Еще один, очередной...
Возможности внести деньги после проезда (примерно, как у сотовых операторов для «постоплатных абонентов») в данном случае не предусмотрено. Для владельца небольшого парка автомобилей оптимальной формой оплаты станет маршрутная карта: способ быстрый, не требующий авансового платежа (авансирования) — оплатил и поехал. Водитель сможет приобрести разовую маршрутную карту в одном из центров обслуживания системы «Платон», на сайте platon.ru, через мобильное приложение или через платежный терминал системы, а также партнерской сети. При оформлении маршрутной карты необходимо указать: данные владельца транспортного средства; государственный регистрационный знак и номер свидетельства о регистрации транспортного средства (СТС), на которое оформляется карта; начальный и конечный пункты поездки, а также, в случае необходимости, от одной до трех промежуточных точек маршрута. И, наконец, дату и время начала движения автомобиля по маршруту. Карта действует месяц, движение по маршруту можно осуществить в любое время в течение срока ее действия, но только один раз (для повторного проезда нужно покупать новую). Деньги можно или внести банковским переводом, или перевести с банковской карты (при оплате в офисе, либо через интернет), возможна также оплата наличными через терминал. В последнем случае данные транспортного средства в системе не сохраняются — при покупке следующей маршрутной карты информацию надо будет вводить заново. Зато оплата осуществляется мгновенно: скорее всего, таким способом воспользуются те, кто выедет на федеральную трассу 15 ноября, заранее не озаботившись постоянной регистрацией в системе.
Для удобства работы с системой необходимо зарегистрироваться, чтобы получить доступ ко всем функциям личного кабинета. Полноценная регистрация отличается от описанного выше способа внесения платы маршрутной картой лишь одной опцией: необходимо приложить скан-копию СТС. Проверка соответствия данных, введенных в форму системы, с содержащимися в скане, займет до десяти дней, если регистрироваться на сайте platon.ru, но может быть мгновенна — в офисе системы. Зато после этого пользователь получает в системе личный кабинет (вход по логину и паролю) и лицевой счет — чтобы не приходилось заново вбивать данные. Более того, можно один раз положить деньги на лицевой счет, а потом расходовать их на приобретение маршрутных карт. При необходимости неизрасходованные деньги с лицевого счета можно получить назад — именно для этой четкой идентификации владельца и нужен скан СТС.
Впрочем, водителям большегрузных фур, постоянно выезжающих на федеральные трассы, каждый раз оформлять маршрутную карту, пусть и в личном кабинете, неудобно: нужно все время прикидывать маршрут, держать в голове точки стоянок, даты движения. При этом водитель лишается свободы маневра: при любых изменениях, влекущих изменение маршрута, надо приобретать новую маршрутную карту, а за недоиспользование пробега по уже купленной карте деньги не возвращаются. Чтобы ездить и не думать о маршруте — это, очевидно, и есть оптимальная схема для профессионалов крупнотоннажных автомобильных грузоперевозок, — необходимо установить в машине бортовое устройство: коробочку размером немного больше смартфона, подзаряжающуюся от бортовой сети (вставляется, как и прочие автомобильные гаджеты, в гнездо прикуривателя). Присоски на тыльной части позволяют прикрепить устройство к передней панели или на лобовое стекло. «Коробочка» при помощи технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS определяет фактический пробег транспортного средства по дорогам федерального значения. По мере этого движения бортовое устройство передает данные системе — деньги с привязанного к устройству лицевого счета списываются автоматически. На передней панели прибора — шесть лампочек-индикаторов: включение устройства, прием сигнала спутника, сотовой связи, заряд батареи, остаток средств. Последний индикатор самый важный — когда денег на лицевом счете меньше покрытия 100 км, цвет меняется с зеленого на красный. Для движения по трассе на счете бортового устройства должен быть положительный баланс. Устройства выдаются в центрах обслуживания системы бесплатно, в том числе и иностранцам, и на автомобили, зарегистрированные за рубежом. Для получения устройства владельцу транспортного средства или его представителю необходимо лично явиться в центр обслуживания и заключить договор безвозмездного пользования. Физическому лицу помимо СТС нужно предоставить паспорт и справку об отсутствии задолженности по уплате налогов в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, выданную не позднее чем за месяц до даты заключения договора. Юридическому — уставные документы и все прочее, что требуется для заключения договоров, включая справку об отсутствии задолженности по уплате налогов в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ, выданную не позднее чем за месяц до даты заключения договора, а также справки об отсутствии задолженности из Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования РФ (представляется только оригинал). Полный перечень документов можно найти на сайте platon.ru.
