Легче легкого
Выполнять большие объемы работы с большей эффективностью в последние годы стало основной целью грузоперевозчиков, в какой бы части страны они не работали. Особенно это касается небольших операторов рынка, стремящихся свести издержки к минимуму. Первая часть упомянутой сентенции — работать больше — проста и понятна. Компании и частные грузоперевозчики постоянно ищут пути увеличения продуктивности, а значит, и прибыльности своего бизнеса. Но как быть с эффективностью? Путей ее увеличения множество — от продвинутой логистики до усовершенствованных методов экономии топлива.
Для выполнения обеих поставленных задач понадобятся определенные усилия, направленные на поиск правильных решений и планирование управленческих маневров. Что касается большинства транспортных компаний, некоторые из упомянутых решений сводятся к уменьшению собственного веса подвижного состава. Звучит достаточно просто, не правда ли? Конечно, если речь в данном случае идет о приобретении нового грузовика. Широкий выбор опций, в том числе и по запасным частям, может значительно поспособствовать решению первоначальной задачи уменьшения веса. При равной мощности более легкий грузовик означает возможность большей загрузки и лучший показатель пробега на литр израсходованного топлива. Учитывая, что транспортный парк может насчитывать и тысячу автомобилей, увеличение данного параметра хотя бы на 0,1 принесет значительную прибыль по итогам года.
Если транспортная компания невелика или даже состоит всего из одного грузовика (такие случаи нередки), купленного на рынке подержанных автомобилей, современные технологии для такой компании могут оставаться лишь отдаленной мечтой. Но что, если увеличение грузоподъемности требуется уже сейчас? Или если есть реальная нужда в экономии топлива при нехватке средств на новый грузовик? Ответ, по-видимому, зависит от того, к кому обращаются с этими вопросами.
«Все зависит только от финансовых аспектов, — говорит Брайан Мартин, президент автомобильной компании Joplin, специализирующейся на тюнинге грузовиков, купленных на вторичном рынке. — Хочу отметить, что, возможно, даже в долгосрочном периоде, бывают случаи, когда овчинка не стоит выделки». Мартин уверен, что любой магистральный тягач можно облегчить на 200 кг и более, но выгода от подобных преобразований может оказаться незначительной, особенно, если получать, в качестве основной прибыли, суммы за перевозку насыпных, бестарных или жидких грузов. Все потому, что в большинстве случаев тягачи с трейлерами заполняются по объему прежде, чем достигают ограничений по весу, и потому облегчение конструкции тягача и деталей может сколько-нибудь положительно сказаться только на показателе пробега на единицу топлива.
«Облегчая конструкцию можно добиться лишь незначительной экономии топлива, — говорит Мартин. — В то же время, если перейти к использованию широкопрофильных шин, можно получить двойную выгоду и от уменьшения веса, и от большей экономии топлива».
«Я встречаюсь со многими людьми, которые хотели бы, чтобы их машины весили меньше. И с каждым из них необходимо провести подробную беседу по каждому аспекту, — добавляет Мартин. — Необходимо объяснить, что если заказчику необходимо спальное место, он должен быть готов к утяжелению тягача на 200 кг или около того».
Мартин советует водителям и собственникам грузовиков начать с простого: вычистить автомобиль. По его словам, «наилучшие показатели по уменьшению веса дает простая утилизация ненужного хлама». Избавьтесь от предметов, которые не нужны, таких, как, например, дополнительные ящики с инструментами и т.п. «Просто спросите себя: на самом ли деле мне ЭТО нужно? Это позволит «скинуть» лишние 100-150 кг», — говорит Мартин.
Для тех операторов рынка грузоперевозок, которые хотели бы снизить вес подвижного состава, существует несколько вариантов на выбор. Мартин уверен, что «использование широкопрофильных односкатных колес… возможно является наилучшим выбором в данной ситуации».
По словам Кевина Ловери, директора по корпоративным связям компании Alcoa, широкопрофильные колеса и шины могут потенциально облегчить вес грузовика на 400 кг и более. «Наибольшую возможность для снижения веса предоставляет модернизация колес, — говорит Ловери. — Замена стальных дисков на алюминиевые может привести к значительному снижению общего веса».
По личным оценкам Ловери, вес можно понизить на 200-400 кг одной только сменой стальных дисков на алюминиевые. Данные показатели могут только вырасти за счет смены двускатных колес на односкатные.
Алюминиевые диски на всех колесах автопоезда — минус полтонны веса в сравнении с железными
ПРЕИМУЩЕСТВА АЛЮМИНИЯ
Помимо того, что использование алюминиевых колес, по оценкам экспертов, способно значительно снизить общий вес тягача или трейлера, дальнейшие модификации алюминиевых дисков становятся все более легкими. Алюминиевое колесо размером 24.5х8.25 дюйма легче своего стального собрата на 10 кг при прочих равных характеристиках.
Компания Accuride предлагает ассортимент алюминиевых колес под брендом Duplex. Изготовленные из цельного алюминиевого бруска, подобные колеса предоставляют потребителю целый спектр возможных преимуществ, включая низкую стоимость обслуживания и эксплуатации. Колеса Duplex шириной 12.25-13 дюймов имеют показатель номинальной нагрузки равный 5500 кг и пригодны для использования на передних, задних осях и осях прицепов.
Безусловно, алюминиевые колеса дороже стальных аналогов, поэтому компания Hayes Lemmerz вывела на рынок промежуточный вариант — стальные односкатные колеса, которые стоят дешевле алюминиевых и в то же время позволяют уменьшить вес конструкции на 50 кг/ось.
Ловери отмечает, что переход на использование алюминиевых колес обладает указанными преимуществами вне зависимости от конкретного производителя колес и характера перевозимых грузов.
Алюминиевые диски хоть и дороже, но легче стальных, и лучше отводят тепло от тормозных механизмов
Если принято решение о переходе на широкопрофильные колеса, то к преимуществам от их использования добавляются преимущества от использования широкопрофильных покрышек. Michelin Americas Truck Tires и Bridgestone Bandag Tire Solutions — вот две компании, предлагающие на рынок шины, которые отвечают всем требованиям по экономичности.
По данным компании Michelin, линейка широкопрофильных шин Michelin X One в сочетании с алюминиевыми колесами может облегчить сцепку тягач-прицеп на 600 кг. При переходе от использования грузовика с алюминиевыми колесами и двойной шиной потеря веса составит 300 кг и возрастет до 600 кг при переходе от двойных шин и стальных колес на шины X One на алюминиевых колесах.
Компания Michelin гарантирует повышенную экономию топлива при использовании шин X One и предоставляет на своем интернет-портале онлайн-калькулятор для подсчета сэкономленного горючего в соответствии с техническими характеристиками грузовика.
Компания BBTS продвигает на рынок свои широкопрофильные радиальные шины Greatec M825 и Greatec R125 (шины для прицепов). Крис Хоффман, менеджер по маркетингу компании, отмечает значительную разницу в весе широкопрофильной шины и двух отдельных колес в пользу первой.
Если навести в кабине порядок, то грузовик может полегчать на 50-100 кг
«Компании, озадачившиеся облегчением своих грузовиков, достаточно быстро сумеют конвертировать сэкономленный вес в товарную нагрузку, приносящую прибыль, — говорит Хоффман. — Мы также рекомендуем транспортным компаниям рассмотреть возможность использования широкопрофильных радиальных шин для прицепов Greatec R125 для получения полноценного преимущества в экономии».
Помимо облегчения конструкции за счет смены колес и шин, существуют и другие пути выхода из ситуации, например, заменить алюминиевыми частями все детали, для которых можно в принципе произвести такую замену. Вообще, при замене любой детали необходимо уделять внимание поиску более легкого аналога. Спойлеры, бамперы, двери прицепов, детали подвески — все это зоны, потенциально пригодные для использования облегченных запасных частей.
Прицепное устройство седельного тягача — вот еще одна область для усовершенствований. Например, компания Fountaine Fifth Wheel заявляет, что ее модель прицепного устройства Ultra LT является самой легкой на сегодняшнем рынке. Компания обращает особое внимание на тот факт, что при отличии в весе всего в 1,36 кг от сходных алюминиевых моделей, прицепное устройство Ultra LT прочностью мало чем отличается от стали. Оно выдерживает вертикальную нагрузку до 22 500 кг и поперечную нагрузку до 68 000 кг при весе на 45-50 кг меньше аналогичных стальных моделей.
Компания SAF-Holland также продвигает на рынок свои модели прицепных устройств. «Я помню времена, когда транспортные компании не принимали в расчет экономию веса, не превышающую 45 килограммов, — рассказывает Майк Джиноккио, вице-президент компании. — Теперь же играет значительную роль облегчение грузовика даже на меньший вес, особенно в свете увеличения нагрузки от применения технологии контроля вредных выбросов».
Если условия работы позволяют, то стандартное седло имеет смысл заменить на облегченное — это 50 кг экономии веса
По данным компании SAF-Holland, уменьшение общего веса тягача даже на 35-45 кг выльется в дополнительные 60 литров жидкого груза, которые сможет перевозить цистерна за одну поездку. «В долгосрочном периоде подобная экономия способна принести значительную прибыль», — уверен Джиноккио.
Несмотря на это, еще одна компания — Jost International — избрала свою собственную рыночную стратегию. Оставив седло стальным, специалисты компании облегчили все прочие детали конструкции. Рич Кэрролл, вице-президент Jost, уверяет, что в конечном итоге им удалось сбросить лишние 35 кг, внеся поправки в дизайн прицепного устройства.
Вывод напрашивается сам собой: неважно, шины это или колеса, прицепное устройство или бампера, — всегда есть возможность сэкономить вес и заработать на этом. Это ясно. Неясным остается лишь тот путь, который выберете лично вы. Многие компании теперь предлагают воспользоваться онлайн-калькуляторами для того, чтобы помочь покупателю определиться с покупкой и дать самому себе четкий ответ на вопрос: «а стоит ли экономия вложенных средств?»