• Главная
    • Новости
    • Журнал
    • Статьи
    • Фото/видео
    • Нам пишут
    • Контакты
Подписаться
Мы в соцсетях:
  • Главная
  • Новости
  • Журнал
  • Статьи
  • Фото/видео
  • Нам пишут
  • Контакты
С

Статьи

28.01.2020
Автор:

Грузы в минус, издержки в плюс. Каким запомнят перевозчики уходящий год

Конкуренция на рынке автоперевозок ужесточается, издержки предпринимателей растут, а тарифы не поспевают за инфляцией — но даже в условиях падающего рынка некоторые игроки наращивают темпы роста.
Грузы в минус, издержки в плюс. Каким запомнят перевозчики уходящий год
Рынок

Меньше грузов и грузовиков

2019 год оказался непростым для многих транспортных компаний. Несмотря на рост грузооборота (по данным Росстата, за первые 10 месяцев текущего года он увеличился на 5,7% в отношении АППГ), предприниматели все чаще отмечают сокращение общего объема перевозок.

«По итогам года тоннаж сократится примерно на 5%, — рассказала партнер исследовательского агентства M.A. Research Людмила Симонова. — Это связано с общим состоянием экономики и снижением грузовой базы».

Еще один маркер, сигнализирующий о тревожном состоянии отрасли — падение продаж грузовых автомобилей (-4% за 11 месяцев текущего года). При этом крупнейшие отечественные производители — КамАЗ и ГАЗ — сумели выйти в плюс, в то время как все без исключения зарубежные компании (а вместе с ними и российский УралАЗ) показали отрицательную динамику.

«У бизнеса банально не хватает денег на импортную, более дорогую технику. Для сохранения автопарка коммерсанты вынуждены чаще ремонтировать технику, проводить капремонты, а не покупать новую. И эта тенденция продолжится, поскольку объективных экономических перспектив возврата к росту рынка нет. Возможно, будет небольшой рост на подержанную технику», — цитируют советника при Минэке по вопросам автомобильной отрасли Сергея Бургазлиева «Известия».

Снижение грузовой базы — главная, но не единственная проблема, обусловленная экономическим спадом. Ухудшение делового климата также сказывается на работе логистических компаний.

«В последнее время мы замечаем серьезное снижение платежеспособности наших контрагентов, — рассказывает генеральный директор транспортно-логистической компании «ТЛК Групп» Роман Богатырев. — В этом году мы подали рекордное для нашей компании количество исков в суд. Для работы с неплательщиками пришлось расширить юридический отдел».

Еще одной проблемой для транспортных компаний стал рост издержек. Цены на топливо в этом году выросли незначительно, но сыграли свою роль повышение НДС, увеличение тарифной ставки системы «Платон» и рост цен как на сами грузовики, так и на запчасти к ним. В сложившейся ситуации способность сократить издержки и предложить выгодный тариф, не потеряв при этом в прибыли, становится для логистических компаний залогом выживания.

«Все упирается в конкуренцию»

«Какие-то фирмы показали по итогам года прирост в 50-70%, а какие-то на столько же сократились, — рассказывает Людмила Симонова. — Все зависит от внутренней ситуации в компании. Сегодня лучше всего себя чувствуют международники (хотя и в этом сегменте есть игроки, закрывшиеся в уходящем году), а сложнее всего приходится небольшим компаниям, ИП, не сумевшим «вписаться» в рынок, в ритейл (а ритейл очень активно с ними работает)».

Рост тарифов на уровне 1,5% при инфляции 4% — это очень мало. Только большие компании могут позволить себе эффективно снижать издержки в таких условиях. Именно этим объясняется разница в темпах роста между крупными и небольшими перевозчиками. Если компании из Топ-30 в 2018 году выросли на 17%, то малый бизнес — всего на 4%. Людмила Симонова уверена: в 2019 году разница будет примерно такой же (с поправкой на общее снижение темпов роста в обоих сегментах).

«Все, в конечном счете, упирается в конкуренцию. Предложение на рынке очень большое, и выигрывают те компании, которые могут снизить издержки на перевозки не завышая тарифы, а оптимизируя бизнес-процессы, — объясняет эксперт. — Такие компании могут расти на 50% в год даже на падающем рынке: среди крупных игроков примеров достаточно».

Последнее относится не только к перевозчикам, но и к транспортно-экспедиционным компаниям. К примеру, «ТЛК-Групп» за прошедший год открыла 13 новых филиалов и расширила свои компетенции, выйдя на рынок контейнерных железнодорожных перевозок.

«В этом году мы сделали акцент на автоматизации бизнес-процессов, вели активную доработку нашей CRM и сайта, готовим к запуску новый личный кабинет для клиентов», — рассказывает Роман Богатырев.

Бороться с издержками компании помогает строгий контроль расходов

«Мы снижаем издержки разными способами: ужесточаем требования к контрагентам, совершенствуем наше собственное программное обеспечение. Кроме того, мы работаем над тем, чтобы грузоперевозки с нашей компанией были как можно более прозрачными и понятными для наших клиентов и партнеров, — объясняет Роман Богатырев. — Когда компания работает на развитие, прибыль постоянно приходится вкладывать в будущие проекты. Мы придерживаемся одного правила: инвестировать в бизнес только собственные, заработанные средства».

Все эти меры помогают «ТЛК-Групп» активно развиваться и наращивать число филиалов в регионах. В будущем году компания намерена расширить присутствие в центральной части страны, в Сибири и на Дальнем Востоке, открыв порядка 30 отделений.

Что дальше?

По мнению Людмилы Симоновой, основным драйвером роста рынка автомобильных грузоперевозок в наступающем году может стать сегмент негабаритных грузов.

«Растущий объем перевозки негабаритов будет связан с реализацией инвестпроектов, причем это не только национальные проекты, но и модернизация энергетики. Там уже утверждены серьезные вложения на огромные суммы: замена генераторов, турбин, модернизация электростанций. Не стоит забывать об инфраструктурных проектах, строительстве АЭС за рубежом, объектов нефтехимической отрасли. Крупногабариты будут тянуть отрасль, — отмечает эксперт. — Но в то же время потребительский спрос на уровне населения остается низким. В сегментах DIY и FMCG (товары повседневного спроса) темпы роста очень невысокие».

Еще одна тенденция, которая, по всей видимости, будет усиливаться в наступающем году — консолидация рынка. Доля крупнейших компаний продолжит расти, в то время как маленьким предприятиям и ИП будет непросто за ними угнаться — ведь издержки продолжат увеличиваться. 1 февраля 2020 года тариф системы «Платон» вырастет до ₽2,2 за километр. Кроме того, с нового года вырастет размер утилизационного сбора, что неизбежно приведет к росту цен на новые грузовики.

Работу перевозчиков может осложнить госрегулирование. В течение 2020 года прекратит действовать отсрочка, предоставленная физическим лицам для оснащения принадлежащих им грузовиков тахографами. Законопроект о реестрах перевозчиков и экспедиторов также может быть рассмотрен в будущем году. Иными словами, случиться может всякое, но ясно одно — жизнь транспортно-логистических компаний точно не станет проще.

Поделиться
Комментарии >>
Прокомментировали 0
Комментарии
Скрыть комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
С

Самое популярное

Объем рынка новых грузовиков в апреле сократился на 41%
Объем рынка новых грузовиков в апреле сократился на 41%
Объем рынка новых грузовиков в апреле сократился на 41%
Д

Другие статьи на тему

Тарифы снижаются, цены расту: парадокс российских перевозок
Тарифы снижаются, цены расту: парадокс российских перевозок
Рынок
Тарифы снижаются, цены расту: парадокс российских перевозок
«Цены будут расти независимо от курса»: что ждет рынок автозапчастей
«Цены будут расти независимо от курса»: что ждет рынок автозапчастей
Рынок
«Цены будут расти независимо от курса»: что ждет рынок автозапчастей
Автоперевозки: куда податься
Автоперевозки: куда податься
Рынок
Автоперевозки: куда податься
  • Главная
  • Новости
  • Журнал
  • Статьи
  • Фото/видео
  • Нам пишут
  • Контакты
Редакция журнала:
info@autotruck-press.ru
Рекламный отдел:
reklama@autotruck-press.ru
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР: Дмитрий Жигульский
dskiy@mail.ru
Администрация сайта: admin@autotruck-press.ru
Мы в соцсетях: