ДЕНЬ НА СТОЯНКЕ

Хорошо тем, у кого есть родственники и знакомые, занимающиеся этим ремеслом. Их пример вполне способен вправить мозги любому фанату. Ну, а «заочным» любителям грузовиков полезно познакомиться с теми сюрпризами, которые преподносят владельцам их любимые грузовые машины. Усилий для этого прилагать не надо, достаточно провести денек на одной из стоянок Москвы, где базируются машины водителей-частников. Туда я и отправился в сопровождении двух водителей – Александра и Игоря.
Впрочем, термин «базируются» здесь не совсем уместен. Большинство частных грузовиков в столице нашли пристанище у заборов «легковых» автостоянок по устной договоренности со сторожами. Ведь стоянок, в учредительных документах которых записано, что на них могут содержаться грузовые автомобили, в Москве совсем немного. Территории автопредприятий, как правило, плотно забиты всевозможными сервисами и автосалонами, ну, а содержать грузовую машину у дома, в большинстве случаев, невозможно из-за плотной планировки и узких проездов.
Минимальная цена вопроса при размещении грузовой техники у забора официальной стоянки – 2,5 тыс. руб. в месяц. Такой тариф действует для давних клиентов с маленькими машинами. Максимальный же размер вознаграждения ограничен только фантазией территории и достигает 12 тыс. руб. (по моим исследованиям, но возможно и более…) за стоянку большого автопоезда в «хлебном» месте, поближе к месту загрузки. Вот потому идем мы вдоль заборов гаражных кооперативов, у которых в живописном беспорядке приткнулись грузовики. Скорее всего, частных владельцев.
Первый объект осмотра – 4-осный самосвал Daewoo Ultra, стоит давно. Его хозяин Игорь теперь занимается перевозками тарно-упаковочных грузов (коробки, ящики, мешки) и разорваться не может. Несмотря на приличный пробег, самосвал нельзя отнести к числу полностью убитых. В мощной раме машины нет трещин и изгибов, кабина не гнилая, резина с большой остаточной высотой протектора на всех колесах, кроме передней оси, наиболее подверженной износу при маневрах. Как у новой работает лебедка, закрывающая кузов тентом, и электрогидронасос подъема кабины. Лопнувших листов рессор в подвеске нет, правда, слезятся амортизаторы. Что касается двигателя, так он здесь не какой-нибудь, а трудноубиваемый DD (Detroit Diesel).
Правда, заслонка моторного тормоза уже не работает. Словом, самосвал, конечно, не новый, но вполне работоспособный, если б не одно обстоятельство: он не заводится. Когда Александр прибегнул к помощи соседей для установки аккумуляторов, то слишком поздно увидел, что батареи подсоединены неправильно.
Трудно сказать, то ли горе-помощники перепутали «плюс» с «минусом», то ли на 12-вольтовые «мозги» американского двигателя попали 24 вольта... Результат налицо. Нет, конечно, в электросистеме самосвала есть предохранители и автоматические выключатели, которые не дали «мозгам» сгореть, но их еще нужно найти, а литературы нет. Теперь «четырехосник» надо тащить на сервис, что само по себе является проблемой.
Прибыв в ремонт, Daewoo присоединится к другой такой же машине, вот уже две недели стоящей в ожидании замены распылителей форсунок. Помнится, на автомобилях «МАЗ» эта операция занимала несколько часов и проводилась своими силами. И зачем все так усложнять на современных машинах? Может, чтобы вытянуть побольше денег с их владельцев?!
К грузовику «МАН», на котором Александр работает сейчас, мы проходим мимо еще нескольких «памятников». У бортового МАЗ-500 вообще нет двигателя, на стареньком DAF он есть, но разобран. Еще «под забором» обитает седельный тягач LIAZ, который на ходу, но не используется. У самосвального полуприцепа, который работал в сцепе с ним, щебенка здорово посекла кузов. Оказалось, прицеп полностью алюминиевый и предназначен для сельского хозяйства. Теперь придется продавать в убыток. Ну, а пока вся эта техника стоит и служит источником заработка для сторожей автостоянки и убытка для владельцев.
MAN, хотя и на ходу, но тоже не совсем исправен. В 13-ступенчатой коробке передач EATON (4 передачи и «ползучка» внизу, 4 с делителем вверху) в верхнем диапазоне не работает делитель. Отсутствует «масса» на задних фонарях, а обороты холостого хода повышенные. Чтобы разобраться с оборотами, пытаемся поднять кабину. Качаем, качаем насосом, усилие на ручке приличное, а замки не открываются.
