• Главная
    • Новости
    • Журнал
    • Статьи
    • Фото/видео
    • Нам пишут
    • Контакты
Подписаться
Мы в соцсетях:
  • Главная
  • Новости
  • Журнал
  • Статьи
  • Фото/видео
  • Нам пишут
  • Контакты
С

Статьи

09.05.2009
Автор: Алексей Виноградов

НАУКА О КОНТАКТАХ

Говорят, когда попросили некое светило дать определение словам «надежность», «долговечность», «кибернетика», «электроника» и «электротехника», он выдал в ответ всего 3 слова: «наука о контактах». Сегодня мы поговорим о контактах электрических, благо их в автомобиле много.
НАУКА О КОНТАКТАХ
Опыт эксплуатации

Со времен Роберта Боша, сумевшего изобрести электрическое зажигание от магнето, а это уже лет сто, электричество стало неотъемлемой частью автомобиля. И вот ведь странная штука. Как на первых машинах, примерно на 1 из 10, имелись проблемы с электричеством, о чем красноречиво говорит пришедшее через век присловье «Вот магнето фирмы «Бош» – замордует, кого хошь!», так и ныне у одной машины из десятка гарантированно есть проблемы с электричеством. Справедливости ради замечу: в то время аналогичные изделия других фирм были еще хуже…

74-AT-4-2.jpg

Казалось бы, цивилизация развивается, надежность продукции повышается… А что-то почему-то остается неизменным. Как же так? А ведь всё просто: мир становится сложнее, автомобиль тоже, и каждый следующий шаг дается все большей ценой. К примеру, совсем недавно, скажем, на ГАЗ-53, принципиальная схема электрооборудования казалась идиотизмом: да вот она, вся проводка! Теперь по сложности этой схемы у автомобилей телевизоры – в глубоком отдыхе, компьютеры, похоже, тоже.

75-AT-4-1.jpg

Теперь не всегда сообразишь, как включается тот или иной прибор – управляющий сигнал может передаваться по питающим проводам; появились оптоволоконные линии… И чем дальше движемся, тем в большей степени «надежность» становится «наукой о контактах». Сами подумайте, что станет с оптоволоконным соединением, если на него попадет всего одна капелька грязной воды? Впрочем, пока что для этого придется очень сильно постараться: во-первых, само соединение проектируется с учетом такой возможности, во-вторых, соединяемые устройства располагаются в хорошо защищенных местах, а в-третьих, подобные линии пока еще редкость. И урвав «крутого утопленника» за бесценок, имеете все шансы познакомиться с последствиями «грязи». Но и обычные электрические «контакты» дают жизни – и не в пример чаще.

75-AT-4-2.jpg

И «коктейль Лужкова» насилует их гораздо сильнее.

Но сначала давайте разберемся, какие именно «контакты» нынче в ходу. Лет –дцать назад были в ходу кольца, припаянные к проводам и одевавшиеся на винт прибора. И зажимавшиеся гайкой. Последняя машина, на которой я подобное видел, была Audi 100 первых выпусков. На «восьмидесятке» ничего подобного я никогда не видел… А только плоские контакты, вроде тех, что используются ВАЗом в «Жигулях». Но единственный ли это вариант?

75-AT-4-3.jpg

Вторая версия – цилиндры, когда трубка одевается на штырь. Третий вариант – поликоническая конструкция, когда «штырь» представляет собой комплекс конусов, позволяющих увеличить контакт. По исполнению электрические соединения можно разделить на стандартные и герметичные. В последних используется резина, чтобы уплотнить зону контакта.

Ах, да, есть еще маркировка проводов… Здесь всего 2 подхода: использовать провода разных цветов (легковушки) или ставить на проводах одного цвета (обычно белого или светло-серого) цифровую маркировку. В последнем случае жгуты берут в пластиковые тюбинги, а, собственно, разъемы снабжают пластиковыми байонетными замками. Это стандартная практика для европейских тяжелых грузовиков.

75-AT-4-4.jpg

С одной стороны – хорошо. Коктейль Лужкова в такое соединение проникает с великими трудностями. Можно годами ездить, не задумываясь о нем. С другой – плохо: у электриков «крыша едет» в попытках отыскать потерянные контакты: маркировка на проводах гибнет вместе с клеммами… Выручает универсальный подход: замена жгута вместе с прибором (приборами). Однако, как говорят в Сибири, недешево…

Между тем, все уже давно придумано. Открываем учебник, смотрим раздел «Аккумулятор». «Смазать клеммы». В зависимости от возраста книги, вам предложат солидол или что-то поновее. И что, только аккумуляторные клеммы надо мазать? Думаю, нет. И хоть режьте, не поверю, что гиганты смазочного бизнеса ничего не создали для банальных контактов в задних фонарях…

75-AT-4-5.jpg

«Прогулка» по Интернету дала потрясающий результат: 3 фирмы. И в первых рядах «Ликви Молли». Странно. 10 лет назад подобного добра на российском рынке было не на порядок, а на порядки больше! Но, слава богу, есть…

Что нужно помнить, герметизируя контакты? Есть два типа смазок – изолирующие и токопроводящие. Вторые хороши там, где есть скользящие контакты. Первые – в обычных колодках: металл контактов выдавливает изолятор из зоны контакта, зато все вокруг герметизировано. Что еще? Смазка не должна разрушать изоляцию провода и материал колодок.

Поделиться
Комментарии >>
Прокомментировали 0
Комментарии
Скрыть комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
С

Самое популярное

Первый в Британии 28-тонный тандемный автопоезд
Первый в Британии 28-тонный тандемный автопоезд
Первый в Британии 28-тонный тандемный автопоезд
Тяжелое поколение Haulmaax EX
Тяжелое поколение Haulmaax EX
Тяжелое поколение Haulmaax EX
Д

Другие статьи на тему

Дизель малый — затраты большие
Дизель малый — затраты большие
Опыт эксплуатации
Дизель малый — затраты большие
Диагност широкого профиля
Диагност широкого профиля
Опыт эксплуатации
Диагност широкого профиля
Пневмосердце
Пневмосердце
Опыт эксплуатации
Пневмосердце
  • Главная
  • Новости
  • Журнал
  • Статьи
  • Фото/видео
  • Нам пишут
  • Контакты
Редакция журнала:
info@autotruck-press.ru
Рекламный отдел:
reklama@autotruck-press.ru
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР: Дмитрий Жигульский
dskiy@mail.ru
Администрация сайта: admin@autotruck-press.ru
Мы в соцсетях: