КАМАЗы надымили на банкротство

Так как транспорт данной экологической категории запрещен к эксплуатации на территории РФ, организаторы схемы — управленцы двух предприятий из Татарстана — выдавали машины за КАМАЗы более высокого класса Евро-4. Примечательно, что автомобили успешно реализовывались через дилеров и других посредников на территории страны в течение трех лет, несмотря на многоступенчатую систему контроля. В итоге, когда преступная схема была раскрыта, а в отношении ее организаторов были возбуждены уголовные дела по мошенничеству в особо крупном размере, ГИБДД РФ была вынуждена аннулировать сертификаты одобрения транспортных средств, что поставило автомобили «на прикол».
Покупатели грузовиков стали массово обращаться в суды, а над тюменскими и челябинскими поставщиками, в свою очередь оказавшимися заложниками ситуации, нависла угроза банкротства. При этом в ПАО «КАМАЗ» помогать дилерам желания не проявляют.
По данным источников, схема по продаже запрещенного к использованию транспорта работала с 2014 г. до конца 2017 г. Две компании из Республики Татарстан — ООО «РенБизнесАвто» (основные владельцы, согласно данным ЕГРЮЛ, — Ренат и Рафиль Габдельхаковы) и зарегистрированное в Менделеевске ООО «Торговый дом «Авто» (принадлежит бизнесмену Ильдару Саитову) — продавали грузовики КАМАЗ экологического класса Евро-2 с помощью разветвленной сети компаний по всей стране.
Организаторы закупали у заводов КамАЗ и «Ремдизель» автомобили, запрещенные к эксплуатации и продаже в РФ, не выплачивая утилизационный сбор. Фактически они предназначались для ремонта других машин либо для продажи в страны Азии и Африки, где законодательство не столь строго относится к вопросам экологии. После этого «РенБизнесАвто», как полагают правоохранители, будучи крупным предприятием-производителем транспорта, зарегистрированным в реестре Минпромторга, самостоятельно оформляло паспорта транспортных средств (ПТС). Впоследствии автомашины выдавались за КАМАЗы экокласса Евро-4. «Вероятно, организаторы схемы имели выходы на высокопоставленные должностные лица в управлениях ГИБДД ряда регионов, позволявшие проходить еще один «фильтр», связанный с постановкой на учет», — делится своим видением ситуации источник на авторынке, отмечая, что в начале 2018 года ведомство аннулировало сертификаты одобрения транспортных средств.
После отзыва всех документов на машины и снятия 2 тысяч КАМАЗов с учета убытки легли, в первую очередь, на перепродавцов и на производственные предприятия, которые устанавливали на них дополнительное оборудование. Ряд покупателей грузовиков уже обратился в суды с исками к поставщикам с требованиями вернуть деньги.
Поскольку вся техника продавалась через производственные предприятия, которые устанавливали на КАМАЗы дополнительное оборудование, а также через целый ряд посредников, все убытки и ответственность перед конечным потребителем легли на их плечи.
«Нами было реализовано порядка 40 таких машин. Когда документы были аннулированы, мы задавали вопросы, но внятных ответов не получили ни от ГИБДД, ни от завода. Судебные иски к нам на данный момент «висят» от четырех компаний, каждая из которых приобрела 1-2 машины. Это порядка 10 миллионов рублей», — рассказал директор челябинского общества «Грузовая техника» Сергей Морозов.
Стоит отметить, ряд дилеров, чтобы избежать репутационных рисков, вернул деньги покупателям, не дожидаясь судебных разбирательств. Однако необходимыми финансовыми ресурсами располагают далеко не все компании.
«Многие дилеры КамАЗа просто вернули деньги за проблемные автомобили своим покупателям. Они могут себе это позволить при продажах порядка 100 машин в месяц. У нас таких денег нет — это, во-первых. Во-вторых, мы считаем, что это не совсем правильно. Дело в том, что каждый автомобиль проходил трехступенчатый контроль: машины шли с ПТС, полученными в Набережных Челнах. На каждом документе стоял штамп налоговой инспекции об уплате утилизационного сбора — второй уровень контроля. Каждая машина ставилась на учет в ГИБДД в своем регионе. Кроме того, много машин оформлялось в кредит и в лизинг. А у каждого финансового учреждения существует своя служба безопасности, и это уже четвертый уровень контроля», — обозначил свой взгляд на ситуацию гендиректор НПО «Вектор» из Миасса Денис Карлов.
В не менее сложном положении оказались и лизинговые компании, столкнувшись с аннулированием регистрации.
Тем временем группа «КАМАЗ», со слов участников конфликта, не демонстрирует на данный момент стремления вникать в проблемы поставщиков и лизинговых компаний. Ответственность менеджеры автозавода перекладывают на представителей «РенБизнесАвто».
«Грузовики экологического класса ниже Евро-4 мы продаем, если нам предприниматель заявляет, что у него есть поставки за границу. С «РенБизнесАвто» именно так и было. Они вводили нас в заблуждение, покупая грузовики якобы для экспортных поставок. Что происходило с машинами дальше, ничего сказать не могу. У нас каждый месяц несколько десятков тысяч покупателей. Отслеживать всех мы не можем. Это отношения «РенБизнесАвто», правоохранительных органов и государства», — сообщил представитель пресс-службы ПАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев.
Однако перепродавцы грузовиков считают, что руководство предприятия пытается просто уйти от проблемы, хотя она напрямую связана с их брендом. «Представители КамАЗа, мягко говоря, лукавят. У всех крупных заводов есть доступ к базе ГИБДД, по которой они отслеживают все движения. Если машина не ушла за рубеж, то она ставится на учет в одном из регионов России», — заметил, в частности, представитель компании «Уралспецтранс» из Миасса Владимир Кудряшов. При этом, как информируют дилеры, в настоящее время модельный ряд автомашин в прайсе автозавода сократился вдвое, из чего следуют предположения, что аннулирование одобрений транспортных средств ударило и по финансовым интересам предприятия.
Некоторые юристы считают, что ушедшие на рынок КАМАЗы, задействованные по 8 часов в день на протяжении нескольких лет, по сути, уже выработали срок эксплуатации. Отзывать документы и требовать возврата уплаченных ранее денежных средств просто нецелесообразно.
Между тем в «РенБизнесАвто» категорически отказываются брать на себя ответственность за последствия операций, грозящих, по оценкам опрошенных изданием экспертов, привести к масштабным изменениям на рынке и банкротству 60-70% компаний-перепродавцов.
«Все закупки автомобилей производились у нас по договорам как с дилерами, так и с лизинговыми компаниями. В договорах все четко прописано, все условия, все агрегаты, и экологический класс в том числе. То есть они прекрасно знали, что именно они заказывают и покупают», — сообщили в «РенБизнесАвто».