БРИТАНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В «ТЕЛЕГЕ»

Идея трейлера слезовидной формы родилась в прошлом году после того, как компания продемонстрировала опытный образец двухэтажного тентового полуприцепа с выпуклой крышей EcoStream. Он стал итогом работы, которую британцы ведут уже несколько лет. Но хотя в опытной эксплуатации выявилась приличная экономия топлива, транспортники вовсе не спешили приобретать новинку. Дело в том, что из-за «аэродинамического» профиля у полуприцепа сократился полезный объем. Поэтому операторам пришлось более тщательно просчитывать эффективность EcoStream.
Менеджер по сбыту Don-Bur Ричард Оуэнс вспоминает, что уже во время дебюта к ним подошел представитель знаменитой британской сети универмагов Marks and Spencer (M&S;), точнее, не самой сети, а ее транспортного подразделения. Пораженный новинкой, он поинтересовался: а не смогла бы фирма изготовить для них трейлер с подобной аэродинамикой, но без потери полезного объема и без нарушения существующих дорожных нормативов?
Исследования и проектирование заняли несколько месяцев. «Чтобы создать совершенную форму полуприцепа с новыми «обтекаемыми» качествами, мы решили изменить подход и работать, учитывая габариты всего автопоезда, а не только трейлера в отдельности», – говорит Оуэнс.
Исходя из собственных транспортных задач, «торговцы» собирались использовать новые трейлеры на доставке общих бытовых товаров между складами поставщиков и универмагами. Для того чтобы убедить перевозчиков M&S; в топливной эффективности «слезовидного» полуприцепа, Don-Bur в апреле предоставил первый опытный образец новой фуры для проведения засекреченных сравнительных испытаний. Участвовать в тестах пригласили независимых водителей из почтовой компании DHL.
Вся программа была тщательно спланирована. Для корректного сравнения («слезинка» против «стандартного») подготовили два автопоезда с одинаковыми тягачами DAF CF75.360 Euro-4. Поскольку Teardrop имеет сдвоенные оси, то подобрали аналог такой же длины, но с прямой крышей. Ради получения сопоставимого результата оба трейлера грузили «под завязку», а на маршрут отправляли парой, но по принципу «раздельного старта», чтобы никто не мог спрятаться в «воздушном мешке идущего впереди.
Первый этап испытаний прошел между универмагами в Лондоне и складами, разбросанными по нескольким английским городам. Общий пробег составил около 1400 км при различных погодных условиях. Половина этого расстояния была пройдена порожняком, а вторая – с 14-тонной загрузкой. Второй этап – между основным складом компании M&S; в Лечестере и универмагами в Лондоне, Турроке, Ноттингеме и Манчестере. Совокупный пробег составил 4600 км.
Результаты испытаний повергли всех в шок. Экономия топлива у «слезной» сцепки по сравнению с автопоездом, укомплектованным обычным «брикетным» полуприцепом составила 10,14%! Благодаря «горбу» выросла и загрузка: если в стандартную фуру входило не более 1079 мест, то в «слезную» затолкали целых 1248 коробки. То есть увеличение полезной загрузки составило 16%!
Вот так, не меняя ничего в механике тягача, но используя новый аэродинамичный полуприцеп, перевозчик получил весьма ощутимую прибыль и на топливе, и на перевозке. Заказ от M&S; последовал незамедлительно: 140 полуприцепов Teardrop.
Аэродинамика! Вот главный ключ к дополнительной прибыли автоперевозчика. Топливо сегодня стоит недешево, а половину его необходимо сжечь для преодоления транспортным средством сопротивления воздуха при движении. Если углубиться в историю, то задачами по снижению воздушного сопротивления автопоезда специалисты занимались всегда. Но идеи в этой области имелись, да реакции транспортников на них были вялые, видимо, из-за не слишком высоких цен на топливо. Вспоминаются «довески» в виде навесных элементов к тягачам и к кузовам полуприцепов. Это, конечно, спойлер на «голову», кормовое оперение кабины и боковые воротники фуры, съемные юбки, установленные по периметру нижней кромки «телеги», и совсем недавнее изобретение – хвостовики для фур.
Что ж, сегодня, когда стоимость солярки очень высока, да и экологический вопрос встал, как никогда, остро, опыт фирмы Don-Bur – пионера в области альтернативного кузовостроения, оказался как нельзя кстати.
Надо сказать, трейлер Teardrop, разработанный по заказу M&S;, идеально подходит только для грузовика DAF CF, именно эти тягачи преобладают в автопарке галантерейщиков. Как считает Оуэнс, если эти «горбатые» фуры стыковать с другими «головами», то экономия топлива получится скромнее, но все же была бы вполне заметной. Сотрудники Don-Bur говорят, что были бы рады получить новые заказы на разработку Teardrop №2, №3 и т.д., предназначенных для оптимального использования с тяжелыми грузовиками других марок.
Если смотреть со стороны, можно заметить, что полуприцеп Teardrop копирует прекрасные аэродинамичные линии падающей слезинки. Новый трейлер характеризуют специально разработанная кривая по всей длине крыши, вогнутая фронтальная стенка, закругленные углы, минимальный промежуток между «головой» и фурой и юбки, установленные по периметру нижнего пояса трейлера. Все эти особенности заметно улучшают воздушный поток, тянущийся по поверхностям полуприцепа, и уменьшают сопротивление воздуха автопоезда в целом.
Высота фронтальной стенки, как и у обычных аналогов, – 4 м, что идеально подходит тягачу DAF CF. Дальше идет подъем до отметки 4,5 м, а затем – плавное снижение до 3,7 м в кормовой части с высотой дверного проема 2138 мм. В своей самой высокой точке «слезинка» окажется на 500 мм выше ее «правильного» конкурента. Конструкторы Don-Bur понимали, что эти дополнительные полметра могли бы стать проблемой для транспортников, работающих при строгом ограничении высоты. Однако слезовидная – это не прямая, а кривая форма, поэтому вертикальный габарит крыши плавно уменьшается, доходя до «правильной» высоты у самых дверей. Это значит, что Teardrop прекрасно встанет под стандартную погрузочную площадку.
Между крышей и боковыми панелями смонтированы длинные фасонные элементы с большим радиусом закругления, они также играют специальную роль – уменьшают сопротивление воздушного потока.
Кроме этого, фронтальная панель фуры выгнута вовнутрь. Как оказалось, столь необычное инженерное решение уменьшает турбулентность, которая неизменно возникает во время движения между тягачом и полуприцепом.
Да, профиль «слезинки» подобно крылу птицы имеет идеальную аэродинамическую форму, но при этом ее кузов со стандартным габаритом 13,6 м имеет внутренний объем 86 м3 вместо 78 м3, как у обычной фуры с аналогичной длиной. То есть перевозчик, обладающий полуприцепом Teardrop, не нарушая дорожных нормативов, получит дополнительные 10% полезного пространства.
В процессе консультаций между Don-Bur и M&S; в качестве материала кузова выбрали 20-миллиметровые алюминиевые панели Technolite. В результате снаряженная масса трейлера не превышает 6860 кг, что на 640 кг меньше, чем у существующих аналогов.
Коммерческий директор фирмы Don-Bur Дэвид Бертон сказал: «Заметное улучшение топливной эффективности без сокращения места для груза было загадкой, отгадку на которую транспортное машиностроение не могло найти много лет. Трейлер Teardrop решил эту проблему как раз в то время, когда правительства и перевозчики хотят создать транспортные сети, которые были бы экономически эффективными и экологически безвредными. Мы рады, что Marks & Spencer признал потенциал новой модели».
Новый полуприцеп Teardrop, запатентованный фирмой Don-Bur, как считают британцы, будет лишь ненамного дороже, чем «нормальный» трейлер, из-за того, что технология изготовления не изменилась и в конструкции не применяются дорогие компоненты и материалы.
Итак, трейлер Teardrop, выпущенный чемпионом по инновациям кузовостроительного рынка фирмой Don-Bur, может принять внутрь на 16% больше груза (по данным M&S;, это эквивалентно 10 560 штанишкам), чем стандартный трейлер. Его аэродинамическая форма обеспечивает 10% экономии топлива или сокращает эмиссию CO2 на 20%. Можно сказать, что этот революционный проект разрушает старый стереотип, сидящий в умах транспортников, о том, что автопром не в состоянии улучшить аэродинамику подвижного состава, не уменьшая его полезный объем.
От редактора.
Чай, не в пустыне живем, не лаптем щи хлебаем. Стало быть, о том, что в мире творится, знать должны. Только… Оглядываясь на российские реалии, спрошу: давно ли «потолок» высоты автотранспорта составлял у нас 3,5 м? Соответственно и мосты ставили по принципу: «норма + 0,7–0,8 м». М-н-да… С ментом или чинушей «договориться» можно. С мостом – сложнее. Не скоро у нас, однако, «капли слез» приживутся…