УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЛЕГКИЙ КЛАСС
Модель Peugeot Expert известна с июля 1995 г., когда во французском городе Валансьен началось производство автомобилей под этим брендом. Завод Sevel Nord (Société Européenne de Véhicules Légers SpA), выпускающий Peugeot Expert, был открыт в 1994 г. С тех пор он выпускает универсалы большой вместимости, ставшие популярными с конца 80-х годов прошлого века. Продукция из Валансьена (Typ 220/221: Fiat Ulysse, Lancia Zeta, Peugeot 806) положила начало рождению нового класса автомобилей, получившего неофициальное название Eurovans.
Вместе с моделями Eurovans началось производство однотипных по сути легких коммерческих автомобилей: грузовых фургонов, грузопассажирских и пассажирских автомобилей. Первой коммерческой моделью стал Citroën Jumpy, выпуск которой начался в июне 1994 г. В феврале 1996 г. модели Citroën Jumpy/Peugeot Expert стали выпускаться также под брендом Fiat Scudo. Первое поколение коммерческих автомобилей из Валансьена подверглось «фейслифтингу» в 2004 г.
Новая модель автомобилей второго поколения, Typ 221/229, была представлена в ноябре 2006 г. как Citroën Jumpy. По брендом Peugeot Expert II автомобиль был представлен позднее — в январе 2007 г. Пассажирская модель Peugeot Expert II получила в названии дополнение — Tepee. В январе 2007 г. начался выпуск автомобилей всех трех брендов (Citroën Jumpy, Peugeot Expert и Fiat Scudo), незначительно различающихся технически и внешне — яркий пример бедж-инжиниринга (badge engineering). Автомобили модели Typ 227/229 удостоились титула International Van of the Year 2008. В 2012 г. был произведен небольшой «фейслифтинг». В 2013 г. итало-французская модель стала выпускаться также под брендом Toyota ProAce. Пассажирский вариант Peugeot Expert Tepee можно отнести к классу Multi-purpose vehicles (MPV), обозначаемому в европейской классификации буквой «М», хотя чаще используют более общее название — Minivan.
В России предлагаются автомобили Peugeot Expert FT/Tepee с двумя вариантами двигателей из четырех производимых и предлагаемых в Европе. Для России были выбраны дизели малой и средней мощности. От бензинового 2-литрового двигателя мощностью 103 кВт (140 л.с.) и дизеля мощностью 120 кВт (163 л.с.) решено было отказаться.
Как и все устанавливаемые на автомобили Typ 227/229 моторы, выбранные дизели — четырехцилиндровые с 16-клапанными головками блока, имеющие два распределительных вала — DOHC (dual overhead camshaft). Двигатели оснащаются топливными системами Common Rail, турбокомпрессорами, имеющими турбину с изменяемой геометрией — VGA. Моторы соответствуют экологическому классу Евро-4.
Предлагаемый 1,6-литровый дизель Ford семейства DLD-416 модификации DV6UTED4 имеет рабочий объем 1560 куб. см и развивает мощность 66 кВт (90 л.с.) при 4000 об/мин, максимальный крутящий момент 180 Н∙м достигается при 1750 об/мин.
Двухлитровый двигатель PSA DW10 — первый дизель с топливной системой Common Rail. Он появился на рынке в 1999 г., получив коммерческое обозначение HDi. Дизель рабочим объемом 1997 куб. см разрабатывался в сотрудничестве с Ford Motor Company. Двигатель модификации DW10UTED4, устанавливаемый на Peugeot Expert, развивает мощность 88 кВт (120 л.с.) при 4000 об/мин, максимальный крутящий момент — 300 Н∙м при 2000 об/мин. Дизель меньшей мощности агрегатируется с 5-ступенчатой механической коробкой передач, большей мощности — с 6-ступенчатой. Дизель прошел тесты, подтверждающие его эксплуатацию без поломок при пробеге 240 тыс. км при коммерческом использовании.
