ЕЗДА ПОНАРОШКУ
Впрочем, компьютерными их можно назвать с некоторой натяжкой. Сегодняшние тренажеры далеко ушли от рулей, торчащих из парт в учебных классах лучших автошкол советского времени, да и от персональных компьютеров, просто стоящих на парте, – тоже. Сегодня это сложные конструкции, состоящие из полноразмерных кабин грузовиков и автобусов, проекционных устройств, воспроизводящих реальную дорожную обстановку, механизмов, создающих вибрации и шумы. Добавьте к этому работающие приборы, адекватные усилия на органах управления, возможность для инструктора выбирать маршрут, время суток и погоду.
«200 КМ/Ч ПО ВСТРЕЧНОЙ ПОЛОСЕ»
Помните, так назывался альбом одной известной группы? Ну, не до 200, а до 90 км/ч тренажер разогнаться позволяет, да и со встречной полосой все в порядке. В чем я и убедился сам.
Открываю дверцу предоставленного мне для «тест-драйва» тренажера автомобиля КАМАЗ. Перед лобовым стеклом довольно реалистичный пейзаж московского района Северное Чертаново. Его компьютерную модель специалисты фирмы «Логос-М» недавно разработали для 1 автобусного парка, машины которого там курсируют.
Перед тем, как ехать, надо запустить двигатель и снять машину с «ручника» – все как у настоящих автомобилей. После поворота ключа зажигания из-под кабины раздается звук именно камазовского, а не какого иного двигателя, а на щитке приборов оживает тахометр. Хотя, для полного погружения, можно подождать, пока прогреется двигатель и появится давление воздуха, мы этого делать не будем. Отправиться в путь можно не только с места, где предыдущий курсант оставил машину, но и с нескольких десятков других точек. Как правило, они расположены перед перекрестками, железнодорожными переездами, круговыми развязками, пешеходными переходами и другими участками с затрудненными условиями движения.
Реальность происходящего поражает. Дома, дорожные знаки, другие машины… Все, как в жизни. Мой КАМАЗ, натужно ревя мотором, взбирается в гору. Вскоре за ним образуется очередь из легковых машин. Подождут, не на гонках. Еду неторопливо, разглядывая ассортимент в попадающихся по пути коммерческих киосках. Проработка компьютерной карты это вполне позволяет.
Хоп - и под моими колесами корчится невинный пешеход. Я заметил его только в зеркале заднего вида. Помощь не заставила себя ждать. Мучения пешехода прекращает вторично переехавший его «Форд».
Поскольку Рубикон пройден, экзамен я все равно не сдал, дальше еду, как хочу. Пересекаю разделительный газон, машина слегка подпрыгивает. 90 по «встречке» на КАМАЗе – моя мечта. Заканчивается путешествие так, как и положено в таких случаях вообще, а в моем конкретном – в салоне встречного автобуса.
Выйдя из кабины, я задумался: сколько же труда надо вложить в создание такого тренажера? Насколько реально иметь его в каждой автошколе?
КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ
Склада готовой продукции в «Логосе» нет, тренажеры изготавливаются в индивидуальном порядке. В первую очередь, клиент должен определиться с маркой автомобиля и территорией, на которой будут эксплуатироваться машины. Составляют трехмерную карту местности, кабину оборудуют видеопроекторами и приборами, характерными для заказанной комплектации автомобиля. Например, кабины автобусов ЛИАЗ и троллейбусов, изготовленных с использованием их кузовов, различны по внутреннему оборудованию, хотя снаружи одинаковы. Да и едут эти машины по-разному. Далее записываются и обрабатываются шумы автомобиля на всех режимах движения. Учитывается все: обороты двигателя, скорость движения, характер покрытия.
А как же разгонная и тормозная динамика? Ее тоже надо записывать? Большинство производителей тренажеров так и делают, но в «Логосе» поступают иначе. Если мы имеем характеристику двигателя, то есть значения его мощности и крутящего момента для всего диапазона оборотов, передаточные числа коробки передач, мостов и диаметр колес, то ее можно точно рассчитать для любого момента времени, учитывая, конечно, массу автомобиля и рельеф местности. Помните, в школе что-то рассказывали про производные? Нет? Жалко, а то вас бы взяли в эту фирму на работу. Впрочем, если вы не математик и не WEB-дизайнер, отчаиваться рано.
Вибрациями и наклонами кабины вперед-назад и вправо-влево заведуют асинхронные двигатели, управляемые частотными преобразователями. Так что работа найдется и электрикам. А вот специалистам по гидравлике здесь делать нечего: в тренажерах «Логоса» она отсутствует как класс. Это хорошо, как хорошо и то, что тренажер может работать от однофазной сети 220 В. И вообще, выполнен он по армейским требованиям: не боится влажности, высокой и низкой температуры. Единственный недостаток – трудности с монтажом, а точнее – с подбором помещения, которое должно вмещать в себя довольно громоздкую кабину грузовика или автобуса.
КОМУ ЭТО НАДО?
Возможно, так спросят профессиональные водители и преподаватели автошкол. Отчасти они правы. Упражнения на тренажере, на котором все ошибки проходят «безнаказанно», не может заменить учебную езду по настоящей дороге. Но главный враг начинающего водителя – мандраж. А он более чем наполовину возникает от незнания расположения органов управления автомобиля и отсутствия навыков обращения с ними. Очень тяжело ехать в первый раз, когда не знаешь, где находятся педали и рычаги, с каким усилием на них надо давить, какую реакцию автомобиля вызовут твои действия. А сзади гудят другие машины… Впрочем, если даже нам не важны переживания ученика, важно подумать об исправности техники.
Так получилось, что мне довелось обучать езде на легковых и грузовых автомобилях нескольких человек - как имевших, так и не имевших «прав». Общие беды: езда на ручном тормозе, на максимальных оборотах и низких передачах вследствие неумения их переключать, глушение двигателя перед остановкой, неумелый переход «вниз» на грузовиках, сопровождающийся скрежетом шестерен и ревом мотора, скатывание назад при старте в гору. Как правило, такие действия ведут к перерасходу ресурса автомобиля, а то и к его поломкам. И если, скажем, поломку сцепления обычного грузовика, например, КАМАЗа, в принципе, возможно устранить силами провинившихся курсантов, то что прикажете делать с «запоротым» гидротрансформатором многоосного «МАЗа»? Или с последствиями ухода «в разнос» его двигателя Д-12, весьма специфичного в эксплуатации? Да и при вождении такой техники очень важно заранее научиться чувствовать как боковой, так и верхний габарит, иначе каждый проезд ворот или пересечение с воздушными кабельными линиями станут непреодолимыми препятствиями.
Если мы уж заговорили о военной технике, стоит вспомнить и танки. Как и на автомобилях, тренажеры механика-водителя танка предназначены для выработки автоматизма действий при запуске двигателя и в движении. Свои нюансы в этом деле есть и у Т-72, и у Т-80, да и у заслуженных Т-55 тоже. Ведь для того, чтобы их покалечить, не обязательно даже куда-то ездить. Последствия неправильных действий механика даже при постановке танка в парк и последующем запуске двигателя могут быть самыми печальными.
Достаточно не откачать после поездки зимой масло из бортовых коробок передач. При попытке запуска двигателя танк, несмотря на включенную «нейтралку», дернется с места. Если кто-то в этот момент стоит перед машиной, то все, приехали. Не бывать командиру части генералом! Впрочем, неплохие возможности угробить экипаж есть не только у «мехвода», но и у сидящих в башне. Известно, что от неумелого обращения с техникой и оружием гибнет не меньше военнослужащих, чем от вражеского огня.
Конечно, тренажеры, воспроизводящие условия работы водителя, командира и наводчика танка не так внушительны, как автомобильные. В них не используются настоящие башни, да и вид через наблюдательные приборы водителя и прицелы наводчика не такой эффектный, как через лобовое стекло грузовика. Но и они позволяют отработать до автоматизма такие важные действия, как запуск и остановка двигателя, переключение передач, перевод пушки и спаренного пулемета из транспортного положения в боевое и обратно. Можно имитировать и нештатные ситуации. Такие, например, как пуск двигателя «с толкача», или затяжной выстрел.
Но танк тем и отличается от гражданской транспортной машины, что он должен не только ездить, но и вести бой. И выработав автоматизм в повседневной работе с техникой и оружием, экипаж может перейти на следующий этап подготовки. Выстрелить во вражескую машину? Найти и уничтожить коварных гранатометчиков? Вести бой в составе подразделения? Нет проблем, даже если Ваш экипаж тренируется один. Тренажер изобразит действия как товарищей по оружию, так и противника, и поможет избежать ошибок, цена которым – жизнь. Именно это, а не сохранение моторесурса, на мой взгляд, является основным фактором, побуждающим к использованию тренажеров при первоначальном обучении водителей грузовиков и танкистов.
Впрочем, скоро попробовать управлять автомобилем, не выезжая на дорогу, смогут и будущие водители легковушек. В «Логосе» разработан тренажер водителя легкового автомобиля. Продукция это более-менее массовая, менее емкая по материалам. И должна быть доступна автошколам, действительно заботящимся о качестве подготовки, а не о том, чтобы выдать «права» всем желающим как можно быстрее и без подготовки.