Покупаем подержанную иномарку
Я не знаю ни одного перевозчика-частника, имеющего в эксплуатации новую европейскую машину. Причины, побудившие человека купить иномарку, разные. Одни таскают грузы из Европы, куда на наших машинах дальше Польши не проедешь, другие приобретают из-за оборудования, установленного на них (холодильники, лифты, гидроманипуляторы), третьи ценят их за комфорт, удобство и надежность. Ни для кого не секрет, что любой европейский или американский грузовик, даже пятнадцатилетний, превосходит наши новые машины и по качеству, и по комфорту.
Кризис 1998 г. несколько охладил задор владельцев иномарок и поставил их в невыгодные условия по сравнению с владельцами отечественных машин. Запасные части и сервис приходилось оплачивать по старым валютным расценкам, а заработки упали в несколько раз. Водители «МАЗов» и «КамАЗов» потирали руки - не все коту масленица. Но кризисы, как и войны, когда-нибудь заканчиваются, и продажи иномарок потихонькупошли в гору.
Я эксплуатирую иноземные грузовики уже несколько лет. Приходилось выступать и в роли продавца, и в роли покупателя. Поэтому хотел бы поделиться небольшим опытом, в первую очередь опытом покупателя, что ждать от этих машин, но что обратить внимание. Не секрет, что многие водители, купив подержанную иномарку, со слишком большим оптимизмом начинают смотреть в светлое будущее, полагаясь но выносливость и надежность своих железных коней. Но это светлое будущее может закончиться уже на следующий день. Чтобы быть к этому готовым, запомните главное - старые владельцы, как правило, продают машины, если в них надо вкладывать деньги. Жесткие технические требования в Европе таковы, что легче купить новый тягач, чем ремонтировать старый. Но бывают и другие причины продажи машин. Мои знакомые перевозчики купили недавно «Мерседес-1628» с пробегом в 200 000 км в Швейцарии. Старый хозяин избавился от этой машины, резонно посчитав, что 280 л.с. явно не достаточно, чтобы возить 20 тонн по горам. А для нашей равнинной местности этого хватит вполне. Но основная причина продажи - технический и моральный износ. Поэтому в любом случае вам придется рано или поздно заниматься ремонтом. А чтобы затраты но ремонт были минимальными, нужно внимательно осмотреть машину перед покупкой.
Основными факторами, влияющими на цену, являются год выпуска и пробег. Для машин грузоподъемностью 10~20 тонн пороговым для продажи пробегом являются 500 - 700 тыс. км. При таком пробеге многие узлы и агрегаты требуют ремонта или замены. Тягачи или автопоезда достигают этой величины за 3 - 6 лет, машины, эксплуатирующиеся в городе – 7 - 10 лет. Бывают, конечно, исключения, но отталкиваться нужно от этих цифр. Поэтому, если вам предлагают десятилетний тягач с пробегом в 400 тыс. км, то смело можете сомневаться в этом. Спидометр или «скручен», или реальный пробег составляет 1 400 000 км. Бывают случаи, когда для завышения цены владельцы изменяют год выпуска грузовика в документах. Проверить год выпуска можно следующим способом. Все автомобили имеют рессивера для сжатого воздуха. Они проходят обязательные испытания, после чего ставится клеймо с датой испытания. Следовательно, реальный год выпуска автомобиля равен дате клеймения рессивера минус 3 - 6 месяцев.
Если вы приобретаете машину в Европе, то требуйте сервисную книжку. Из нее вы почерпнете достаточно информации, что бы иметь представление о техническом состоянии автомобиля.
Внешний вид машины не всегда отражает внутреннее содержание. Никто не спорит, что приятная внешность настраивает сразу на благоприятное отношение к грузовику и наоборот. Но достаточно мастеров и в Польше, и в странах Балтии, способных навести внешний лоск, не трогая изношенных «внутренностей». У меня был десятилетний «мерседес» с прекрасной внешностью, но ремонтировали его чаше других. Металл, как правило, на заграничных машинах крепкий, загрунтован, окрашен с соблюдением технологий и служит долго. Если машина бескапотной компоновки, то обратите внимание на арки колес - они подвержены воздействию воды и грязи, летящими из-под колес. Передняя нижняя кромка кабины также ржавеет быстрее других частей. Но все эти дыры на скорость не влияют, и можно обойтись небольшим ремонтом.
Двигатели чаще всего имеют достаточный ресурс для дополнительных 150 - 200 тыс. км пробега. Изношенные форсунки и давно не менявшийся воздушный фильтр могут быть причиной черного выхлопа но максимальных оборотах. Если на машине топливная система с впрыском топлива топливным насосом высокого давления, то ремонт заключается чаще всего в замене распылителей ценой S50 - 100 за штуку. Носос-форсунки с механическим управлением стоят уже $400 -700, а с электронным управлением - около $1000. Следы мосла на двигатели еще не причина для отказа от машины: при регулировке клапанов под клапанную крышку могли поставить старую прокладку или момент затяжки крышки не соответствует нужному. Хуже, когда есть подтеки масла на крышке поддона картера: сальники коленвала требуют замены, а это достаточно трудоемкий процесс. Мне рассказывали о случаях, когда в двигатель машины на продажу ставили «запоротый» коленвал. Этим занимаются в основном наши бывшие соотечественники и опять же страны Восточной Европы. Единственное, что можно посоветовать, - снимайте поддон, несколько крышек коренных и шатунных вкладышей и смотрите равномерность износа вкладышей. Но я бы этим заниматься не стал. Состояние поршневой группы на автомобилях «МАН» или «мерседес» можно проверить следующим образом. На двигателях машин этой марки сапун соединен с впускным коллектором патрубком. Отсоедините один конец патрубка и заведите двигатель. Если из патрубка сопуна вырываются выхлопные газы, то поршневая группа в плачевном состоянии, если нет, то двигатель в нормальном состоянии. Бывают дефекты двигтеля, когда только эксплуатация позволяет их выявить. На одной из моих машин пробило прокладку под головкой блока. Я самостоятельно заменил ее. Через полгода происходит то же самое. Снимаю ее и везу но сервис. Вердикт специалистов - головку блока повело из-за перегрева. Отшлифовали по плоскости, и проблема исчезла. Старый хозяин когда-то «поджарил» двигатель, а расхлебывать пришлось мне.
Из навесного оборудования чаще всего выходят из строя стартеры. На трех из пяти машинах их пришлось заменить в течение двух лет. Но это также выясняется только в процессе эксплуатации. Водяную помпу, скорее всего, вскоре придется менять уже достаточно скоро. Поэтому при покупке машины советую проверить люфт валика помпы или визуально при работающем двигателе, или просто покачав руками из стороны в сторону за шкив. Если в воздушном компрессоре изношены кольца, то это можно определить по следом масла в месте сброса избыточного давления воздуха. Я на своих машинах компрессоры еще не ремонтировал и уже три года езжу пока без проблем, хотя ремонт необходим. У меня есть правило – сразу после покупки машины менять масло и все фильтры (масляный, топливный, гидроусилителя руля, воздушный и влагоотделителя тормозной системы). Советую вам делать то же самое.
Что касается трансмиссии, то КПП, задний мост «запороть» достаточно сложно. Следует обратить внимание на состояние сальников коробки передач и заднего моста. Подтеки мосла или просто следы «потения» говорят о необходимости скорой замены сальников. Не забудьте залезть под машину и проверить на наличие подтеков нижнюю кромку заднего тормозного барабана и грязезащитный щиток. Шкворни передних колес к пробегу 600 000 км требуют замены: срочность их замены можно определить по неравномерному износу протектора покрышки или же вывесить переднее колесо на домкрате и покачать в вертикальной плоскости - люфт показывает значительный износ шкворня и втулок. Если износ шкворней влияет в основном на ускоренный износ резины, то рассыпавшийся опорный подшипник поворотного кулака может привести к заклиниванию рулевого управления и к созданию аварийной ситуации. Рулевые тяги также не следует оставлять без внимания. Самый простой способ - покачать тягу руками вдоль оси, если это происходит без особых усилий, то наконечники надо менять.
Если автомобиль с рессорной подвеской, то обязательно внимательно осмотрите каждый лист рессоры но наличие трещин. Только не надо гладить место контакта верхнего листа подрессорника с опорной подушкой и с умным видом утверждать, что раз выработка большая, то и машина никудышная. За знатока вы явно не сойдете. Не поленитесь убрать смазку с серьги коренного и подкоренного листов. Я раз приобрел «мерседес» с обильным комком смазки у задней серьги передней рессоры. Не пожалел солидола старый хозяин-молодец. И только загрузив машину, обратил внимание, что правая передняя рессора уж слишком прогнулась. С плохим предчувствием полез под машину. Вроде трещин нет. Но счистив этот ком смазки, увидел, что коренной лист сломан у самой серьги, а солидол служил только камуфляжем. Оригинальная новая рессора в сборе может потянуть на $1 500. Но я знаю одного водителя, который купил иномарку, совершенно не проверив подвеску. Три из четырех рессор были сломаны, включая и коренные листы. Машина опиралась на рессоры через подкоренные листы, а их серьги не позволяли мостам смещаться вдоль машины. Так он и отъездил на честном слове, шарахаясь от каждой кочки, два года.
На машинах с лневмопадвеской особое внимание следует обратить на реактивные тяги: продольные и V-образные. Если при трогании с места задний мост или мосты (на 3-осных) смещаются вдоль машины, то готовьте ремкомплекты реактивных тяг. V-образные тяги на тягаче проверяются просто: залезьте на раму, положите ладонь на крышку шарообразного наконечника и попросите напарника слегка тронуться. Если при трогании почувствуете ладонью стук, значит, пришла пора. С фургоном на раме такой трюк не проделаешь. Обратитесь тогда на сервис.
Что касается тормозной системы, то толщину накладок определяют через смотровые окна в грязезащитных щитках - надо только посветить фонариком или переноской, не забыв снять машину со стояночного тормоза. А то выработка в барабане не позволит определить степень износа тормозных накладок. Если на машине пневматическая тормозная система, то необходимо проверить работоспособность тормозных камер и энергоаккумуляторов. Для этого нужно довести давление в тормозной системе до нормы, заглушить двигатель, снять машину со стояночного тормоза и внимательно послушать. Если услышите шипение воздуха и давление в тормозной системе начинает быстро падать, то, вполне вероятно, неисправны энергоаккумуляторы. Придется лезть под грузовик и проверять, ведь утечка воздуха может происходить и из-за других причин. Чтобы проверить рабочую тормозную систему на исправность, при заглушённом двигателе нажмите на педаль тормоза, предварительно сняв машину со стояночного тормоза. Продолжая удерживать педаль в нажатом положении, следите за стрелкой манометра тормозной системы. При исправных диафрагмах тормозных камер стрелка манометра, отклонившись на определенный градус влево, должна оставаться на одном месте в течение 10 - 15 секунд при нажатой педали тормоза. Если манометр показывает, что при нажатой педали тормоза давление воздуха в тормозной системе неуклонно падает, то, скорее всего, порваны одна или несколько тормозных диафрагм или повреждены тормозные трубки. Надо быть готовым к тому, что тормозные рычаги (трещетки) придется через годик менять. Оригинальные стоят около $400, а ремкомплекты - $100.
Большинство европейских грузовиков оборудованы централизованной системой смазки. Вещь удобная, но требующая внимания и ухода. Обязательно убедитесь, что она находится в рабочем состоянии. В противном случае вам придется в каждую точку смазки вкручивать масленку. А машина любит, когда ее мажут.
В этой статье я постарался обратить внимание на главные, с моей точки зрения, детали при выборе автомобиля. Кто-то придерживается других критериев. Но руководствоваться выше сказанным нужно только при первичном осмотре грузовика. Для более детального обследования советую обратиться на сервис. Лучше заплатите деньги, и специалисты проведут полную диагностику, а вы будете знать, что ожидать от вашего железного коня. Одно дело ездить внутри страны с люфтом рулевого колеса, другое дело, если вы с этим же люфтом сунетесь в Европу и нарветесь на технический контроль.
И все же какой марки грузовик выбрать? Одним нравятся французские машины, другим немецкие, третьим скандинавские или итальянские. Сколько машин, столько и мнений. Одни руководствуются финансовыми соображениями при оплате грузовиков, другие их надежностью, третьи наличием сервисных станций. Но в любом случае приходится шевелить мозгами и выбирать золотую середину. Успеха вам!