Высокий крутящий момент 2-литрового мотора обеспечивает даже груженому автомобилю отменную динамику. При обгоне автопоездов чувствительный прирост ускорения ощущался до самого конца маневра. Не требовалось даже переключения на пятую передачу. Двигатель 2,0 оказался менее шумным, чем 1,6. Конек 1,6-литровой версии — город. Именно в городском режиме Peugeot Expert показывает лучшую экономичность.
90-сильные фургоны (Typ 227) комплектуются колесами диаметром 15 дюймов, с мощностью 120 л.с. (Typ 229) — 16 дюймов. Передняя подвеска автомобилей Typ 227/229 — свечная со стойками. Peugeot называет ее Pseudo Mc Pherson — псевдо Мак-Ферсон. Название правильное. В истинной подвеске Мак-Ферсон, в соответствии с американским патентом №2660449 от 27 января 1949 г., продольные нагрузки воспринимаются стабилизатором. В подвеске Pseudo Mc Pherson — А-образным нижним рычагом. Такая подвеска сегодня — стандартное решение. Она используется на всех моделях коммерческих автомобилей Peugeot: Partner и Boxer. Задняя подвеска Peugeot Expert тоже представляет собой стандартное решение — полунезависимая с упругой балкой (twist-beam). В Европе для Peugeot Expert предлагается пневматическая подвеска.
Автомобили Peugeot Expert предлагаются с двумя вариантами длины колесной базы, с двумя вариантами длины кузова и двумя вариантами высоты кузова — всего пять вариантов размеров. Как опция для фургонов предлагается левая сдвижная дверь, остекленные створки распашной задней двери со стеклоочистителем и электрообогревом.
Короткая колесная база — 3000 мм, длинная — 3122 мм. Автомобили с короткой базой имеют длину 4805 мм, а с длинной — 5135 мм. Таким образом, длина заднего свеса длиннобазной версии — на 208 мм больше, чем у короткобазной. Короткобазный автомобиль может быть только с низкой крышей (L1H1). Высота такого Expert составляет 1942 мм. Это примерно на 14 см больше, чем у Partner, но на 58 см меньше, чем Boxer с низкой крышей. Высота автомобиля менее 2 м позволяет водителям Peugeot Expert пользоваться подземными паркингами и обычными гаражами. Высота автомобиля Expert с высокой крышей — 2276 мм. Высокая крыша позволяет увеличить объем грузового отделения с 6 до 7 куб. м. Впрочем, высота грузового отделения в 1750 мм вместо 1449 мм может быть для определенного вида перевозок решающей. Модель с короткой базой может предложить объем 5 куб. м.
Длина грузового отделения Peugeot Expert позволяет перевозить даже крупногабаритную мебель. Максимальная длина короткого фургона — 2254 мм, минимальная — 2070 мм. Максимальная длина грузового отделения длиннобазной версии — 2584 мм, минимальная — 2400 мм. Для грузопассажирского варианта с двойной кабиной длина грузового отделения составляет 1650 и 1500 мм. Ширина грузового отделения в самом узком месте — между нишами задних колес — 1245 мм, что позволяет перевозить поддоны.
Полная масса самой большой модификации Peugeot Expert — почти 3 т (2963 кг), грузоподъемность — 1188 кг. Такую грузоподъемность имеют все модификации с длинной базой. Грузоподъемность короткобазных модификаций — меньше тонны (988 кг). Снаряженная масса фургонов Expert — от 1661 до 1775 кг.
Как опции для фургонов предлагаются различные перегородки с разными вариантами остекления. Для перевозки длинномерных грузов можно установить багажник или короб под потолком на всю длину крыши.
Пассажирские версии Peugeot Expert Tepee будут представлены в России двумя модификациями из существующих четырех: Active и Allure. В отличие от грузовой модификации, оснащенной полноразмерным запасным колесом, Expert Tepee комплектуется набором для ремонта колес. Полноразмерное запасное колесо предлагается как дополнительное оборудование. Пассажирские модели представлены только длиннобазными версиями. Безопасность автомобиля повышает опциональная охранная сигнализация с автономным питанием сирены и датчиками периметра и объема.
