Автобусы, которые не возят пассажиров
Что за вздор, скажут многие из вас?
Ну, тогда познакомьтесь с обзором, в котором собраны машины, внешне ничем не отличающиеся от стандартных автобусов. Они предназначены для различных целей и задач: то есть, они все разные, но схожи лишь в одном — в них не перевозят пассажиров. Некоторые из них были когда-то автобусами, но сейчас их салоны освобождены от кресел и поручней. Другие вообще никогда не возили людей, просто их автобусные кузова и шасси сразу были приспособлены для установки разного оборудования, которое и сформировало их назначение.
СТОЛОВАЯ
Несколько лет назад российская фирма «Грузомобиль» по заказу Санкт-Петербургской компании «Водоканал» изготовила несколько «специальных передвижных пунктов питания» на шасси автобуса НефАЗ-5299. Как понятно из официального названия, мобильные столовые предназначены для подвоза горячих обедов и кормления рабочих, находящихся на удаленных объектах.
То есть, чисто внешне столовая является стандартным двухдверным пригородным автобусом НефАЗ. Внутри него для посетителей обустроен гардероб с обычными крючками, как в домашней прихожей, умывальник, от которого слив может проводиться в общегородскую систему канализации, хотя на случай, если подключиться к канализации не получается, предусмотрен 125-литровый бак для сбора использованной жидкости. Обеденный зал, расположенный в средней части салона, именуется «отсеком приема пищи». В нем установлены два небольших двухместных столика и два четырехместных стола. На стене внутри столовой смонтирован 19-дюймовый ЖК-телевизор на поворотном кронштейне. Обеденный зал граничит через перегородку с отсеком раздачи пищи и техническим отсеком. По сути, эти блоки образуют общую комнату-кухню, в которой, правда, еду не готовят, а только разогревают привезенные блюда и кипятят воду.
В техническое оснащение мобильной столовой входят две микроволновки, кулер, четыре 20-литровых термоса, холодильник, электрочайник и кофеварка. Для питания этого оборудования в машине установлен автономный дизель-генератор мощностью 12 кВт. Но если неподалеку присутствует электросеть, то автобус-столовая сможет подключаться к ней.
КОФЕЙБУС
Продолжая тему продуктов питания, посмотрим на кофейню под названием «Кофейбус». Еще в 2012 году киевский предприниматель выкупил старый советский автобус ЛАЗ-695Е (1968 года выпуска) и переоборудовал его в уютную городскую кофейню на колесах. Городской автобус должны были утилизировать, но бизнесмен дал «старичку» второй шанс. Потратив несколько тысяч долларов, он создал уникальное в своем роде кафе. По замыслу хозяина кофейни, снаружи и внутри автобус не должен был сильно измениться.
Внутри кофейни стоит всего несколько столиков с креслами. Потолок и стены ретро-буса обклеены вырезками из старых газет и журналов, а для усиления эффекта меморабельности в интерьере решили установить старый катушечный магнитофон Юпитер 202 (1973 года выпуска). На выбор посетителей в меню присутствуют разные сорта кофе: латте, американо, капучино и эспрессо, а также чай, какао и легкие закуски.
FRESH EXPRESS ИЛИ ОВОЩИ И ФРУКТЫ С ДОСТАВКОЙ К ДОМУ
В 2006 году предприимчивый американец Стив Кейси стал внимательно присматриваться к действующей розничной торговле в одном из пригородов Чикаго. Эти обширные районы не относятся к густонаселенным районам, и по этой причине стационарные продуктовые магазины там являются редкостью. Конечно, люди, живущие здесь, имеют как минимум по одному автомобилю, и дороги к супермаркетам секретом ни для кого не являются. К тому же мобильная выездная торговля, организованная на разных фургонах, может предложить им варианты быстрого питания: картошку фри, разные бургеры и сосиски. «Запах жареной пищи здесь вы можете ощущать повсюду, и даже с закрытыми окнами», — говорит Кейси. Летом здесь многие торгуют мороженым и сладкими напитками. При этом Стив обратил внимание, что свежими фруктами и овощами в его районе никто не торговал.
