ВОДИТЕЛЬ АВТОБУСА В ГЕРМАНИИ

В Германии, в отличие от нашей страны, получить работу водителя рейсового автобуса – всё равно, что вытащить счастливый билет.
Ни для кого не секрет, что в российской столице москвичи почти не идут работать водителями рейсовых автобусов – труд этот нервный, тяжелый, зарплата средняя. А вот в Германии профессия водителя общественного транспорта высоко оплачиваема и престижна. Устроиться на неё, ох, как непросто! Многие наши бывшие соотечественники, живущие за рубежом, мечтают о том, чтобы занять место за рулем автобуса. Почему? Каким образом немецким автобусным компаниям удалось сделать эту работу столь привлекательной и выгодной? Какие трудности нужно преодолеть, чтобы тебе доверили автобус? Обо всём этом мне удалось поговорить с Петром Хуснай, бывшим жителем города Ужгород.
Сейчас Петр живет в городе Штольберг на западе Германии. Ему 43 года, последние пять лет он водит рейсовые автобусы компании ASEAG. Мне бы очень хотелось, чтобы рассказ Петра прочитали руководители, отвечающие за городской общественный транспорт в нашей стране. Потому что если в той же Москве водителям будут созданы такие же условия труда, как в Германии, то у столичных автобусных парков выстроятся очереди из желающих работать москвичей. Поговорив с Петром, я тоже захотела стать водителем автобуса. Кстати, в Германии для реализации такого желания нет никаких препятствий: в этой стране на общественном транспорте работают как женщины, так и мужчины. Итак, вот что рассказал Петр.
– Почему я стал работать водителем автобуса? Во-первых, мне это нравится – я люблю водить машину. Во-вторых, после приезда в Германию я пользовался автобусом для поездок на языковые курсы, каждый день наблюдал за работой водителей и понял, что мне она подходит. В-третьих, это вообще была для меня единственная возможность получить хоть какую-то профессию. У нас на курсах немецкого языка была учительница, которая рассказала мне, что и как для этого надо сделать.
Хотя ещё во время проживания в Украине я открыл в своих водительских правах все существующие категории, в Германии пришлось снова идти учиться водительскому мастерству. Когда это обучение было закончено, я заглянул на биржу труда, чтобы узнать, когда начинаются специальные курсы для водителей автобусов или грузовиков. Мне ответили, что не раньше, чем через 7 месяцев. Я честно прождал все это время и дождался приглашения. Правда, не обошлось без небольшого курьеза: ровно на следующий день после получения первого письма мне пришло ещё одно, в котором говорилось, что на курсы меня взять не могут, потому что нет свободных мест. Что делать? Я порвал последнее письмо и в назначенный день просто явился по указанному адресу. После того, как зачитали список приглашенных, я нахально поинтересовался, почему моей фамилии в нем нет. Руководитель курса стал выяснять, в чем дело, и спросил, не получал ли я второго письма. Пришлось мне соврать, что не получал. Меня решили оставить на первые две недели, в течение которых учащиеся сдают различные тесты. Что за тесты? В первую очередь, это математические задачки на уровне процентов и умножения трехзначных чисел, немецкий язык и различные технические предметы. Кроме этого, у нас очень внимательно проверяли здоровье: зрение, слух, отсутствие следов наркотиков в крови. После подобных тестов отсеялось около половины от начинавших занятия: 18 человек из 35. Среди оставленных для продолжения обучения были и немцы, и русские, и турки.
Я оказался в числе тех, кто успешно закончил эти 21-месячные курсы, сдав сложнейший выпускной экзамен. Более того, мне сильно повезло, поскольку слушатели наших курсов стали последними, кому оплатили обучение. Сейчас поступающие на курсы по специальности «водитель автобуса» вынуждены выкладывать по 3300 евро из собственного кармана. Более того, указанная сумма может возрастать из-за пересдач. Мой сын, например, после меня учился на этих курсах, так он сам за себя платил, из-за чего ему приходилось параллельно работать. Теперь мы водим автобусы в одной фирме. Но у нас с ним разный статус: я долго учился, сдавал государственный экзамен и теперь защищён государством, а он учился меньше, сдавал другой экзамен и на защиту от государства рассчитывать не может. То есть, если вдруг мы получим профессиональное заболевание, то мне государство будет помогать, а ему нет. Я смогу раньше выйти на пенсию, перейти на другую работу, которую буду в состоянии делать, а для моего сына это невозможно: не в силах работать – увольняйся!
Обучение включает в себя полгода практики. Я проходил её в туристической компании. Было довольно интересно, но для семейного человека эта работа не подходит: водители туристических автобусов иногда по месяцу дома не бывают. В общем, закончил я учебу. Что делать дальше? Стал писать письма в частные фирмы по перевозке пассажиров о приеме на работу. Писал год – ответов не было. О фирме ASEAG даже не мечтал – все вокруг говорили, что шансов попасть туда у меня нет. Пришлось устроиться работать на разборку автомобилей, где я существенно подорвал здоровье...
В один прекрасный день я все-таки решил попробовать написать в ASEAG. И где-то через полгода от них пришел ответ с просьбой прислать дополнительный пакет документов: из полиции, от врача. Через два месяца после того, как документы были отосланы, по почте пришло приглашение на собеседование. Длилось оно 45 минут, в течение которых несколько человек спрашивали меня буквально обо всем. После этого заместитель директора выразил мнение, что я недостаточно хорошо знаю немецкий язык, но начальница отдела кадров была за меня, считая, что, работая с людьми, язык я быстро подтяну.
После собеседования меня опять отправили на медкомиссию и только потом официально объявили, что я начинаю работать на ASEAG. Но это был контракт на год, который, при отсутствии осечек с моей стороны, продлевается ещё на такой же срок. И только после этого можно было рассчитывать на постоянный контракт, согласно которому я буду водить автобус вплоть до выхода на пенсию.
Начал я работать не сразу – в течение двух первых недель надо было выучить теорию, например, 60 маршрутов фирмы и 2000 остановок, потом ещё две недели для визуального ознакомления с ними я ездил с инструктором, причем не за рулем, как, например, в России или на Украине, а в качестве пассажира.
И только после всего перечисленного мне доверили автобус. Работа у меня нескучная: за смену меняется несколько линий и маршрутов. В течение одной недели необходимо отработать 39 часов. Смены свои я знаю на год вперед – в апреле каждому из 430 водителей фирмы ASEAG выдают блокнот, где они расписаны на 12 следующих месяцев. Но, если необходимо, то можно с кем-нибудь поменяться.
Будучи водителем, я выполняю исключительно свои непосредственные служебные обязанности, так что мне не приходится убирать салон, заменять запчасти, проверять уровень масла... Я сажусь за руль, подключаю свой компьютер (все автобусы оборудованы GPS) и еду на линию. При поломках или загрязнении салона я просто вызываю техпомощь, после чего мой автобус тут же заменяют другим, который пойдет по маршруту дальше. А в моём устраняют неисправности или проводят очистку. Кроме того, в парке автобусы каждый день снаружи и изнутри моет специальная бригада, а также проверяют техники.
Работа в компании ASEAG дает водителям дополнительные льготы. Например, страхуя свой личный автомобиль (Петр год назад приобрел Mercedes-Benz SLK), я получаю скидку в 20-30%. Запчасти, опять же для собственного автомобиля, покупаю в специальном магазине с 40-процентной скидкой. Заправляюсь на АЗС по льготной цене. Члены семьи получают бесплатные проездные билеты по всему району проживания (это несколько близлежащих городов). Ежегодно выдается служебная одежда, причем в огромном количестве: только одних рубашек пять штук, а еще брюки, свитера, жилетки, даже ремни. Личную одежду водитель автобуса имеет возможность покупать в самом престижном магазине города, где продаются только дорогие фирменные вещи – на них работники компании ASEAG имеют 15-процентную скидку. Фитнес-салоны города чуть ли не бесплатно предоставляют свои услуги. Пока работник фирмы трудится на её благо, ему безвозмездно предоставляется в пользование дача, которую он, правда, обязан сдать при уходе на пенсию.
Пока я не начал работать водителем автобуса в Германии, то даже не замечал, насколько это стрессовая работа. Самое главное – нужно быть очень любезным с клиентами, постоянно улыбаться. Иначе на тебя могут написать жалобу. Да и клиенты разные попадаются. Например, когда я работал в Рождество, меня 13-летние девочки обокрали: одна отвлекала разговорами, а другие своровали кошелек.
Хорошо, что у меня в нём денег было немного: около 40 евро. Так что, и здесь на бочку меда нашлась своя ложка дегтя… Впрочем, жаловаться на такие частности грех – по сравнению с водителями автобусов в России и Украине, я работаю в куда более лучших, более привлекательных условиях. А потому дорожу своим местом.
О КОМПАНИИДевиз компании ASEAG гласит: «Сознавать свое прошлое – значит иметь будущее». Не удивительно: история этого перевозчика, действующего в самом западном городе Германии Ахене, насчитывает уже 128 лет! Все это время ASEAG обеспечивает жителей своего и близлежащих городов высококачественным общественным транспортом. Фирма растет вместе с количеством городского населения и всегда идет в ногу со временем. Сначала она возила пассажиров на лошадях, позже на трамваях, а сегодня – на ультрасовременных низкопольных автобусах. У фирмы ASEAG 63 маршрута, которые связывают 2000 остановок. Ежедневный объем перевозок – более 200 000 человек. Общая протяженность линий превышает 1100 км, их обслуживают 430 водителей. Технические инновации и непрерывная оптимизация работы позволили ASEAG сделать автобусные перевозки удобными, быстрыми и пунктуальными, а значит, очень привлекательными и конкурентоспособными.