Stop ЕС
По крайней мере, в ходе состоявшегося в понедельник, 5-го декабря, заседания президиума Правительственной комиссии по транспорту вице-премьер Андрей Белоусов поддержал соответствующее предложение Министерства транспорта РФ. Впрочем, то, что перевозки со странами ЕС будут выполняться по схеме перецепки/перегрузки в приграничной зоне и в следующем году, было вполне ожидаемо: такая схема была введена в ответ на санкции ЕС и др. перечисленных стран, а предпосылок к тому, что эти санкции снимут, на данный момент нет.
Напомним: ограничения на въезд в Россию грузовиков из стран ЕС, а также из Норвегии, Великобритании и Украины начали действовать с 10-го октября этого года. Они стали ответом на санкции, введенные еще в апреле и запретившие в принципе (за редким исключением) грузовикам, зарегистрированным в РФ и в Беларуси, заезжать на территорию Евросоюза даже для «сквозного» транзита.
В такой ситуации, когда российские перевозчики не могли заехать в ЕС, а для европейских перевозчиков доступ в Россию оставался открытым, очевидно, что все заказы на грузовые перевозки на российско-европейском направлении доставались именно европейским транспортным компаниям. В итоге, они в условиях монополии могли завышать тарифы, а российские перевозчики теряли значительный объем работы и вынуждены были восполнять его на других рынках.
Правда, несмотря на это, такие вот неравные условия сохранялись еще на протяжении полугода. Если Беларусь подготовила свой ответ и перешла к приграничной схеме грузовых перевозок со странами ЕС уже через неделю после соответствующих санкций, то Россия, как видно, с подобным шагом не спешила.
Так, в Правительстве РФ опасались, что такие ограничения сорвут поставки необходимых товаров в страну, а сами перевозчики сомневались, будет ли достаточно имеющейся на границе инфраструктуры (складов, терминалов и пр.) для массового выполнения операций по перецепке/перегрузке.
Если в Беларуси в свое время оставили довольно узкий перечень исключений — товаров, которые грузовики из ЕС могут довозить непосредственно до пункта назначения в стране, то в России такой список содержит почти 60 позиций. Причем, среди них не только продовольствие, медицинские и фармацевтические грузы (которые действительно рискуют пострадать от перецепки/перегрузки), но и табак, контрацептивы, бумага, картон, пластмасса, проволока и мн. др.
Кроме того, без каких-либо ограничений можно доставлять грузы по Калининградской области — при въезде в этот регион для перевозчиков из т.н. «недружественных» стран необходимости для приграничной перегрузки/перецепки нет.
Таким образом, для перевозки широкой номенклатуры товаров, несмотря на ответные санкции, ничего, по сути, не изменилось. В остальном же, перевозчики довольно быстро приспособились к новым условиям, поскольку до этого на протяжении полугода «тестировали» их на белорусской границе.
Оставят ли действующий сейчас порядок перевозок в таком же виде или внесут в него какие-то изменения, пока неизвестно... Но то, что его продлят на 2023-й год, более чем вероятно.