В версии Active в базовой комплектации фургонов кондиционер отсутствует. Для комфорта пассажиров автомобиль можно по заказу укомплектовать кондиционером с индивидуальным блоком управления и регулируемыми воздуховодами в потолке для 2-го и 3-го ряда сидений. Для версии Allure как опциональное оборудование предлагается климат-контроль.
Автомобили Peugeot Expert оснащаются антиблокировочной системой (ABS) с электронным регулятором тормозных сил, подушкой безопасности водителя.
Подушка безопасности пассажира устанавливается как стандартное оборудование в пассажирские автомобили версии Allure. Подушка достаточно широкая, чтобы защитить второго пассажира, сидящего в центре автомобиля. При проведении краш-теста в 2012 г. модель получила три «звезды». Повысить безопасность пассажирской модели могут боковые подушки безопасности, боковые шторки безопасности для 1-го, 2-го и 3-го ряда сидений.
Версия Allure отличается от Active зеркалами заднего вида (зеркала оснащены электроприводом, электрообогревом и электроприводом складывания), откидной задней дверью с электрообогревом и стеклоочистителем, противотуманными фарами, передним и задним бамперами, боковыми зеркалами, окрашенными в цвет кузова. Легкосплавные колеса предлагаются как опциональное оборудование.
Внутри автомобили Allure комплектуются одноместным сиденьем для пассажира первого ряда, откидными и съемными сиденьями Easy Entry с подголовниками в салоне, а также дополнительным оборудованием.
Своим появлением на российском рынке Peugeot Expert обязан лобби российских олигархов, которым захотелось больше денег. Дело в том, что с середины июня 2013 г. возросли цены на автомобили Boxer. Повышение цен было продиктовано решением коллегии Евразийской экономической комиссии от 14.05.13 г. «о применении антидемпинговых мер в виде пошлины в отношении легких коммерческих автомобилей (LCV), производимых из Германии, Италии и Турции с полной массой от 2,8 т до 3,5 т включительно, с дизелем рабочим объемом не более 3000 куб. см, с типом кузова «фургон» модификации «грузовой цельнометаллический фургон» (предназначен для перевозки грузов до 2 тонн включительно) либо модификации «комби — грузопассажирский фургон» (предназначен для комбинированной перевозки грузов и пассажиров)».
Антидемпинговое расследование инициировало ООО «Соллерс-Елабуга». Поводом стало снижение рыночной доли морально устаревших автомобилей LCV производства стран Таможенного союза (ТС), рост себестоимости отечественной продукции на 42,7% и увеличение отпускных цен «всего» на 6,4% (что очень не понравилось российским олигархам). Демпингом назвали даже то, что из-за антикризисных мер, средневзвешенная цена на LCV из Германии, Италии и Турции уменьшилась в 2011 г. по сравнению с 2008 г. на 9,5%.
Для компании Ford Otosan Sanayi Anonim Sirketi и прочих производителей в Турции «антидемпинговую» пошлину установили в размере 11,1% от таможенной стоимости; для компании Peugeot Citroen Automobiles SA и прочих производителей в Италии — 23%; для производителей в Германии — 29,6%.
Таким образом, из-за подорожания Boxer в ценовом ряду коммерческих автомобилей Peugeot образовалась ниша, которую для повышения продаж марки решили заполнить моделью Expert. Раньше считалось, что рыночный сегмент автомобилей Expert перекроют большие модификации Partner и маленькие Boxer. Так и был бы представлен в России класс европейских минивэнов только моделями Mercedes Viano/Vito если бы не жадность отечественных олигархов. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.
Конечно, использовать Boxer для перевозки 8 пассажиров можно. Можно задействовать даже два Partner. Это возможно, если ваш бизнес связан с перевозками. Если для большой семьи или семейного бизнеса нужен вместительный автомобиль по доступной цене, то Expert — вне конкуренции. Автомобиль обладает хорошей плавностью хода, комфортабельностью. Приобретя Expert для семьи или семейного бизнеса, вы не переплатите за ненужную роскошь и не будете выглядеть наемным водителем.