Каждое бортовое устройство закрепляется за определенным транспортным средством и не может быть использовано на другом автомобиле. Каждому устройству соответствует отдельный лицевой счет. Переводить деньги между лицевыми счетами, даже принадлежащими одному владельцу, система не позволяет. Для удобства работы в системе для крупных перевозчиков возможна привязка группы автомобилей к одному лицевому счету. Это упрощает администрирование, но накладывает на владельца обязательство держать баланс данного счета положительным — в противном случае, если баланс счета уйдет в отрицательные значения, все автомобили группы могут стать потенциальными нарушителями. Выбрать оптимальную схему регистрации транспортных средств и организации лицевых счетов можно, проконсультировавшись в центре обслуживания пользователей или на сайте системы. Возможно автоматическое пополнение лицевого счета с банковской карты или банковского счета — услугу «Автоплатеж» можно настроить в личном кабинете.
КОНТРОЛЬНАЯ СОТНЯ
Основа контроля внесения платы — стационарные комплексы, представляющие собой рамные конструкции над полотном дороги с установленными на них средствами автоматической фиксации, и автомобили мобильного контроля. Система контроля способна определять категорию транспортного средства не только по номерному знаку: по габаритам, числу осей и прочим признакам система опознает модель транспортного средства, а значит, и его категорию. Как уверяют в компании-операторе ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы», рамки способны идентифицировать практически все существующие в мире модели грузовиков, включая малораспространенные китайские машины. Такая визуальная идентификация важна и для подтверждения соответствия сведений базы данных фактическому транспортному средству, а также для контроля за грузовиками, зарегистрированными в других государствах. Рамки будут установлены на въездах на федеральные трассы. По проекту их должно быть 481 на всю Россию, но появятся они не сразу. Например, к моменту запуска 15 ноября стационарные контрольные комплексы будут установлены лишь в Центральном федеральном округе. Однако это не означает, что за проезд по федеральным трассам в других округах можно будет не платить. Одновременно с рамками следить за внесением платы начнут бригады мобильного контроля, всего 100 на страну. Вычислить их несложно: автомобили «Лада Ларгус» или «УАЗ Патриот» с установленными на крыше камерами. Вот только вычислять никакого смысла нет: если водитель увидел автомобиль-контролер, это значит, что тот увидел и зафиксировал большегруз еще раньше. Только на первый взгляд кажется, что 100 бригад на 51 тыс. км федеральных трасс это ничтожно мало для действенного контроля: всего 510 км дневного пробега для каждой машины обеспечивает ежедневное покрытие всех федеральных дорог страны. Не попался нарушитель сегодня — попадется завтра. Штрафы же за «Несоблюдение требований законодательства РФ о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн» такие, что трижды подумаешь, прежде чем играть с государством в кошки-мышки: для владельца-физического лица — 5 тыс. руб., индивидуального предпринимателя — 40-50 тыс. руб., для юридического лица — от 450 тыс. до 1 млн руб. (в Госудуму внесен проект изменений КоАП: предлагается уравнять штрафы для физических и юридических лиц и закрепить их на уровне 150 тыс. руб.).
ЗАБЛАГОВРЕМЕННО И БЕЗ ОЧЕРЕДЕЙ
Учитывая, что на открытие личного кабинета может потребоваться до десяти дней после отправки данных, оператор системы предупреждает: имеет смысл озаботиться этим заранее. Регистрация на сайте platon.ru откроется до конца сентября. Мобильное приложение будет доступно после запуска системы для установки на все современные мобильные устройства. Приложения будут доступны для бесплатной установки через встроенные магазины приложений. Возможность внести деньги на лицевой счет появится ближе к 1 ноября, но сам счет будет предоставлен уже при открытии личного кабинета.
Бортовых устройств должно хватить на всех желающих. Но чтобы не стоять в ноябре в очереди в центре обслуживания «Платона», с визитом в офис и заключением договора пользования лучше не тянуть — офисы начинают работать с 15 октября. Узнать адрес ближайшего офиса-центра обслуживания можно на сайте platon.ru. Стоит также заранее узнать в своем банке о возможности автоматического пополнения лицевого счета в системе с расчетного банковского счета. Реквизиты оператора системы указаны на сайте.
На просторах интернета уже цитируют глупость российских чиновников: