Этот удивительный «Фольксваген-Транспортер»
Главным достоинством многоместных легковых автомобилей была их комфортабельность для пассажиров, а главным недостатком — высокая первоначальная и эксплуатационная стоимость. К тому же, когда легковые автомобили делались исключительно рамными, установка на одном и том же шасси различных кузовов не представляла сложностей. Но после войны подавляющее большинство европейских легковых машин стали безрамными, и постройка на их базе многоместных лимузинов оказывалась невозможной из-за отсутствия достаточной прочности несущего кузова. Однако потребность в перевозках небольших групп становилась все более актуальной. Требовался совершенно новый тип транспортного средства — микроавтобус. Микроавтобус должен быть достаточно простым по конструкции и, в то же время, прочным и долговечным. Для него требовался мощный и, в то же время, компактный двигатель. Многие конструкторы ломали головы над такой машиной, но воплотила ее в металл тогда еще мало кому известная немецкая фирма из Вольфсбурга, начинавшая с идеи фюрера о народном автомобиле, Фольксваген. История появления и создания «Фольксваген Жук» хорошо известна, поэтому не будем повторяться, а вот хронология появления микробуса и кастенвагена Фольксваген будет небезынтересна.
Панель приборов «Фольксваген-Транспортер» — просто и со вкусом
ПЕРВЫЕ ИЗ МОГИКАН
Основой конструкции микроавтобусов и кастенвагенов Фольксваген стал известный «кюбельваген» — самый распространенный командирский автомобиль вермахта, для производства которого, собственно говоря, и собирались деньги с немецкого народа. Когда после войны наладился выпуск «жуков», компания Фольксваген взялась за разработку «второго народного автомобиля», инициатором идеи которого стал новый генеральный директор Генрих Нордхофф. По его мнению, это должен был быть простой и легкий грузовик универсального назначения, унаследовавший основные конструктивные решения своего легкового предшественника: все то же несущее основание, оппозитный четырехцилиндровый двигатель, установленный позади заднего моста, и стальную сварную ферму каркаса кузова.
«Кастенваген» — развозной фургончик, выпускавшийся с 1950 по 1959 годы
За основу конструкции был взят эскиз голландского торговца автомобилями Бена Пона. Концепция машины была разработана в 1947 году, а первый автомобиль-фургон собрали 11 марта 1949 года. Это был тупоносый вагончик с колесной базой 4300 мм, способный перевозить 700-830 кг груза. Он получил обозначение Тип-2. В середине года построили опытный микроавтобус вместимостью 7-9 пассажиров, затем еще шесть таких же «кастенвагенов», что в переводе с немецкого обозначает «фургон», а на его базе «притшенваген», то есть небольшой легкий грузовичок.
Все машины комплектовались 1,1-литровым оппозитным четырехцилиндровым двигателем, развивавшим 25 л.с., и четырехскоростной коробкой передач. Несмотря на небольшую мощность, хорошо обтекаемый кузов позволял машине с полной нагрузкой развивать скорость 90 км/ч и расходовать всего 10 литров горючего на 100 км пробега. Очень неплохие данные для автомобиля-труженика.
Кастенваген», выпускавшийся с 1960 по 1963 годы
Новый тип транспортного средства от компании Фольксваген был хорошо принят публикой и 8 марта 1950 года началось серийное производство Фольксваген Тип-2 на заводе в Вольфсбурге. К концу сезона собрали 8058 микроавтобусов, фургонов, грузопассажирских и грузовых машин. В этом же году к обычной гамме моделей: микроавтобус, комби, фургон, грузовик, добавилась очень интересная модификация — туристический микроавтобус с частичным застеклением крыши и откидывающейся матерчатой шторкой над пассажирским салоном.
