Китайские грузовики захватывают российский рынок
Так, по данным аналитического агентства "Автостат", в 2021 году почти 70% рынка LCV занимали зарубежные марки, представленные сейчас в России. В 2022 году, по мере ухода ряда зарубежных брендов, доля этих марок превысила 80%. На 10% сократилась доля брендов, покинувших РФ.
Как рассказал "Российской газете" генеральный директор автомобильного холдинга ГК "Автодом" Андрей Ольховский, в этом году тенденция сохранится и к концу года соотношение достигнет 95% к 5% в пользу российских и китайских брендов.
На рынке среднетоннажных грузовых автомобилей ситуация аналогична. В 2021 году 79% рынка принадлежало брендам, которые не ушли из России, однако к концу текущего года они будут занимать уже порядка 96%. Ушедшие компании, распродающие остатки складов или поставляющие технику по параллельному импорту, сохранят за собой лишь оставшиеся 4%.
В сегменте крупнотоннажных грузовых автомобилей 64% рынка в 2021 году принадлежало брендам, которые не ушли из России, прогноз по текущему году - 97%.
При этом, по данным Национального Агентства Промышленной Информации, продажи новых LCV китайских брендов в России за первые 5 месяцев 2023 года выросли в 5 раз, в то время как в целом рынок сократился на 3,4%. За последний год китайские производители легкого коммерческого транспорта нарастили долю рынка до 7,4%.
Несмотря на определенный рост, показатели китайцев в сегменте LCV пока далеки от рынков легковых автомобилей и грузового транспорта, где по итогам первых 4 месяцев текущего года они заняли 40% против 9,6% годом ранее и 54,3% против 11,5% годом ранее соответственно.
Рост продаж в сегменте грузового транспорта объясняется тем, что если до февраля 2022 года доходность российских дилеров от китайских брендов в сегменте HCV была невысокой, то сейчас китайские грузовые автомобили - массовые заменители техники европейских брендов в РФ.
Однако если на европейских грузовиках дилеры зарабатывали за счет маржи 3-7%, бонусов и дополнительного оборудования, то по китайской технике заработок идет пока только за счет наценки, которая может достигать 10%. По словам Андрея Ольховского, это связано с ограничением доступных комплектаций и отсутствием допоборудования для китайской техники.