ПЕРВЫЙ СТАЛ ПЕРВЫМ
В этом году конкурс проходит во второй раз. В прошлом году в нём было всего две номинации: «Лучший автосервис» и «Лучшая автомойка». Легко догадаться, что участвовали в нем одни только «легковики». Но уже первый опыт показал: номинаций катастрофически не хватает! В том числе и по грузовикам. Ведь что ни говори, но… И это прозвучало на награждении – если с обслуживанием легковушек главная проблема заключается в том, что за него берутся все, кому не лень, и большей частью не зная дела, то грузовики чинить просто некому! Так что если в «легковом сегменте» конкурс, скорее, «поднимает планку» стандартов сервиса, то в грузовом в большей степени привлекает внимание предпринимателей к запущенному сегменту рынка.
При социализме весь грузовой транспорт делился на «ведомственный» и «общего пользования». Первый мог иметь что угодно и в любых количествах, второй старались собрать в крупные объединения. Дабы обеспечить надлежащий медицинский контроль водителей на линии и необходимую техническую поддержку. И несмотря на обилие мелких «фирм», среднесписочное число автомобилей заметно превосходило пару дюжин.
Теперь даже в международных перевозках, где от веку царили (да и ныне царят в странах цивилизованных) крупные компании (а в «каботаже» работают ещё более мелкие!), среднесписочное количество машин в фирме не превышает дюжины. А это значит, что подавляющее большинство транспортников в принципе не способны самостоятельно обеспечить техническую поддержку своего «движимого имущества».
Собственно, я здесь никого не цитирую, просто привожу личное понимание услышанного. Но проблема была «озвучена» – и уже это радует! О ней говорили «на уровне СТОЛИЦЫ»… значит, хоть где-то и хоть что-то начнет решаться…
ВОПРОС ПЕРВЕНСТВА
Теперь приведу итоги конкурса. Первое место: ОАО «Первый Автокомбинат им. Г.Л. Краузе». Второе место поделили двое: ООО «ДАФ Сервис Москва» и… ЗАО «Автокомбинат №41».
Третье место досталось «Авто 15», то есть бывший пятнадцатый комбинат.
Навскидку, просто по памяти, поскольку сам некогда работал в этой системе. Трое из четверых входили в систему «Главмосавторанса», наследником которого и стало ГУП «Мосавтотранс». «Фирма Краузе», так в ту пору говорили даже чаще, чем «Первый автокомбинат», подчинялась «Мосстройтрансу», а «пятнашка» ходила под «Мосавтодортрансом». То бишь ездил, где ни попадя… «Чьих был» «Сорок первый», я, грешным делом, не помню.
Прочтите список победителей еще раз!
«Рука руку моет»? Пожалуй, именно так я и сказал бы, не будь в списке номинантов «ДАФ Сервис Москва». Этих-то сюда как занесло?! Европейский сервис – он европейский и есть… Говоря честно, именно в эту фирму судьба меня не заводила. Но сообразить, что именно там увижу и что могу увидеть в принципе, не сложно. «Фирменный», он «фирменный» сервис и есть… Но почему же второй, а не первый? Да ещё и в «пополаме»? Спасибо организаторам, проводившим вручение призов на территории победителя, да ещё учредившим экскурсию по его территории… Может, теперь что пойму?
Здесь позвольте сделать отступление. Когда-то, примерно 30 лет назад, я проходил «у Краузе» практику. В ту пору комбинат представлял собой крупнейшее в СССР транспортное предприятие, располагавшее более чем двумя тысячами автомобилей, а общее количество транспортных средств приближалось к четырём тысячам на Бог весть каком количестве филиалов. Для поддержания этой армады в исправном состоянии была создана лучшая в стране и, как в ту пору водилось, «образцово-показательная» техническая служба.
Так вот представьте: они все это сумели сохранить! Больше того, у меня осталось впечатление, что я вернулся на 30 лет назад. Изменения? Есть… На линию отправляют не пару а около одной тысячи с третью автомобилей. А ещё берутся за ремонт стороннего транспорта. Ну да кто же теперь от лишнего рубля отказывается… Похоже – все! Линии ТО-1 и ТО-2.
Зоны ТР… Интересно, авторемонтный завод сохранили? Чёткого ответа не получил, но, судя по разговорам, если не весь, то солидная его часть у комбината осталась. Впрочем, кое-что забыл: появилась линия ГТО, то бишь – «Гостехосмотра».
Хозяева разочаровали: пройти ГТО здесь стороннему невозможно. Разве что с подачи автоинспекции. Ей, понятно, пойдут навстречу… И… Линия ТО-1. Это уж в моем понимании вообще полный – «?!?!?!» Что, ТО-1, а в просторечии «смазка», проводимая с интервалом в три тыс. км еще жива?! Фантастика! И где же Прогресс?
Но если отвлечься от высоких материй, то можно увидеть немало занятных особенностей транспорта именно строительного. Во-первых, средний годовой пробег машин, работающих в черте МКАД (а таких большинство), не превышает 50 тыс. км. И, во-вторых, их шины, независимо от марки, имеют совершенно известную ходимость, которая определяется видом исполняемой работы. И вопрос ее долговечности сводится к одному: порвут завтра или волею судеб доживет до 50 тыс. км? Хотя могут служить и 100, и 200, и 300 – в зависимости от марки…
А потому стоит ли удивляться, что автомобиль с ресурсом в один, полтора, два миллиона километров здесь просто не знают, как «самортизировать», то есть списать? А на линии шиномонтажа преобладают дешевые отечественные камерные комплекты? Есть и новейшее оборудование под работу с бескамерной резиной, но пользуются им, похоже, куда реже, чем «камерным»…
Если вдуматься и оглядеть статистику общероссийского, а лучше – столичного (точнее будет) парка, где доминируют «нашемарки», то и ТО-1, и такой шиномонтаж имеют вполне реальный смысл. МАЗы, КамАЗы и ЗиЛы в смазке нуждаются, и часто. Хорошо, если дождя и луж нет. Тогда через 3 тыс. км. Можно «по плану» заехать. А если дождь, да трасса, тогда ведь и самому придётся со шприцем лазить. Не в жилу? Ну извини! Готовь денег на ремонт изрядный… Так что ТО-1 вполне даже в спросе…
***
На обратном пути от ремзоны к проходной с некоторым удивлением отмечаю автопоезд МАЗ, журчащий водой с краников в «блоке»… Удивляюсь: горячая вода разве стала бесплатной? Неужели «Тосол» дороже? Впрочем, у всякого своя экономика…А что касается того, что «Первый – он Первый», замечу: пока – первый! И заслуженно. Но… Пока. Как ни странно это может смотреться со стороны, но все точки над «i» расставлены на удивление точно. Теперь DAF. То, что пробились во «вторые» – честь и хвала! Ведь будет и «завтра»! И где тогда окажется DAF? А ведь главные «фигуры» – Scania, Volvo, Mercedes, – они к конкурсу ещё и близко не подходили…
Что тут скажешь? Дай нам Бог!