Эти машины были функциональными, простыми по дизайну, но, в то же время, достаточно красивыми, потому что, как известно, красота вещи в ее функциональности. Две двустворчатые боковые двери и одна задняя облегчали погрузку и разгрузку фургона, а в пассажирских модификациях эти двери позволяли быстро входить и выходить из микроавтобуса. В 1951 году к основной гамме моделей была добавлена еще одна модификация — «Кранкенваген» — санитарный автомобиль, который на базе серийного микроавтобуса переоборудовали специализированные немецкие фирмы, такие как «Бинц».
Девятиместный микроавтобус, выпускавшийся с 1960 по 1963 годы
В 1953 году выпуск коммерческих Фольксвагенов достиг 28 417 штук, из которых львиная доля приходилась на фургоны. В следующем году за счет расточки цилиндров была увеличена мощность двигателя на 5 л.с., вследствие чего на 5 километров увеличилась и максимальная скорость. В таком виде «Фольксваген-Транспортер» продержался на производстве до 1959 года, когда выпуск такой необходимой транспортникам машины перевалил за сто тысяч экземпляров в год. Машины пользовалась огромной популярностью, значительное их количество поставлялось в Новый свет — в США.
Грузовой автомобиль с одинарной кабиной, выпускавшийся с 1960 по 1963 годы
К концу пятидесятых годов число модификаций «Фольксваген-Транспортер» перевалило за сотню: пожарные, уборочные, ассенизационные, дорожные и другие, специально оборудованные машины, работали во многих сферах перевозок. Фургон обходился немецкому покупателю в 1954 году в 6400 дойчемарок, а самым дорогим был, конечно же, туристический микроавтобус, стоивший 8825 дойчемарок и имевший все удобства, предусмотренные для туристических машин.
Грузовой автомобиль с двойной кабиной для вспомогательного персонала, выпускавшийся с 1960 по 1963 годы
Передние указатели поворота стали необходимым условием эксплуатации любого автомобиля. «Фольксваген Транспортер» не стал исключением. Главным внешним отличием всех машин, выпущенных в 1960-1963 годах, стали пирамидки передних мигалок, новый тип кузова — фургон с высокой крышей и грузовой автомобиль с двойной кабиной для работников ремонта и сервиса. Мощность двигателя увеличилась до 34 л.с., а количество выпущенных машин приблизилось к 150 000 штук. Следующее косметическое обновление произошло в 1963 году, когда трапециевидные указатели поворотов заменили на полукруглые плоские, хорошо гармонирующие с головными фарами, а мощность двигателя возросла до 42 л.с. за счет увеличения рабочего объема до 1,5 л и изменения размерности цилиндров. В 1964 году «Фольксваген-Транспортер» установил абсолютный рекорд годового выпуска, составивший 187 947 автомобилей всех модификаций. Блестящая идея Генриха Нордхоффа получила признание во всем мире. К середине пятидесятых, по примеру Фольксваген, свои микроавтобусы и модификации на их базе выпускали: Даймлер-Бенц, Ауто-Унион и Боргвард в Германии; Рено и Пежо во Франции; Фиат в Италии; Шевроле, Форд и Додж в США. В СССР в НАМИ испытывались два «Фольксваген-Транспортер» на предмет создания микроавтобусов для Рижского завода.
Рентгеновский рисунок «Кастенвагена» 1960-1963 годов
РЕВОЛЮЦИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
К 1967 году популярный и востребованный «Фольксваген-Транспортер» Тип 2 первого поколения окончательно устарел, и в августе 1967 года прекратилось его серийное производство. С января 1968 года в серию пошел уже совершенно новый «Фольксваген-Транспортер». Его разработал конструктор Густав Майер, получивший шутливое прозвище «Густав-Транспортер». Новый «Фольксваген-Транспортер» получил совершенно новый кузов, главными отличиями которого стали: цельногнутое панорамное ветровое стекло, безопасные передние бампера, более стандартные фары, позаимствованные у легкового «Жука», травмобезопасная панель приборов и сминающаяся при ударе рулевая колонка. Но самым главным новшеством стал двигатель мощностью 47 л.с. и рабочим объемом 1584 куб. см.
Наземные помощники воздушным судам на базе «Транспортер»
Машина предлагалась все в тех же хорошо адаптированных ко вкусам потребителей модификациях: микроавтобус, туристический микроавтобус, фургон, фургон с высокой крышей, грузовик с одинарной и сдвоенной кабиной и самосвал. На это время приходится бум кемперов — домиков на колесах, позволявших с максимальным комфортом, уютом и удобствами жить вдали от основного дома. «Фольксваген-Транспортер» подходил для них идеально и множество немецких, английских и других производителей предлагали кемперы совершенно невообразимых комплектаций на основе автофургонов и микроавтобусов «Фольксваген-Транспортер». Некоторые энтузиасты покупали стандартный автофургон и сами превращали его в кемпер согласно своим финансовым возможностям, пристрастиям и желаниям. В 1971 году завод в Ганновере был расширен, и на следующий год там собрали 294 932 автомобиля «Транспортер».
Девятиместный туристический микроавтобус, выпускавшийся в 1963-1967 годах
В 1972 году второе поколение «Фольксваген-Транспортер» получило несколько измененную переднюю часть. Во-первых, увеличенные передние и задние бампера, предохраняющие от столкновений; во-вторых, полосные указатели поворотов с верхней части бампера переехали к верхней вентиляционной решетке и стали прямоугольными. Мощность двигателя увеличилась до 50 л.с. при 4000 об/мин, а в качестве опции предлагалась автоматическая коробка передач, облегчавшая управление автомобилем, но расходующая дополнительную мощность двигателя. «Фольксваген-Транспортер» с механической коробкой передач 1967-1970 годов развивал максимальную скорость 100 км/ч и расходовал 12,5 л на 100 км. Машины 1972-1979 годов имели максимальную скорость 110 км/ч и расходовал на литр топлива больше. За 1968 год выпуск машин второго поколения составил 228 290 штук, но последствия Арабского нефтяного эмбарго сказались и на производстве этих полезных и нужных автомобилей. В 1978 году выпустили только 154 436 машин.
«Кастенваген» с высокой крышей, выпускавшийся в 1963-1967 годах
НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ
В мае 1979 года президент концерна Фольксваген представил новое, третье поколение популярных «Фольксваген-Транспортер», а с августа машины пошли в серийное производство. Они получили довольно привлекательный коробчатый дизайн кузова, усиленный каркас-основание и два варианта двигателей на выбор — 1,5-литровый мощностью 50 л.с и 1,9-литровый семидесятисильный. По-прежнему предлагались все мыслимые стандартные и нестандартные варианты кузовов. Весной 1980 года был изготовлен пятимиллионный «Фольксваген-Транспортер».
«Кастенваген», выпускавшийся в 1967-1970 годах
В 1982 году машины снова подверглись фэйслифтингу. В этом же году был представлен эксклюзивный вариант микроавтобуса с собственным именем «Каравелла», двигателем мощностью 78 л.с. и широкими полосными прямоугольными передними фарами. В 1985 году Фольксваген получил два варианта дизельных двигателей — 1,6-литровый 50-сильный и 1,6-литровый 70-сильный турбодизель. Такого разнообразия домиков на колесах, которое предлагалось на базе «Фольксваген-Транспортер» третьего поколения, не было ни на одном другом типе микроавтобуса.
«Фольксваген-Каравелла», 1982 год
В 1985 году увидели свет полноприводные модификации — «Транспортер-Синкро» и «Каравелла-Синкро». Они комплектовались 70-, 78и 112-сильными двигателями объемом 1,5, 1,9 и 2,1 литра соответственно. Модификации 4х4 также предлагались со стандартными типами кузовов: микроавтобус, фургон, грузовик с одинарной кабиной, грузовик с двойной кабиной, автосамосвал. Однако общая экономическая ситуация в мире после нефтяного кризиса и полное насыщение немецкого и мирового рынка подобными транспортными средствами не позволили в восьмидесятых поднять годовое производство «Фольксваген-Транспортер» за отметку в 150 тыс. машин.
В августе 1990 года было представлено четвертое поколение грузопассажирских и грузовых автомобилей «Фольксваген-Транспортер», которое стало наиболее практичным из всех, произведенных раньше. Эти автомобили стали пользоваться еще большим спросом и в Германии, и по всей Европе.
Кемпингмобиль на базе микроавтобуса «Фольксваген-Транспортер», 1971 год
Базовая модель с кузовом комби — грузопассажирский фургон — получила дизельный двигатель рабочим объемом 1896 см³ и мощностью 60 л.с. Она обладала высокой топливной экономичностью. Расход топлива этого автомобиля со снаряженной массой 1620 кг. при скорости 90 км/ч составлял 7,3 л на 100 км, а максимальная скорость, благодаря прекрасной аэродинамической форме кузова, составила 122 км/ч. Для желающих иметь более скоростные машины компания предлагала дизель мощностью 78 л.с. и два бензиновых двигателя мощностью 84 и 110 л.с. Последний являлся стандартным оборудованием для микроавтобуса «Каравелла», который мог развивать скорость до 160 км/ч и разгоняться до 100 км за 14 секунд.
Микроавтобусы «Мультиван» и «Каравелла»в аэропорту, 1999 год
Высокие ходовые качества автомобилей «Фольксваген-Транспортер» четвертого поколения обеспечивались, кроме переднего привода, независимой подвеской всех колес, которая позволила существенно приблизить управляемость и комфортабельность микроавтобусов и фургонов к уровню легковых автомобилей. Серия «Транспортер» четвертого поколения включала цельнометаллические грузовые и грузопассажирские фургоны вместимостью грузового отсека 5,4, 6,3 и 7,8 м³, шасси, модели с бортовой платформой и микроавтобусы «Каравелла». В зависимости от длины колесной базы, грузоподъемность моделей «Транспортер» четвертого поколения составляла от 940 до 1130 кг. По-прежнему предлагались полноприводные модификации «Синкро».
«Фольксваген-Мультиван», 1995 год
В 1996 году на основе микроавтобуса «Каравелла» начинает предлагаться комфортабельный грузопассажирский вариант «Мультиван». На машинах четвертого поколения монтируются 4-х или 5-цилиндровые бензиновые или дизельные двигатели мощностью 68-150 л.с., механические или автоматические коробки передач, дисковые тормоза с антиблокировкой. Полноприводные варианты «Синкро» оснащаются вязкостной муфтой и электронной блокировкой межосевых дифференциалов.
Летом 2003 года Фольксваген представил новое, пятое поколение популярных развозных фургончиков «Транспортер», или «Т-5», полукапотной компоновки. Его рождение ознаменовалось презентацией пятидверного минивэна «Мультиван» с остекленным грузопассажирским кузовом. Позднее на его основе появился и новый развозной фургон «Транспортер», который внешне отличался от предыдущего семейства, выпускавшегося более 13 лет, округлыми формами, массивным обтекаемым бампером, новыми световыми приборами и передней облицовкой.
«Кэмпингваген» «Калифорния» на базе последнего «Фольксваген-Каравелла-Трендлайн»
Как и прежде, автомобили «Фольксваген-Транспортер» пятого поколения поставлялись с механическими и автоматическими коробками передач, и приводом на все колеса. В конце прошлого года дебютировало новое, шестое семейство «Фольксваген-Транспортер» с совершенно новым стилистическим решением передней части, а самое главное, двумя модификациями роскошного микроавтобуса «Каравелла-Трендлайн» и «Каравелла Комфортлайн», линейкой 2-литровых 4-цилиндровых дизелей с технологией Common Rail, позволяющей заметно снизить расход топлива и уменьшить вредные выбросы. Рожденный более шестидесяти лет назад тупорылый развозной фургончик, превращенный в колосс концерном из Вольфсбурга, «Транспортер», похоже, совсем не собирается покидать автомобильный мир.