Видеофиксацию загнали в государственные рамки
Авторы законопроекта предлагают использовать для штрафования нарушителей ПДД только те фото- и видеодоказательства, которые получены с приборов, принадлежащих государственным структурам.
В настоящее время действующее законодательство не запрещает передавать негосударственным организациям или индивидуальным предпринимателям право фиксировать административные правонарушения в области дорожного движения с использованием принадлежащих им и работающих в автоматическом режиме специальных технических средств.
Авторы законопроекта отмечают, что главной целью действующего законодательства, которое разрешает частникам фиксировать нарушения камерами, было увеличить зоны контроля над дорожным движением, чтобы уменьшить число нарушений ПДД. При этом госструктуры не несли бы дополнительных расходов для реализации таких мероприятий.
Но в итоге бюджет не только не несет такие расходы, но и получает поступления в местный бюджет от каждой единицы видеооборудования. В связи с этим «говорить об эффективной работе уполномоченных лиц в части выявления нарушений в установке и обслуживании видеооборудования не приходится, так как им это невыгодно: чем больше нарушений, тем больше средств получит местный бюджет», считают авторы инициативы.
Они ссылаются на данные из открытых источников, согласно которым частный инвестор в среднем по России может получать от работы таких комплексов фиксации не менее 8 млн руб. в день. «И чтобы эта сумма стабильно не снижалась, владельцы оборудования используют различные методы для увеличения доходности. Например, они устанавливаются не на участках с высокой аварийностью, а в местах, где владельцы транспортных средств часто допускают незначительное нарушение скоростного режима, либо неверно устанавливают комплексы фиксации, что приводит к увеличению показателей погрешности, чем существенно нарушают права собственников (владельцев) транспортных средств», — сказано в пояснительной записке к законопроекту.
В таких ситуациях вопрос увеличения уровня безопасности дорожного движения не решается, а обжалование «необоснованно вынесенных постановлений на основании фиксации административных правонарушений передвижными частными камерами видеофиксации связано со значительными временными, физическими, моральными и материальными издержками», в том числе потому, что такие камеры, в отличие от стационарных комплексов, могут менять свое расположение практически ежедневно, отмечают авторы поправок.
В целях защиты прав собственников транспортных средств законопроектом предлагается внести изменение в ст. 2.6 КоАП России, согласно которому работающие в автоматическом режиме специальные технические средства фотовидеофиксации должны находиться исключительно в собственности государства или региона. Одновременно законопроектом предлагается установить, что требования к комплексам фотовидеофиксации, а также порядок определения мест их установки должны определяться правительством.
Прошлой осенью Мосгордума внесла законопроект, согласно которому регионы смогут устанавливать собственные штрафы для водителей слишком шумных автомобилей и мотоциклов. Согласно документу, фиксировать превышение шума будут специальными камерами-шумомерами, а размер штрафа составит от 5 тыс. до 30 тыс. руб. в зависимости от мощности мотора. 20 июля Госдума приняла законопроект в первом чтении.