СМЕРТЕЛЬНАЯ ЧЕТВЁРКА
Ежегодно тысячи дизелей преждевременно выходят из строя в результате попадания антифриза, топлива, сажи или воды в моторное масло. Возникающие из-за его загрязнения проблемы становятся особенно опасными тогда, когда образуются комбинации, состоящие из этих веществ. Самое печальное в этой ситуации то, что при замене смазочного материала витающий над вашим грузовиком призрак дорогого ремонта никуда не исчезнет. Ведь во многих случаях причиной попадания в масло инородных элементов являются не устранённые вовремя неисправности самого мотора.
ВОДА
В принципе очень небольшое содержание воды в масле является допустимым для дизеля явлением. Однако повышение заданного производителем уровня вызывает серьезные последствия, которые уже не исправишь простой заменой масла. Вода при всей своей кажущейся безвредности является одним из наиболее губительных загрязнений для большинства видов смазочных материалов.
Рассмотрим пример. Длительная работа двигателя на холостом ходу в зимнее время может вызвать конденсацию воды в картере двигателя, что в свою очередь способствует коррозии деталей и окислению масла. Вода способна разбивать масло на фракции, вымывая из отработавших присадок сажу и продукты окисления смазки. Вся эта грязь остается в масляном потоке, забивая фильтры и задерживая поступление масла к коренным подшипникам, поршням и механизму газораспределения. Кроме того, вода значительно повышает коррозионные свойства обыкновенных кислот и степень их концентрации в моторном масле.
АНТИФРИЗ
Антифриз может попасть в «дизельное» моторное масло вследствие повреждения уплотнителей, прокладки головки цилиндра, появления трещин в самой головке цилиндра или образования коррозионных повреждений и пустот. Одно из многочисленных исследований, проведенных в США, показало, что антифриз был в масле 8,6% из 100 тыс. протестированных дизельных двигателей. В результате другого независимого исследования 11 тыс. грузовых автомобилей для междугородных перевозок большое количество антифриза было обнаружено в масле 1,5% двигателей и незначительное количество – в 16% двигателей.
При загрязнении антифризом значительно увеличивается скорость износа трущихся деталей мотора. Причем скорость износа в этом случае возрастает в несколько раз быстрее, чем при попадании в смазку воды. Кроме того, концентрация антифриза в моторном масле в количестве всего 0,4% является вполне достаточным условием для образования сгустков сажи и может вызвать появление отложений, которые снижают скорость потока масла в системе и засоряют фильтры. Шарики из масла и абразивных загрязнений возникают в результате реакции между моющими присадками с сульфанатом кальция (содержатся почти во всех моторных маслах) и антифризом. Эти шарики становятся причиной повреждения подшипников коленчатого вала и других поверхностей трения внутри двигателя.
Помимо этого, антифриз, реагируя с присадками, вызывает появление других осадков, засоряющих фильтры. Вдобавок он вызывает ухудшение противоизносных и противоокислительных свойств масла. Но и это ещё не все, что способна натворить попавшая в масло охлаждающая жидкость. Этиленгликоль, содержащийся в ней, окисляется и образует агрессивные кислоты, в частности гликолевую, щавелевую, муравьиную и угольную. Данные кислоты вызывают быстрое снижение щёлочности смазочного материала и приводят к дополнительному снижению защиты от коррозии.
Загрязнение антифризом со временем повышает вязкость масла. Хорошо известно, что высокая вязкость вызывает ухудшение прокачиваемости и ослабление подачи масла в холодную погоду. Таким образом, попавший в масляную систему антифриз может вызвать заклинивание двигателя.
САЖА
Сажа является неизбежным побочным продуктом процесса сгорания и присутствует в составе моторного масла всех дизелей. Её присутствие после определенного срока эксплуатации – это нормальное явление, однако повышенная концентрация свидетельствует о наличии проблем в двигателе и/или необходимости замены масла.
КПД сгорания топлива непосредственно влияет на образование сажи. Неправильная регулировка опережения впрыска, засорение воздушного фильтра и чрезмерно большой зазор между поршневыми кольцами и зеркалом цилиндра могут вызвать образование недопустимо большого количества сажи.
Сажа и продукты окисления и эмульгирования смазки откладываются из засоренного масла в следующих узлах двигателя: коромысло, клапанная крышка, поддон картера и поверхность головки блоков цилиндров. Отложения отрицательно влияют на надёжность двигателя. Кроме того, скопления сажи на поверхности узлов мотора снижают эффективность сгорания топлива.
Сажа также стирает защитный слой масляной пленки в граничных зонах, например на поверхности кулачков распредвала и толкателя клапана. Увеличение количества продуктов сгорания, вызываемое скоплением сажи и прочих продуктов окисления и эмульгирования смазки в полостях поршневых колец, может вызывать их преждевременный износ и повреждение стенок цилиндра. Бывает, что это заканчивается поломкой колец.
Наконец, наличие сажи повышает вязкость масла. Что при этом происходит с двигателем, мы уже говорили.
ТОПЛИВО
Утечки горючего говорят о серьезной неприятности, например о поломке форсунок. Это само по себе уже не радует. Но если оставить без внимания попавшее в смазочную систему во время работы неисправного узла дизельное топливо, последствия могут стать еще плачевнее. Так, в зимних условиях попадание горючего в масло может способствовать образованию парафина в системе смазки. Парафин снижает давление в системе, а это приводит к недостаточной подаче моторного масла к деталям.
Дизельное топливо в масле образует своеобразный «коктейль» из ненасыщенных ароматических молекул, которые являются окислителями. В связи со снижением устойчивости к окислению базовое масло перестает соответствовать параметрам своей группы по API. Так, топливо вполне может снижать вязкость моторного масла, скажем, с 15W40 до 5W20. Это серьезно влияет на толщину слоя масляной пленки в парах трения и приводит к преждевременному износу деталей в зоне сгорания (поршней, колец и прокладок), а также подшипников коленчатого вала в картере.
Если горючего натечёт в масло много, уменьшится концентрация присадок и снизится их эффективность. Впрочем, это справедливо для любой посторонней жидкости.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Время появления неисправностей прежде всего зависит от типа загрязнителя. Причиной большинства неожиданных поломок, возникающих в результате возникновения загрязнений среднего уровня, обычно является наличие сразу нескольких усугубляющих факторов. В то же время большая концентрация инородных веществ может вызвать поломку сама по себе, независимо от наличия усугубляющих факторов.
Факторов, способствующих образованию неисправностей, существует великое множество, но наиболее типичной является ситуация, когда оставленная без внимания незначительная проблема постепенно приводит к необратимым последствиям. Единственным способом оградить себя от больших проблем является техническое обслуживание двигателя и регулярный контроль состояния масла.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Александр Прыбытков, главный инженер ООО «Орлан Транс Груп»:
– Я уверен, что исправный двигатель – это в первую очередь заслуга водителя. Именно от его наблюдательности зависит, насколько долго прослужит мотор. У нас работают настоящие профессионалы, которые даже из рейса звонят инженерам, чтобы предупредить о появившихся симптомах неисправности, после чего автомобиль направляется на сервисную станцию. Ведь с ним, как и с человеком: обнаруженная на ранней стадии болезнь всегда проще лечится. Кроме того, каждый грузовик при въезде в парк проходит процедуру тщательного осмотра нашими специалистами.
Что касается моторного масла, суть проблемы обнаружить не так-то просто. Если щуп показывает, что масла в системе стало меньше или больше нормы, – это настораживает. К примеру, для грузовика с большим пробегом уменьшение масла в результате естественной выработки – нормальная ситуация, для нового – симптом поломки. А вот если масла стало больше, это говорит о том, что в смазку попали посторонние вещества. Но что это – антифриз или солярка, щуп вам не скажет. Именно поэтому сначала наши специалисты изучают пробу моторного масла визуально, и в большинстве случаев таким образом удается установить происхождение загрязнителя. Если же остаются сомнения, проба смазочного материала направляется в лабораторию.
Кстати, к подбору смазочного материала для автопарка мы изначально подошли со всей серьезностью.
Технику заправили маслами шести производителей, а после пробега передали образцы масла в независимую французскую лабораторию, по результатам тестов которой и сделали выбор.