«Качайте со всей дури!» – командует Александр. Мне интересно, разорвется кабина по металлу, или только вырвутся ее замки. Поэтому, с энтузиазмом наваливаемся на ручку. Хрясь! Жалко… Замки открылись.
Видим, что система питания здесь переходная: на двигателе стоит обычный ТНВД, но с электрическим управлением рейкой. Между педалью «газа» и насосом только провода. Правда, на передней панели кабины осталась тяга для подсоединения троса, а на корпусе насоса – отверстие для установки ручек «газульки» и «глушилки». Кажется, избавиться от «электрики» можно, но сначала попытаемся ее исправить. В кабине от педали до электрического датчика ее положения идет обычная механическая тяга, регулируемая по длине. Здорово, если бы проблема оказалась в ней. Подрегулировать длину - и дело с концом! К сожалению, с отсоединенной тягой, при полном исключении ее влияния на обороты, они по-прежнему повышенные. Значит, надо отсоединить провода от ТНВД, и проверить, что работает неправильно: механика ТНВД или электрика. Увы! Все фишки закисли и не разъединяются. Будь машина моей, я не остановился бы: обрезал провода. Попутно смог бы померить напряжение в них при разных положениях педали. Но с чужой машиной лучше обходиться без такого: со стоянки можно уйти и инвалидом. Как ни жалко, закрываем кабину. Напоследок успеваю заметить под облицовкой кабины самодельную тягу дворников, изготовленную из арматуры.
Машина отправляется на сервис, за рулем сидит Игорь. Александру ездить пока нельзя: ко всем заморочкам с техникой его хотят лишить прав. Знаете такие места на дороге, где нужно поворачивать налево к разным базам и складам? Очень часто там проходит «сплошная», которая после пары торможений «в пол» полностью исчезает с дороги. Вот в такое место и попал Александр. Гаишники очень радовались…
– Ну как, разобрались с «холостыми»? – интересуюсь на следующий день.
– Нет, только зря прокатались.
Да-а! Хоть и дорого ремонтироваться на «фирменных» сервисах, но остальные «ремонтники», за редким исключением, похоже, готовы только откручивать-закручивать гайки по указанию владельца. Рабочий день 2 водителей и 20 л солярки сегодня потрачены безо всякой пользы.
Вот так всегда. Пока работают, вроде все нормально, но стоит им встать хотя бы на денек, как проблемы начинают множиться в геометрической прогрессии. И хорошо, если есть место, где их можно решить. Обычно, как только машина более-менее серьезно ломается и теряет способность передвигаться своим ходом, на стоянках появляются разные комиссии: пожарные, экологи, административная инспекция. После этого начинаются звонки владельцам: «немедленно убрать машину!». А как, если грузовик не ездит? Да и куда его убирать? На обочину дороги, чтобы машину быстрее обворовали или зацепили снегоочистителем?! Утащить тягачом на сервис? А где гарантия, что там за него возьмутся? Спросить заранее? Типовой ответ: «Приезжайте, будем смотреть». А если на дешевом сервисе и примутся за устранение неисправностей, то, как правило, все запчасти, вплоть до крепежных болтов, придется добывать самому, даже для отечественных машин.
Кажется, проблем более чем достаточно, но это только малая часть вопросов, которые приходится ежедневно решать водителю-частнику. И тем, кто «по зову сердца» стремится залезть в этот бизнес, надо понять, что все грузовые машины очень хорошо выкачивают время, деньги и здоровье из владельцев. Поэтому прежде, чем покупать грузовую технику, желательно приобрести опыт, поработав водителем по найму, и ответить для себя на главный вопрос: «А мне это надо?» И если «Да», то обзавестись клиентурой и понятиями о технике. Чтобы иметь заработок и не пугать легковушки обилием железа. Ведь если не испугаются или просто не успеют убраться с дороги, то придется переместиться в КПЗ и зал суда.
Впрочем, как говорил один очень мудрый человек: «Всякая работа, сделанная на совесть, тяжела. Легок только тот труд, от которого отлыниваешь». Хотя… «Если работа – в радость, то это уже не работа, а удовольствие»! Но если такое «удовольствие» не приносит заработка, то очень быстро становится «проблемой»…