗ-АА», как и на других грузовиках тех лет, передавались не рессорами, а трубчатым кожухом карданного вала. Один конец этого кожуха жестко крепился к заднему мосту, а второй, снабженный шаровым сочленением, упирался в поперечину рамы.
«ГАЗ-АА» не имел синхронизаторов в коробке передач, амортизаторов в подвеске, привод тормозов был не гидравлическим, а механическим с помощью тяг и промежуточных рычажков. Из давно забытых конструктивных особенностей «полуторки» отметим ленточный (а не колодочный) ручной тормоз, рычажок управления опережением зажигания на рулевой колонке и бензобак, установленный перед водителем в моторном отсеке. В бензобаке находился поплавок с нанесенными на нем делениями, которые водитель мог видеть через небольшое стеклянное окошко на щитке приборов.
В своем первоначальном виде «ГАЗ-АА» выпускался до 1938 г., когда на смену 40-сильному двигателю пришел более мощный - 50-сильный от легкового автомобиля «ГАЗ-М-1», появились новый рулевой механизм и усиленное крепление задних рессор. Модернизированный грузовик, внешне почти не отличавшийся от предшественника, получил индекс «ГАЗ-ММ». В годы войны с конвейера «ГАЗа» сходил его упрощенный вариант с деревянной кабиной, без передних тормозов, с одной фарой и гнутыми передними крыльями.
На базе «полуторки» инженерами «ГАЗа» было создано множество модификаций: автобусы «ГАЗ-03-30», самосвалы «ГАЗ-410», газогенераторный грузовик «ГАЗ-42» и машины, работавшие на сжатом и сжиженном газе, «ГАЗ-44», санитарные «ГАЗ-55», полугусеничные «ГАЗ-60» и наконец трехосные грузовики «ГАЗ-ААА».
Грузовой трехосный автомобиль «ГАЗ-ААА» проходит через канаву по территории еще недостроенного Горьковского автозавода. Фото из архива А.С. Исаева. 1933 г.
Когда в 1929 г. на стройплощадке нового завода только начинались земляные работы, Научный автомоторный институт (НАМИ) в Москве уже сумел построить трехосный вариант автомобиля для выпуска на строящемся заводе. Он и стал исходным образцом при проектировании «ГАЗ-ААА». Тем временем для снабжения Красной Армии «трехосками» в качестве временной меры в СССР была развернута сборка грузовиков «Форд-Тимкен».
Собственное производство таких машин горьковские автостроители наладили в конце 1934 г. Молодой коллектив конструкторов сумел разработать более совершенный (по сравнению с «Фордом-Тимкен») вариант задней тележки. Оба ведущих моста соединялись с рамой четырьмя продольными полуэллиптическими рессорами, игравшими роль балансиров. На фордовском грузовике концы расположенных друг над другом рессор соединялись с «чулком» заднего моста через бронзовое «яблоко». Эта деталь весила несколько килограммов, была очень дорогой и быстро изнашивалась. Наши конструкторы избавились от злополучного «яблока», соединив концы рессор с ведущими мостами посредством универсальных шарниров с подшипниками скольжения. Крутящий момент на «ГАЗ-ААА» от двигателя к ведущим колесам передавался через четырехступенчатую коробку передач, двухступенчатый демультипликатор (т.е. дополнительную коробку) и червячную главную передачу с коническими шестернями. Автомобиль оказался заметно тяжелее обычной «полуторки» 2 475 кг против 1 810 кг, тихоходнее - 65 км/ч вместо 70 км/ч, но зато мог перевозить по хорошим дорогам две тонны груза.
Газогенераторный автомобиль «ГАЗ-42» -участник испытательного пробега по маршруту Москва - Омск - Ленинград - Минск - Киев - Москва, проводившегося в 1938 г. Фото из архива А.С. Исаева.
Перед началом производства новые советские «трехоски» сдали экзамен на надежность в сложнейшем каракумском пробеге протяженностью 10 000 км, показав лучшую проходимость, чем три участвовавших в пробеге «Форда-Тимкен». «ГАЗ-ААА» впоследствии успешно эксплуатировались в народном хозяйстве и в Красной Армии. На их основе были созданы штабные трехосные автобусы «ГАЗ-05-193» и броневики «БА-10».
Кроме «ГАЗ-ААА», на Горьковском автозаводе до войны были созданы опытные образцы автомобилей-вездеходов с использованием узлов и агрегатов «ГАЗ-АА» - «ГАЗ-АЛЛА», «ГАЗ-62», «ГАЗ-33» и «ГАЗ-60». Последний представлял собой полугусеничную машину. Привод от заднего моста к гусеницам шириной 390 мм каждая осуществлялся цепями, вездеход серийно выпускался с 1938 г. и использовался в советско-финской кампании 1940 г.Годы выпуска | 1930 - 1950 |
Число мест в кабине | 2 |
Грузоподъемность | 1 500 кг |
Двигатель, тип | Карбюраторный, четырехтактный, водяного охлаждения |
Число цилиндров | 4 |
Рабочий объем | 3280 см3 |
Степень сжатия | 4,2 (4,6) |
Мощность | 42 л.с. (50 л.с.) |
Число передач | 4 |
Главная передача | Пара конических шестерен со спиральными зубьями |
Размер шин | 6,50 - 20 |
Длина | 5 335 мм |
Ширина | 2 040 мм |
Высота | 1 970 мм |
Внутренние размеры грузовой платформы: | |
*длина | 2 450 мм |
*ширина | 1 870 мм |
*высота бортов | 500 мм |
Колесная база | 3 340 мм |
Колея колес: | |
*передних | 1 405 мм |
*задних | 1 600 мм |
Масса в снаряженном состоянии | 1 810 кг |
Максимальная скорость | 70 км/ч (80 км/ч) |
Расход топлива на 100 км пути | 20,5 л |
В скобках данные грузового автомобиля «ГАЗ-ММ»
Газогенераторные грузовики «ГАЗ-42» получились тихоходными. При сгорании древесных чурок в их газогенераторах вырабатывался газ с очень низкой теплотворной способностью, в результате чего мощность двигателя составляла всего 30 л.с. Автомобили, работавшие на сжатом и сжиженном газе, имели намного лучшую динамику и перспективы.
«ГДЗ-ММ» военного времени: деревянная кабина, простые крылья, одна фара, отсутствие тормозов на передних колесах. Фото из архива Е.И. Прочко.
Но уже в середине тридцатых годов стало очевидным, что «полуторка» начинает стареть, возникла острая необходимость в создании более мощного грузовика с увеличенной грузоподъемностью и современными конструктивными особенностями (американские «Форды-АА» были сняты с производства 9 марта 1932 г., когда им на смену пришли машины с двигателем У-8). Такой грузовик, получивший индекс «ГАЗ-11-51», появился в 1937 г. На нем стоял уже шестицилиндровый силовой агрегат, такой же, как и на легковой машине «ГАЗ-11-73», но начавшаяся Великая Отечественная война помешала наладить его серийное производство.
После войны изготовление «ГАЗ-ММ» передали на Ульяновский автозавод, который строил эти машины с 1947 по 1950 гг. За двадцать лет были построены около 985 000 грузовиков «ГАЗ-АА» и «ГАЗ-ММ».Семнадцатиместный служебный автобус «ГАЗ-03-30» (1933-1950 гг.) стал самым распространенным в СССР, таких машин построили 18 613 штук, больше, чем других, выпускавшихся в тридцатые годы. Фото из архива автора.