Местные власти с интересом восприняли идею Кейси и «подкинули» ему $40 000 на развитие бизнеса. Кроме этого, ему помогли приобрести у города старый муниципальный автобус New Flyer D40LF 1994 года выпуска. Покупка списанного буса обошлась бизнесмену всего в один доллар. Низкопольная пассажирская машина канадской компании New Flyer Industries Inc. оснащается двигателем Detroit Diesel 50 Series мощностью 350 л.с. и 6-ступенчатой автоматической коробкой передач Allison B 400R. Из салона были удалены все кресла и поручни, а вместо них появились стеллажи, лотки для овощей и фруктов, а также место для кассира. Также новоявленный торговец не поскупился на привлекательную раскраску нового мобильного магазина.
«Моя цель — стать похожим на торговца мороженым, только вместо мобильной коляски с лакомством у меня целый автобус с фруктами и овощами, — говорит Кейси. — Мы хотим, чтобы люди радовались свежему винограду в январе так, как они рады Popsicles (популярная в США марка мороженого) в июле». Бизнес Кейси идет совсем неплохо, и он сейчас строит планы по увеличению парка магазинов-автобусов до пяти единиц.
ПЕРЕДВИЖНОЙ, ИЗВИНЯЮСЬ, СОРТИР
После знакомства со столовой, кафе, харчевней и продуктовым магазином самый раз поговорить об очень актуальной непассажирской машине — сортиробусе. В модельном ряду Минского автозавода он именуется как МАЗ-163 или «Транспортное средство санитарно-гигиенического назначения». Мобильный туалет был создан на базе серийного городского автобуса МАЗ-103 и предназначен для сантехнического обслуживания общественных мероприятий с большим скоплением народа. В интерьере вы не обнаружите привычных мест для пассажиров, там также нет поручней и прозрачных боковых окон. Внутри мобильного общественного туалета есть только кабинки для справления разнокалиберной нужды и место для кассира. Заказчиком этих специфических транспортных средств выступило городское объединение «Водоканал» города Санкт-Петербург.
Эти самоходные санитарно-гигиенические комплексы выпускались в двух исполнениях — МАЗ-163М и МАЗ-163Ж, (буквенные обозначения соответствуют гендерному различию между людьми). Первые комплектуются тремя унитазами и шестью писсуарами, вторые только восемью унитазами, у обеих модификаций присутствует по три рукомойника.
Работа мобильного сортира начинается с правильного выбора местоположения, так как его работа полностью зависит от подсоединенных трубопроводов: по одному подается вода, а по другому отводятся фекалии в канализацию. Никаких накопительных емкостей в самоходном туалете не предусмотрено и на открытой площадке, где нет канализационных коллекторов, он будет абсолютно бесполезен. Вход посетителей осуществляется через заднюю дверь. Там нуждающегося встретит кондуктор, который попросит плату за услугу. Выходят все в переднюю дверь. Напротив средней двери автобуса расположена кабина для обслуживания инвалидов, а в конструкции машины напротив этой двери предусмотрен выдвижной пандус. В кабине обслуживания инвалидов дополнительно установлен поручень, рукомойник из нержавеющей стали, дозатор для жидкого мыла и емкость для бумажных салфеток.
ГРУЗОВИКИ
Когда-то на заре автомобилизации никто не выпускал специальных автобусных шасси. Все автопроизводители выпускали узлы и детали, предназначенные исключительно для грузовых автомобилей. Кузовные мастера превращали тяжеловозы в машины для перевозки пассажиров. Так что искусственное превращение не новой пассажирской машины в коммерческий автомобиль выглядит, в общем-то, нормально, они ведь родственники. Хотя на вид выглядит это негармонично.
На фото виден грузовик, построенный на базе школьного автобуса. Подобные капотные пассажирские машины изготавливаются на шасси серийных грузовиков и имеют огромное распространение в США. Изначально этот школьный бус — Classic 2000 — был построен на шасси International 3800 кузовной компанией Carpenter в 2001 году. Он комплектуется 350-сильным двигателем Navistar DT и 5-ступенчатой автоматической трансмиссией Allison AT545. Позднее новый владелец обрезал часть кузова и установил бортовую платформу.
В России иногда можно встретить бортовые грузовики, переделанные из старых городских автобусов ЛиАЗ-677М. Для небогатых автобусных парков, находящихся в глубинке, это было нормальной практикой, ведь дополнительная грузовая машина никогда не будет лишней в автобусном хозяйстве. В некоторых случаях вместо старого капризного «автомата» в трансформер устанавливали механическую коробку передач от ЗиЛ-130, что облегчает эксплуатацию.
ТЕХНИЧКИ
Очень часто можно встретить машины технической помощи, представляющие собой переднюю секцию сочлененного городского автобуса Ikarus-280. Пассажирская машина комплектовалась рядным 6-цилиндровым дизельным двигателем Raba мощностью 258-320 л.с., выпускавшимся по лицензии корпорации MAN. Когда-то такие Ikarus были городскими автобусами большой вместимости, но позднее получили вторую профессию. Подобная конверсия была характерна не только для автобусных парков бывшего СССР, подобную технику можно встретить и в Польше.
Аналогичными «обрезанками» занимались также и в Великобритании. Примером служит этот бывший сочлененный автобус Willowbrook 003 Leyland Leopard, конверсированный в техничку, предназначенную для буксировки поломанных транспортных средств. Работу сделали умельцы автобусного депо в Whitehaven в августе 1987 года.
ПЕПСИВОЗ
Интересный транспортер ящиков с бутылками Pepsi-Cola был сделан в 1941 году на основе междугороднего автобуса Flxible Clipper 25-CR-41. Американская корпорация Flxible Corporation просуществовала с 1913 по 1996 годы и всю свою карьеру занималась изготовлением различных коммерческих автомобилей: междугородних и городских автобусов, автомобилей скорой медицинской помощи, фургонов-техничек, а также катафалков. Бутылковоз военных лет был оснащен 8-цилиндровым двигателем Hercules мощностью 110 л.с. и механической коробкой передач Fuller.
ДАЧА
Более раннюю модель городского автобуса FBW Hochlenker B 71 UH, выпущенную в 1959 году, новый хозяин превратил в мобильную дачу на колесах. Как видим, кузов имеет переднюю необычную надстройку и именно там, в верхней точке, находится место водителя. Бывшая пассажирская машина оборудована 6-цилиндровым дизельным мотором FBW ED 51 U мощностью 147 кВт (200 л.с.) и 5-ступенчатой механической коробкой передач FBW Typ PG 51. 11-метровый кузов бывшего автобуса имел пассажировместимость, рассчитанную на 86 человек, включая 26 мест для сидения.
СУПЕРДАЧА
Да, мы только что, так сказать, ознакомились с прообразом современных моторхоумов, но если посмотреть на современные образцы мобильных домов, которые иностранные умельцы могут встраивать в автобусные кузова, то их кроме как дворцами и назвать-то нельзя. За примером обратимся к продукции американской компании Tiffin Motorhomes, недавно продемонстрировавшей очередной шикарный «дом на колесах» Aspire Bus. Трудно сказать делал ли кто-нибудь более роскошный кэмпинг на колесах, но новинка выглядит просто потрясно. Aspire собран на фирменном шасси Spartan Mountain Master, в комплектацию которого входит 450-сильный двигатель Cummins ISL, 6-ступенчатая автоматическая трансмиссия Allison 3000 MH и пневматическая подвеска колес.
Говоря про оснащение шикарного моторхоума, сразу становится понятно, что комплектация у него совсем не бюджетная. Внутри салона находится все, что поможет комфортно провести отпуск. Этот набор включает водительское супер-кресло Ultra Leather Flexsteel® (для пассажиров кожаные сидушки Phaeton Class A), биотуалет, 1000-ватный нагреватель для воды, душевую кабину, мягкую кровать королевского размера, встроенные полки и шкафы для вещей, кондиционер воздуха, огромный четырехкамерный холодильник, питающийся от солнечных батарей; микроволновую печь, посудомоечную машину Drawer. Кроме этого, в моторхоуме нашлось место для 42-дюймовой ЖК-панели, соединенной с системой спутникового телевидения и много других полезных и не очень вещей. (фото 22) (фото 23) (фото 24)
ОФИС ДЛЯ ОБАМЫ
Все мы знаем про офис президента США, он стационарен и находится в городе Вашингтон. Многие видели фильм про борт №1 — авиалайнер Boeing 747-200B. На нем президент всея Америки может перемещаться на большие и очень большие расстояния. Есть у него в распоряжении и небольшие транспортные средства, коими являются бронированные лимузины Lincoln и Cadillac. Но сравнительно недавно президентский гараж пополнился двумя невиданными доселе машинами — автобусами. Каждый из них представляет собой бронированную пассажирскую машину VIP H3-45 с наглухо затонированными защищенными стеклами. Заказ выполняла канадская фирма Prevost (Volvo Group), располагающаяся в городе Sainte-Claire, провинция Квебек.
Поскольку приобретением президентского буса и согласованием спецификации занималась Секретная Служба США, то не спрашивайте меня о технических подробностях. Вся эта информация покрыта тайной. Газета New York Post в своей заметке назвала новый лайнер «Greyhound One», по аналогии с Greyhound — знаменитой американской фирмой, занимающейся пассажирскими перевозками по всей стране. В статье также упомянули стоимость президентского заказа — она составила $1,1 млн за один автобус.
Корреспонденты рассказали, что бронекузов и системы защиты устанавливали специалисты американской фирмы Hemphil Brothers Coach Company из Нэшвилла. Автобус, кстати, имеет полную надежную герметизацию салона от внешнего пожара. У него также есть баллоны с кислородом на случай применения химического оружия. Транспортное средство оборудовано комфортабельным внутренним помещением, оснащенным самыми передовыми средствами связи и управления, включая, как его именуют журналисты, «football» — оборудование контроля и целеуказания американского ядерного оружия. Отдельное помещение с кроватью в президентском автобусе не предусмотрено.
Мобильный офис Барака Обамы предназначен для поездок американского лидера по стране и популяризации его собственных идей по дальнейшему развитию Америки. Маршрут автобусных турне предполагает несколько остановок в расположенных недалеко друг от друга городах. Во время предвыборной компании 2012 года он активно использовал этот бронированный автобус для поездок по стране и встреч с избирателями. Кстати, критики Барака Обамы неоднократно попрекали его завышенной стоимостью президентского автобуса, указывая, что тот мог бы обойтись транспортным решением и подешевле.
БИБЛИОТЕКА
В пригороде Штутгарта с 2010 года можно встретить туристический автобус SETRA MultiClass 400 S 415 UL, приспособленный под мобильную библиотеку. Книгохранилище несостоявшейся пассажирской машины рассчитано на 5000 книг. В оснащение также входят разные цифровые информационные устройства. Единственное, чего нет в библиотеке, так это мест для чтения. Маршрут медиабуса протекает по 23 поселкам и деревням, в которых нет никаких стационарных библиотек. С запуском книжного автобуса муниципальные власти смогли решить важную социальную задачу и снабдить пенсионеров популярным чтением. 12,2-метровое транспортное средство оснащено 6-цилиндровым двигателем Mercedes мощностью 450 л.с. и автоматизированной трансмиссией. (фото 31) (фото 32) (фото 33)
СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ
Сразу скажу, было неожиданным увидеть автобус, приспособленный под передвижной офис страховщиков. Заказчиком этого транспортного средства выступила крупная страховая компания из штата Огайо. Как оказалось, в этом регионе с большим количеством фермерских хозяйств иногда происходят экстраординарные события, связанные со стихийными бедствиями, катастрофами и прочими неприятностями. А поскольку все в США страхуются, то бумаги о компенсации от пострадавших порой приходится оформлять в массовом порядке. Объезжая фермеров, деревни и поселки на мобильном офисе, страховщики поточным методом оформляют все дела на местах.
Контора была встроена в кузов междугороднего автобуса Prevost H3-45. Внутри салона есть шесть рабочих мест для адвокатов с возможностью подключения ноутбуков к бортовой электросети и интернет. Присутствует помещение для отдыха, туалет, а также небольшая кухня с кофеваркой и холодильником. Автобусное шасси Prevost H3-45 оборудовано 450-сильным двигателем Cummins и автоматической трансмиссией Allison.
САМЫЙ БОЛЬШОЙ В МИРЕ АМБУЛАНС
По заказу министерства здравоохранения ОАЭ были изготовлены три самых больших в мире автомобиля скорой помощи. Базой для каждого из них послужили городские автобусы Mercedes-Benz Citaro, оснащенные по всем стандартам медицинского транспортного средства. Медицинские автомобили были заказаны в разных исполнениях. Первый вариант «А» — это мобильная интенсивная терапия или реанимация, вариант «В» предназначен для лечения и транспортировки большого количества легко травмированных пациентов, а «С» — комбинация возможностей А и В. Последняя модификация сможет оказать медицинскую помощь и транспортировать в стационар несколько человек.
Как утверждает правительство Дубая, они хотели иметь несколько вместительных медицинских машин, чтобы скорую врачебную помощь можно было предоставить при возникновении несчастных случаев или катастрофах, сопровождающихся большим количеством раненых и травмированных людей.
Действительно, в нормальном медицинском микроавтобусе к больному смогут приехать только два врача, которые, в лучшем случае, смогут помочь только двум пациентам. В переделанном городском автобусе Citaro медицинскую помощь смогут получить одновременно 20 человек. Поскольку машина является вместительным и грузоподъемным транспортным средством, техническое оснащение самой большой в мире «скорой» выглядит внушительно. По сути, она может функционировать как настоящий операционный кабинет, в котором есть оборудование для ЭКГ, вентиляции легких и многое другое. В тыловой части размещаются складские ниши, в которых размещены палатки, генераторы, большой запас медикаментов, системы дезактивации и баллоны с кислородом.
НАУЧНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
Мобильную научную лабораторию сделали в 2010 году по заказу исследовательского института J. Craig Venter Institute. После чего лаборатория принимала участие в американском фестивале Science & Engineering Festival Expo. Установленное внутри оборудование в основном ориентировано на биологические и медицинские исследовательские работы. Мобильной базой лаборатории стал списанный городской автобус компании Blue Bird Corporation 2000 года выпуска. Шасси оснащено двигателем Cummins мощностью 280 л.с. и автоматической коробкой передач Allison PTS 3000.
БАНКОВСКИЙ ОФИС
Испанский банк Bankia, четвертый по капитализации в стране, превратил небольшой пригородный автобус в мобильный офис. Этот банк на колесах предназначен для обслуживания клиентов в небольших населенных пунктах, в которых содержать стационарные офисы было бы невыгодно ввиду малочисленности посетителей. Автобус с банкирами, базирующийся в городе Валенсия, один раз в месяц навещает 17 крохотных провинциальных городков и деревень. К примеру, поселок Мадеруело находится в 150 км от Валенсии. Там у банка Bankia всего 60 клиентов, но их не забывают. Банк, обслуживая своих удаленных и малочисленных клиентов, конечно, зарабатывает деньги, но в то же время офис на колесах является большим социальным проектом, помогающим тем же пенсионерам, живущим в глубинке, иметь полноценное кассовое обслуживание.
Кузов мобильного банка был построен испанской фирмой и смонтирован на 9,7-метровом автобусном шасси Irisbus. Машина оснащена 6-литровым двигателем Iveco Tector 6 мощностью 176 кВт и 6-ступенчатой механической коробкой передач ZF 6S 890.
ТЕАТР НА КОЛЕСАХ
Уж чего не ожидал найти для этого обзора, так это передвижной театр. Но он реально существует в штате Нью Йорк и называется «Ride». В основу мобильных театральных подмостков был положен автобус Prevost H3-45 с габаритной длиной 13,5 м. По требованию театралов автобус был оснащен раздвижной подъемной крышей и выдвигающейся боковой стенкой. Внутри кузова установлены мягкие кресла для зрителей, мощное освещение, мониторы, а также инсталлирована продвинутая аудиовизуальная система с возможностью получения звуковых спецэффектов. Автобусное шасси Prevost H3 оборудовано 400-сильным двигателем Cummins и автоматической трансмиссией Allison.