ДЕНЬ «Д»
Cтанция расположена по адресу Котляковская улица, дом 7 и занимается ремонтом и обслуживанием автомобилей «Ивеко» с 2004 года. Шестилетний опыт работы с техникой этой марки – уже неплохо. Но большинство работников сервиса знакомы с автомобилями «Ивеко» гораздо дольше. Ведь ранее по этому адресу располагалось Управление механизации №2, одним из первых в Москве получившее самосвалы «Ивеко ЕвроТраккер».
Обслуживание строительной техники первое время оставалось приоритетным направлением и для «АВТ Моторс», однако на станции быстро освоили ремонт седельных тягачей, фургонов и микроавтобусов. Сегодня «АВТ моторс юг» – станция технического обслуживания, выполняющая ТО и ремонт всего модельного ряда «Ивеко».
Знакомство с ней мы начинаем, как и положено, с приёмки. Едва зайдя в клиентскую зону, слышу обращённый ко мне вопрос: «А вы тоже такую длинную заявку писать будете?» Приёмщики за стойкой рассматривают непомерной длины ленту «заявки на ремонт», выползающую из факса. Присоединившись к ним, с удивлением вижу графы «Сила тока, напряжение». Заявка явно не автомобильная. Отправители ошиблись адресом? Отнюдь. Ведь автомобилями область применения двигателей «Ивеко» не ограничивается. Их устанавливают на сельскохозяйственной и строительной технике, в качестве вспомогательных на морских и речных судах. И специалисты «АВТ моторс» накопили солидный опыт работы с такой техникой. Один из последних выездов подобного рода был в Орловскую область, для обслуживания комбайна. Это я узнаю от директора департамента технического обслуживания автомобилей Вадима Каравашкина, любезно согласившегося быть моим экскурсоводом.
– Сегодня у нас день «Дейли», – сообщает он.
– Что, у Вас обслуживание каждой модели привязано к определённому дню?
– Вовсе нет. Просто сегодня в Москве движение стоит, клиенты, планировавшие пригнать тяжёлую технику, звонят и просят перенести обслуживание на другой день. Успел приехать с самого утра только один «Стралис» с плохо переключающимися передачами. Зато владельцев «Дейли» записалось очень много, а эти пробьются через любые пробки.
УСПЕТЬ ЗА 60 МИНУТ
На часах полдесятого, времени с начала работы станции прошло совсем немного, а её уже готовится покинуть первый на сегодня «Дейли». Его владелец Денис Зиновьев занимается перевозками строительного оборудования. Технику «Ивеко» в своей работе использует с 2001 г. Сначала это был подержанный фургон 35S12VH, приобретённый благодаря неплохому соотношению «цена – качество», ему на смену в 2007 г. пришёл новый, полной массой 3,5 т.
– Мне нужен объём, а не грузоподъёмность, – говорит Денис. – Поэтому я выбрал фургон с максимально вместительным кузовом, но полной массой всего 3,5 т. Чтобы машина считалась грузовиком мне ни к чему.
– Как с заездом в центр?
– Нет проблем. Задние колёса односкатные, езжу свободно, меня не останавливают.
– А что со стоимостью владения?
– Эта машина взята в лизинг, цены на вторичном рынке сейчас здорово колеблются, да и не знаю ещё, когда буду фургон продавать, так что подсчитать амортизационные отчисления на 1 км пробега не возьмусь. Но по затратам на ТО примерно рубль семьдесят на километр. Солярка, при любой загрузке и режиме вождения – менее 10 л на 100 км.
– Затраты на текущий ремонт?
– Их не было, хотя пробег моего фургона уже составил 100 тыс. км.
– И каково его техническое состояние?
– Давай посмотрим.
Собственно, смотреть не на что. Машина выглядит новенькой, проведена замена масла, масляных и топливных фильтров. Тормозные диски, несмотря на приличный пробег по Москве, едва ли выработали половину ресурса, колодки тоже ещё ничего, хотя менялись только 1 раз. Единственная неприятность – дырка размером с кулак в корпусе салонного фильтра. Как такое могло получиться – загадка, но нестандартная неисправность не смутила работников станции, и была устранена за 15 минут. Ещё 5 мин. на оплату заказа, и можно снимать классическую сцену – передачу автомобиля довольному клиенту. Никакой постановки в фотографии нет. Не проведя на сервисе и 2 часов, Денис Зиновьев поехал зарабатывать деньги.
Пока у тягача снимают коробку передач, направляюсь в моторный цех, знакомлюсь с работниками, прошу показать интересные случаи.
Вместе с мотористом Григорием Дильдиным подходим к лежащему по частям двигателю «Курсор». Замечаю, что в наличии все детали, кроме блока цилиндров.
– Кулак дружбы? – злорадствую я.
– Нет, машина попала в аварию, в списке повреждений – расколотый блок цилиндров.
– Скажу честно, такого на складе не держим, не припоминаю, чтобы блоки пришлось менять из-за технической неисправности, но у нас налажен обмен с другими станциями, да и доставка нового блока занимает не очень большое время, – вступает в разговор Вадим Каравашкин. – Но есть интересные и с другой точки зрения поломки, свидетельствующие о крайне безответственном отношении владельцев. В последнее время многие хозяева несвоевременно и не в полном объёме проводят техническое обслуживание, экономят на запчастях, несмотря на то, что своими действиями они ставят под угрозу сроки доставки груза, жизнь свою и окружающих, не говоря уж о лишении гарантии.
На стенде стоит разобранный двигатель «Дейли». Владелец приобрёл подержанный автобус, переделанный из фургона. На спидометре 370 тыс. км, что, конечно, нереально для 10-летней машины. Реальный пробег раза в два больше. Двигатель разобран из-за повышенного давления газов в картере. Масло течёт отовсюду. Все прокладки под замену – это само собой разумеется. По идее, надо смотреть состояние поршневой группы, чего я и ожидаю, а пока фотографирую детали, которые должны быть заменены.
Мои планы нарушает прорвавшийся в цех, несмотря на запрет, владелец машины. Первым делом он вытаскивает из кучи, казалось бы, полностью изношенных деталей, ролики, далее следует ремень ГРМ, изношенный диск сцепления.
– Всё это ставь обратно! пытается командовать он Григорию.
– А поршневая?
– Не разбирать!
Народ в моторном цеху в недоумении, но директор берёт ситуацию под контроль. – Гарантировать нормальную работу выпущенного из такого «ремонта» двигателя я не могу.
– Всё равно, делайте, как я сказал!
– От гарантии отказываетесь?
– Да!
– Хорошо, подписывайте документы, завтра получите машину.
– С такими спорить бесполезно, – комментирует Вадим Анатольевич, когда довольный своей «победой» клиент покидает цех. – Всё равно приедет ещё раз, причина-то не устранена.
– Может, тогда поумнеет?
– Увы, я знаю этого владельца давно. С ним так всегда.
– Именно поэтому у вас запрещён проход клиентов в ремзону?
– Нет, лишать клиента права наблюдать за ремонтом мы, конечно, не можем, но у нас всё-таки действующее производство. Ездят погрузчики, работает мостовой кран, бывает, обслуживаем машины с газобаллонным оборудованием. Смотровые канавы, домкраты, на которых висит тяжёлая техника. Посторонний человек – лишняя обуза, его нельзя отпускать одного, приходится назначать сопровождающего. Но если клиент изъявит желание посмотреть, как идут работы по его машине, мы его, конечно, проводим и всё покажем. Тайн у нас нет.
Мы выходим из моторного, идём в основной цех. Рабочие всё ещё возятся с тягачом.
– Что, не могут снять коробку?
– Нет, – улыбается Вадим Анатольевич, – уже ставят. Неисправность заключалась не в автоматике переключения, а в развалившемся выжимном подшипнике, который и был заменён вместе с корзиной.
Всё ничего, но с момента выхода тягача из мойки прошло не более пары часов. Я расстроен. Так хотелось разобрать коробку передач с электропневматическим переключением, а вот – машина уже уходит в рейс. В качестве утешения меня направляют на участок диагностики, где командует инженер по гарантии Михаил Удалов.
ПОД КОЛПАКОМ
Первый клиент – тягач «Стралис» с трафаретом на лобовом стекле «Михаил».
Удалов вводит VIN машины своего тёзки, ноутбук устанавливает контакт с памятью тягача, и вот, пожалуйста... Масса превышений скорости выше 91 км/ч, многократная раскрутка двигателя выше 2400 об/мин (и это при 2200 максимально возможных – ограничены электроникой).
– Этот водитель – большой спортсмен?
– Нет, он любитель. Настоящие гонщики – водители среднетоннажников.
Ноутбук устанавливает связь с «Ивеко Карго», также прибывшем на сервис.
Вот это да! Четыре тысячи пятьсот (4500) об/мин! Скорости соответствующие. А ведь по внешнему виду и не скажешь. Скромный трудяга на проверку оказался грозой стритрейсеров. Хорошо, конечно, что таким образом в нашей стране куются гоночные кадры, но о гарантии этому спортсмену придётся забыть.
Надо признать, страшный «перекрут» двигателя не очень сильно повлиял на его здоровье. Немножко «льют» форсунки, машина ведь не новая, а солярка российская. На глаз это не очень заметно, но видно по цикловой подаче топлива. Кстати, возвращаясь к «Стралису» спортсмена-любителя Михаила, можно добавить, что диагностика выявила подозрения на установку «левого» турбокомпрессора. График подачи воздуха в зависимости от оборотов не очень сильно, но заметно отличается от параметров заводской турбины.
Так что владельцам лучше запомнить: они, конечно, могут «слезть» с ограничителя, отключить тахограф, датчик скорости, установить «левые» запчасти но все их достижения навечно остаются в памяти машины, и потом с большим интересом рассматриваются персоналом сервисных станций.
– Получается, любому клиенту, воткнувшему не ту передачу, можно отказать в гарантии?
– С юридической точки зрения – да, но мы так не поступаем. Понятно, что двигатель обладает определённым запасом прочности и не может развалиться из-за того, что несколько раз его обороты превысят допустимые. Но если водитель регулярно перекручивает двигатель и превышает скорость, с гарантии такая машина будет однозначно сниматься. Мы с пониманием относимся к случайным ошибкам, но поощрять сознательные нарушения правил эксплуатации не намерены.
– А как можно превысить скорость и обороты, если ограничитель и тахограф не отключены?
– Очень просто. Машина пускается с горки накатом, разгоняясь километров эдак до 120. Далее в конце спуска по «Камазовской» привычке на большой скорости включается передача, и хорошо, если высшая. Тяги двигателя нет, поскольку электроника фиксирует превышение скорости. Таким образом, вместо ожидаемого ускорения, «спортсмены» получают торможение двигателем, что небезопасно. Это – одна из причин, по которой в России «складываются» автопоезда.
КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЁ
Хотел написать стандартную фразу, что жизнь на станции бьёт ключом, но остановился и вспомнил: а ведь пока я знакомился со станцией, особенного ажиотажа на ней не наблюдалось. Рабочие и мастера не бегали, не матерились, а неторопливо и с чувством собственного достоинства перемещались от машины к машине. Иногда даже останавливались, чтобы переброситься словом-другим с коллегой. А машины только и успевали заезжать-уезжать.
Только скажет приёмщик Иван Агеев, что сейчас будет замена клапана топливного насоса, готовься смотреть, машина на мойке, отвлечёшься минут на 15, смотришь где она? А тебе отвечают, что уже уехала.
– Ну, ничего, я замену ремня ГРМ посмотрю. Вон, где радиатор снимают.
– Не снимают, а ставят. Машина уедет через полчаса.
– Но ведь только что снимали. Ничего не понимаю... – Вадим Анатольевич! Что у Вас за слесаря такие? Наверно, за столь нужную стране валюту с заводов «Ивеко» выписаны? Но почему так хорошо по-русски разговаривают?
– Никого из Италии мы не выписывали. Мы же не футбольный клуб. Все кадры наши, местные. 80% работников раньше трудились в расположенном здесь управлении механизации. Текучесть кадров отсутствует.
– Значит, проблема набора и обучения кадров для Вас не актуальна. Но всё же. Если бы встал вопрос о расширении производства, где бы вы стали набирать персонал? Это должны быть люди с опытом или без? Как Вы относитесь к студентам, желающим работать по ныне распространённой системе «два через два»?
– С одной стороны, студенты быстро обучаемы и через непродолжительное время способны освоить профессию слесаря на 80–90%. Но студент не останется здесь работать. Не для того он учится. А административных вакансий у меня не так уж и много. Того же студента поставить мастером я не смогу. Нужен опыт. И с железом надо быть «на ты», и своим коллективом руководить надо уметь, а самое главное – общаться с клиентами.
Помнишь, я начал рассказывать про угрозу жизни? Вот, заехал к нам автопоезд. Не скажу сейчас, по какой причине, надо смотреть архив заказов, но запомнилось, что тормозных дисков на тягаче не было вообще, и это не шутка. То есть, они сначала, конечно, были, но рассыпались со временем. А самое интересное началось, когда водитель собрался уезжать, не поставив новые. Мы ему – эксплуатация запрещена, а он – ерунда, телега тормозит, отпускайте машину. Мы не ГАИ, задерживать этого самоубийцу не имеем права, но и нести ответственность, пусть даже моральную, за то, что он натворит на дороге желания нет никакого. Пришлось этим вопросом заняться мастеру-приёмщику. Сумел-таки найти подход и уговорить. Честно говоря, не представляю студента или выпускника, пусть даже очень грамотного, в такой ситуации. Здесь солидность какая-то требуется, умение переубедить агрессивно настроенного оппонента.
Впрочем, большинство водителей серьёзно относится к поддержанию своей техники в исправном состоянии, а автомобили «Ивеко» платят им за это надёжной и безотказной работой. Тут совсем недавно мы «Турбо Стар» обслуживали. Это к вопросу о надёжности и ресурсе...