• Главная
    • Новости
    • Журнал
    • Статьи
    • Фото/видео
    • Нам пишут
    • Контакты
Подписаться
Мы в соцсетях:
  • Главная
  • Новости
  • Журнал
  • Статьи
  • Фото/видео
  • Нам пишут
  • Контакты

татьи

14.06.2007
Автор: Виктор ПУШКАРЕВ

СКОЛЬКО СЛУЖИТ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ТЯГАЧ?

Этот вопрос начал волновать наших предпринимателей еще в начале девяностых, на заре формирования российских рынков международных и междугородных перевозок, когда основу автопарков составляли седельные тягачи «МАЗ» и «КАМАЗ». Многие тогда сразу перешли на подержанную импортную технику, некоторые остались патриотами, а иные стали использовать смешанный «марочный» состав. Что же можно сказать о ресурсе отечественной техники в настоящий момент?
СКОЛЬКО СЛУЖИТ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ТЯГАЧ?
Опыт эксплуатации

Не хочется повторяться, но серийные седельные тягачи марок «МАЗ» и «КАМАЗ» изначально не соответствовали требованиям, предъявляемым к магистральным тягачам для международных рейсов по технико-эксплуатационным и экологическим характеристикам. Стремясь выстоять в новых рыночных условиях, РУП «МАЗ» решило эту проблему в начале девяностых годов за счет использования импортных двигателей MAN и осталось на рынке международных магистральных тягачей. ОАО «КАМАЗ» ограничилось предложением машин для междугородных российских перевозок, поскольку работы по модернизации собственных двигателей КАМАЗ затянулись и их серийный выпуск по нормам Euro-2 начался только в 2003 г. Стоит упомянуть, что Ярославский моторный завод (ОАО «Автодизель») уже в 1998–1999 гг. запустил в серию дизель ЯМЗ-7511, соответствовавший требованиям Euro-2, и сразу начал его поставки на Минский автозавод.

063-block-AT-3-2.jpg

Речь о двигателях мы завели не случайно, поскольку именно срок работы двигателя до состояния, требующего проведения капитального ремонта, определяет нормативный срок службы самого автомобиля. В отношении отечественных грузовых автомобилей сложилась устойчивая практика дальнейшей эксплуатации их после капремонта двигателя, причем иногда капремонт проводят даже повторно. Такой подход к эксплуатации эксперты называют сверхнормативным сроком службы, и в итоге он приводит к «рекордным» величинам пробегов грузовиков – до 1 млн. км и более. Однако для реальной оценки подобных рекордов желательно всегда соотносить пробег с затратами на ремонт, обслуживание и ГСМ, так как сверхнормативная эксплуатация зачастую экономически просто нецелесообразна. На основании экономической целесообразности строится политика ведущих зарубежных производителей, сразу закладывающих в свои грузовики нормативный пробег до утилизации – от 1 млн. км и выше (табл.1).

Так вот, если по экологическим требованиям отечественные производители тягачей вовсю стараются подтягиваться к международным нормам, то по ресурсу дело обстоит заметно хуже. Пока только новейшие модели и модификации отечественных автомобилей смогли заметно приблизиться к зарубежным аналогам. Например, заявляемые производителями пробеги последних моделей седельных тягачей до капремонта имеют следующие значения:
МАЗ-544003 (4х2) – 800 000 км;
МАЗ-64220 (6х4) – 600 000 км;
КАМАЗ-54115 (6х4) – 500 000 км;
КАМАЗ-5460 (4х2) – 800 000 км (с импортной коробкой передач ZF).

Конечно, заявляемые цифры вполне впечатляют, так как отличаются от импортных уже не более чем в два раза. В то же время стоит вспомнить, что этих последних моделей в российском грузовом автопарке пока очень мало, а другими словами – погоду они не делают. Анализируя специальную литературу и СМИ, мы поняли, что получить дополнительную информацию о реальной картине ресурсных показателей можно только путем собственных полевых исследований. С этой целью мы провели опрос водителей-дальнобойщиков на стоянках и трассах Подмосковья. Поскольку опрос – дело хлопотное и трудоемкое, то выборка у нас получилась небольшая – около 200 человек, однако даже такой узкий «срез» оказался интересным и выявил некоторые закономерности.

064-block-AT-3-1.jpg

Сразу стало ясно, что основная группа эксплуатируемых тягачей имеют невысокие по западным меркам, но внушительные по российским максимальные пробеги до капремонта: около 500 000 км – для «мазов» (рис.1) и примерно 400 000 км – для «камазов» (рис.2). Помимо этого, достаточно четко обозначился и нижний порог долговечности двигателей: 250 000 – 300 000 км, почти равный для обеих марок. Расчет средних величин показал, что 56% тягачей МАЗ имеют ресурс двигателей около 400 000 км, а более 60% тягачей КАМАЗ – около 300 000 км.

064-block-AT-3-2.jpg

Мы полагаем, что это вполне реальные цифры, поскольку вряд ли водители стали бы скрывать показатели, которыми можно было бы похвастаться. Кроме того, эти цифры очень хорошо совпадают с данными некоторых нормативных документов. Например, в документе ОНТП-01-91 «Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта» указана величина ресурсного пробега базовой модели КАМАЗ-5320 – не менее 300 000 км. Сопоставляя полученные данные о ресурсных пробегах тягачей с их суммарными пробегами (рис.3), мы лишний раз убедились, что повторные и даже многократные капремонты двигателей – это обыкновенная практика. Иначе невозможно было бы объяснить, каким образом наши автомобили могут проходить 800 000 км, 1 млн. км и более.

064-block-AT-3-3.jpg

Таким образом, ответ на исходный вопрос очевиден: отечественный тягач служит до тех пор, пока его удается капитально ремонтировать. Ну а рекордные ресурсные пробеги новейших моделей, вероятно, проявятся в эксплуатации, но наступит это еще не скоро.
Поделиться
Комментарии >>
Прокомментировали 0
Комментарии
Скрыть комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

амое популярное

ругие статьи на тему

Дизель малый — затраты большие
Дизель малый — затраты большие
Опыт эксплуатации
Дизель малый — затраты большие
Диагност широкого профиля
Диагност широкого профиля
Опыт эксплуатации
Диагност широкого профиля
Пневмосердце
Пневмосердце
Опыт эксплуатации
Пневмосердце
  • Главная
  • Новости
  • Журнал
  • Статьи
  • Фото/видео
  • Нам пишут
  • Контакты
Редакция журнала:
info@autotruck-press.ru
Рекламный отдел:
reklama@autotruck-press.ru
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР: Дмитрий Жигульский
dskiy@mail.ru
Администрация сайта: admin@autotruck-press.ru
Мы в соцсетях: