Грузы в минус, издержки в плюс. Каким запомнят перевозчики уходящий год
Меньше грузов и грузовиков
2019 год оказался непростым для многих транспортных компаний. Несмотря на рост грузооборота (по данным Росстата, за первые 10 месяцев текущего года он увеличился на 5,7% в отношении АППГ), предприниматели все чаще отмечают сокращение общего объема перевозок.
«По итогам года тоннаж сократится примерно на 5%, — рассказала партнер исследовательского агентства M.A. Research Людмила Симонова. — Это связано с общим состоянием экономики и снижением грузовой базы».
Еще один маркер, сигнализирующий о тревожном состоянии отрасли — падение продаж грузовых автомобилей (-4% за 11 месяцев текущего года). При этом крупнейшие отечественные производители — КамАЗ и ГАЗ — сумели выйти в плюс, в то время как все без исключения зарубежные компании (а вместе с ними и российский УралАЗ) показали отрицательную динамику.
«У бизнеса банально не хватает денег на импортную, более дорогую технику. Для сохранения автопарка коммерсанты вынуждены чаще ремонтировать технику, проводить капремонты, а не покупать новую. И эта тенденция продолжится, поскольку объективных экономических перспектив возврата к росту рынка нет. Возможно, будет небольшой рост на подержанную технику», — цитируют советника при Минэке по вопросам автомобильной отрасли Сергея Бургазлиева «Известия».
Снижение грузовой базы — главная, но не единственная проблема, обусловленная экономическим спадом. Ухудшение делового климата также сказывается на работе логистических компаний.
«В последнее время мы замечаем серьезное снижение платежеспособности наших контрагентов, — рассказывает генеральный директор транспортно-логистической компании «ТЛК Групп» Роман Богатырев. — В этом году мы подали рекордное для нашей компании количество исков в суд. Для работы с неплательщиками пришлось расширить юридический отдел».
Еще одной проблемой для транспортных компаний стал рост издержек. Цены на топливо в этом году выросли незначительно, но сыграли свою роль повышение НДС, увеличение тарифной ставки системы «Платон» и рост цен как на сами грузовики, так и на запчасти к ним. В сложившейся ситуации способность сократить издержки и предложить выгодный тариф, не потеряв при этом в прибыли, становится для логистических компаний залогом выживания.
«Все упирается в конкуренцию»
«Какие-то фирмы показали по итогам года прирост в 50-70%, а какие-то на столько же сократились, — рассказывает Людмила Симонова. — Все зависит от внутренней ситуации в компании. Сегодня лучше всего себя чувствуют международники (хотя и в этом сегменте есть игроки, закрывшиеся в уходящем году), а сложнее всего приходится небольшим компаниям, ИП, не сумевшим «вписаться» в рынок, в ритейл (а ритейл очень активно с ними работает)».
Рост тарифов на уровне 1,5% при инфляции 4% — это очень мало. Только большие компании могут позволить себе эффективно снижать издержки в таких условиях. Именно этим объясняется разница в темпах роста между крупными и небольшими перевозчиками. Если компании из Топ-30 в 2018 году выросли на 17%, то малый бизнес — всего на 4%. Людмила Симонова уверена: в 2019 году разница будет примерно такой же (с поправкой на общее снижение темпов роста в обоих сегментах).
«Все, в конечном счете, упирается в конкуренцию. Предложение на рынке очень большое, и выигрывают те компании, которые могут снизить издержки на перевозки не завышая тарифы, а оптимизируя бизнес-процессы, — объясняет эксперт. — Такие компании могут расти на 50% в год даже на падающем рынке: среди крупных игроков примеров достаточно».
Последнее относится не только к перевозчикам, но и к транспортно-экспедиционным компаниям. К примеру, «ТЛК-Групп» за прошедший год открыла 13 новых филиалов и расширила свои компетенции, выйдя на рынок контейнерных железнодорожных перевозок.
«В этом году мы сделали акцент на автоматизации бизнес-процессов, вели активную доработку нашей CRM и сайта, готовим к запуску новый личный кабинет для клиентов», — рассказывает Роман Богатырев.
Бороться с издержками компании помогает строгий контроль расходов
«Мы снижаем издержки разными способами: ужесточаем требования к контрагентам, совершенствуем наше собственное программное обеспечение. Кроме того, мы работаем над тем, чтобы грузоперевозки с нашей компанией были как можно более прозрачными и понятными для наших клиентов и партнеров, — объясняет Роман Богатырев. — Когда компания работает на развитие, прибыль постоянно приходится вкладывать в будущие проекты. Мы придерживаемся одного правила: инвестировать в бизнес только собственные, заработанные средства».
Все эти меры помогают «ТЛК-Групп» активно развиваться и наращивать число филиалов в регионах. В будущем году компания намерена расширить присутствие в центральной части страны, в Сибири и на Дальнем Востоке, открыв порядка 30 отделений.
Что дальше?
По мнению Людмилы Симоновой, основным драйвером роста рынка автомобильных грузоперевозок в наступающем году может стать сегмент негабаритных грузов.
«Растущий объем перевозки негабаритов будет связан с реализацией инвестпроектов, причем это не только национальные проекты, но и модернизация энергетики. Там уже утверждены серьезные вложения на огромные суммы: замена генераторов, турбин, модернизация электростанций. Не стоит забывать об инфраструктурных проектах, строительстве АЭС за рубежом, объектов нефтехимической отрасли. Крупногабариты будут тянуть отрасль, — отмечает эксперт. — Но в то же время потребительский спрос на уровне населения остается низким. В сегментах DIY и FMCG (товары повседневного спроса) темпы роста очень невысокие».
Еще одна тенденция, которая, по всей видимости, будет усиливаться в наступающем году — консолидация рынка. Доля крупнейших компаний продолжит расти, в то время как маленьким предприятиям и ИП будет непросто за ними угнаться — ведь издержки продолжат увеличиваться. 1 февраля 2020 года тариф системы «Платон» вырастет до ₽2,2 за километр. Кроме того, с нового года вырастет размер утилизационного сбора, что неизбежно приведет к росту цен на новые грузовики.
Работу перевозчиков может осложнить госрегулирование. В течение 2020 года прекратит действовать отсрочка, предоставленная физическим лицам для оснащения принадлежащих им грузовиков тахографами. Законопроект о реестрах перевозчиков и экспедиторов также может быть рассмотрен в будущем году. Иными словами, случиться может всякое, но ясно одно — жизнь транспортно-логистических компаний точно не станет проще.