HYUNDAI HD72 Развозчик в корейском исполнении
Менеджер «Hyundai Комтранс» лихо разворачивает машину на пятачке стоянки, который я счел бы недостаточным для разворота машины длиной более шести метров, проводит короткий инструктаж по поводу «что тут есть». После этого водружаюсь в кресло водителя, ворота распахиваются, включаю «первую» и… давай знакомиться, «кореец»!
Первые впечатления
Стоянка, с которой я еду, находится в тупичке, и слава Богу! Потому как, прощупывая передачи и присматриваясь к машине, я тащусь, как гусеница по березе. И здесь я могу себе это позволить, поскольку никому не мешаю. Сразу несколько напрягает обзорность в зеркалах: не вижу борта кузова, а уж тем более – зада машины. Не вдруг понимаю логику переключения передач. Движение рычага вперед-назад обеспечивает включение II – III передач; для включения высших IV – V передач надо преодолеть легкое подпружинивание от себя, а для включения низших (I – R) – уже основательное, но «к себе». Привыкание кончается на понимании того, насколько это удобно, логично и естественно.
Раздражают зеркала. В них примерно четверть занимает передний борт фургона. А вот боковую его поверхность можно увидеть, только основательно сместившись к зеркалу, и тогда кузов занимает почти всю площадь, а на то, что рядом, остается не более четверти. Понятно, что смотреть вперед из такого положения уже проблематично… Кузов явно шире, чем ему следует быть. В остальном машинка радует: чудесно трогается «со второй», замечательно едет. По динамике с большим запасом держится в потоке.
Руль превосходен: легкий, с четким «нулем» и отменной реакцией. Тормоза… Их бы на автобус или лимузин. Педаль легкая, «длинная», с отменным дозированием от нуля и до… до «юза». Остановить машину так, чтобы пассажир не заметил, когда это произошло? Легко, и хоть на каждом сантиметре! Rolls Royсe позавидует, даром, что HD72 – грузовик. Правда, гидропривод тормозов – не совсем хорошо: прицеп можно таскать только легковой. Но ведь прицеп не всем и нужен. Так что это вопрос не водителя и не машины, а службы эксплуатации. И еще: будут ли руль и тормоза так же хороши с грузом? Поездим – узнаем. Ведь все только начинается.
Плавность хода озадачила. Таких понятий, как «подвеска кабины» и «подрессоривание водительского сиденья», для создателей машины, похоже, не существовало. Однако мест, где разгонная «девятка» громыхала внутрисалонными панелями, HD72 не замечал. Зато пару-тройку новых колдобин на «устоявшемся маршруте» благодаря ему я для себя все же открыл. Вот черт, я-то думал всегда, что там ровная дорога…
Следующий шаг – либо загнать машину в НАМИ на полную сертификационную диагностику, либо попробовать ее в реальной работе. С диагностикой не получилось, она отползла на конец недели, а потому я трачу некоторое время на то, чтобы занарядить автомобиль на реальную работу. В итоге получаю ответ: подмосковная Черная Грязь, подача к 6-00. Б-бли-инн! К шести утра! Шеф-редактор ехидничает: – «А ты думал? Собери мнения водителей!!!» И чего только не сделаешь ради читателей…
В работе
Есть истины вечные, есть приходящие… Как человек уже не молодой, я ориентировался на первые. Работа приходит и уходит, а простои остаются… Ну да мне-то зарплату не здесь получать, так что простой для меня к лучшему. Как там шеф говорил, «собери мнения»? А чего их собирать, если мужики на одну только надпись на фургоне «Тест-драйв» как осы на варенье слетелись? И каждый от души высказался. К слову, стартовая планка оказалась поднятой на максимальную высоту – в кабину «корейца» люди пересаживались из Atego. А слов «Бычок» и «Валдай» я произносить вслух не рискнул. Во избежание. Потому как про «валдаи» все наслышаны, что же такое ГАЗ, знают шкурой. А через «бычки» так и вовсе все сами прошли. И больше не хотят…
Ну что тут сказать? Высоко оценили резину Sava (хорошо гребется, «Мерин» закапывается), отметили «жесткую» кабину и неподрессоренное водительское сиденье. Дружно обматерили выход из кабины – из нее нужно выпрыгивать «вслепую», что в нашем климате практически гарантирует мокрые ноги, да и возможно по условиям разгрузки не всегда. Обзавидовались возможности разогрева двигателя – на HD72 специальной клавишей можно включить горный тормоз на холостом ходу, а также имеется «ручной газ», позволяющий поднять обороты, благодаря чему мотор прогревается до нормальной температуры, и в кабине тепло. На зеркала глянули косо: «Ну… б-блин…» А еще подобно персонажу бессмертного фильма посетовали: «Коротка кабинка, эх коротка…»
К полудню загружаемся. Четыре с половиной тонны соков в Зеленоград, три точки… Хочешь, бери разом, хочешь, делай две ходки. Берем все сразу. Не ночевать же в этой самой Черной Грязи, да еще и на ногах! На территории склада по пути к выезду переезжаем «лежачий полицейский». Передача первая, обороты минимальные. Ползем! Хоп! Передок прошел и… делает ПЯТЬ полных колебаний на рессорах. М-н-да-а. Многовато будет. Амортизаторы здесь явно нужны жестче. По крайней мере, на треть! По пути в столичные выселки появляется ноющий звук. Саня, прикрепленный «СпецАвтоРесурсом» (фирма дала наряд на работу) на сегодня к этой машине водитель, полагает, что «запел» редуктор заднего моста. Я менее категоричен: «Может, все же резина?» Как ни крути, а два левых задних ската для такой работы явно «слабоваты»… Это, кстати, тоже первым Саня углядел. После короткой дискуссии решаем, что «поет» все же мост. К слову, после первой разгрузки «пение» исчезло. Выходит, не любит Hyundai перегруза. Тем более что 4,5 т – это сок, а он на поддонах, да еще спакетирован пленкой. Так что на круг можно еще три центнера смело накидывать.
Зато силовой агрегат машины не просто хорош, а чертовски хорош. Тут надо сказать, что для тест-драйва предоставлена самая мощная, 130-сильная версия HD72. И «тащит» она на совесть. Даже с перегрузом и на подъ¬ем, величина которого на глаз – процента три. Примерно с 55 км/ч. С «полтинника» тоже тащит, но мотор при этом трясет. А с 55 нормально – едет. Такие же «мерсы» и «вольвешники» вянут, а этот идет. Приятно! Руль не разочаровал. Как и тормоза. Даже в таком раскладе их просто хватает. Сцепление и переключение передач – отлично: на асфальте даже перегруженная машина чудесно трогается со второй передачи, а все последующие включаются не сложнее, чем на легковушке. В том числе и первая, которая приходится очень кстати, при маневрировании в тесноте и на тяжелом заснеженном участке. В остальных случаях даже перегруженная машина прекрасно и без напряжения идет со второй.
Первая разгрузка – «Рамстор». У магазина имеется два «очка», на которые мы можем «сесть» для разгрузки, и одно – свободно. Удача?! Не будем торопиться. Последний метр подачи к окну надо одолеть по ледяному подъему. Получается с переменным успехом – одно колесо буксует. Ситуацию здорово усугубляют зеркала, в которые не видно заднего края кузова. Как-никак машина не наша, а уверенности в том, что кузов ткнется в швеллер ограждения разгрузочной площадки (того самого «очка») именно резиновым отбойником, нет ни малейшей. Делаем множество попыток, но когда наконец удается придвинуть машину так, чтобы «лопата», по которой на ручной «Рокле» можно будет вывезти поддоны, легла и на пандус, и на кузов, пасует трансмиссионный ручник: буксовавшее ранее колесо проворачивается в обратную сторону и машина скатывается вниз…
Помнится, моя бабка, тверская кулачка, до конца жизни делила людей на две категории: «хозяев» и «дармоедов». Кстати, вторых она на работу никогда не нанимала… Так, здешний директор точно не принадлежит к первым! Впрочем, есть за что бросить камень и во властителей – как в федеральных (исполнительных и законодательных), так и в городских, начиная со столичного мэра. Помнится, при социализме такие вещи, как подъезды к магазинам подобного уровня нормировались куда жестче. А подобные «очки» разве что для сельпо допускались, да и то в лучшем состоянии содержались… Ну да власти когда еще трехнутся, да и трехнутся ли… А провизию надо возить сегодня. Так что ручник на HD72 явно проигрывает пневматическим энергоаккумуляторам тех же Atego, FL, TGL, тормозящим непосредственно колеса.
Впрочем, что там «Рамстор». Он, конечно, худший, но две других «точки» у него мало что выигрывают. Разве что по гололеду в гору машину подавать не приходится… Выше «тройки» никому не поставлю. Тоже мне, «фирмы»! На рынке разгружаться и то лучше!
Подарок судьбы
Вот уже три дня у меня на руках Hyundai HD72, а ни одного приличного кадра внешности машины нет. И прежде чем отправиться на диагностику, еду на мойку. Грузовик – не легковушка, которую можно помыть в тысячах мест. Грузовую мойку еще поискать надобно, да и я не единственный, кто хочет видеть машину чистой. Так что перед воротами стояла очередь, и я оказался стоящим за… Hyundai HD72! Надо ли говорить, что с его водителем мы тут же нашли общий язык?
У него машина в другом исполнении. Кабина длинная, мотор слабже, кузов – штатная бортовая платформа с тентом. Длина кузова, правда, поменьше: 4,5 против 4,9 м у нашего автомобиля. Работает примерно год. С перегрузом не ездит. Машиной полностью доволен. Но в три слабых места пальцем все же ткнул: знай наших! Первое замечание к «корейцам». Противоподкатные брусья слабоваты. Задний скручивается от любого контакта с сугробом, а левый боковой и вовсе отвалился от тряски. Второе к дистрибьютору и дилерам. При езде по снежной каше на морозе оная каша летит на задние фонари и идущий к ним провод. А там она уже не размешивается колесами и намерзает, а потом обрывает в зависимости от типа кузова если не весь фонарь, то провод к нему. Лечение просто – кусок резины, то есть брызговик. И место для него имеется.
Третья претензия сложнее. Дело в том, что на автомобиле стоят дисковые колеса с разборным ободом, обязывающие пользоваться только камерными шинами. А необходимость пользоваться камерами напрягает. И, как выяснилось, не только меня. Тем более что размер шин (посадочный диаметр 16 дюймов) позволяет обходиться «легковым» шиномонтажом. При этом обе машины оказались обуты в резину Sava, но у моего визави имелся вопрос по балансировке: где же ее для грузовиков делают? Вот вам, господа шинники, информация к размышлению. И не цепляйтесь к марке резины: не верю я, что дилер Michelin или Bridgestone откажется за некоторые дополнительные деньги отбалансировать «чужое» колесо! Выходит, у «Большой шинной тройки» сервис вовсе не так хорош, как требуется транспортникам… но будем надеяться на лучшее!
Проверочка
Распределение массы по осям позволяет загнать Hyundai HD72 на «легковую» линию диагностики. Ну что же, узнаем на один параметр больше… Замеры показывают, что реальные нагрузки на оси таковы: на переднюю приходится 1830, а на заднюю – 1920 кг. То есть автомобиль реально весит не 3800 кг, указанные в свидетельстве о регистрации, а 3750 кг.
Тормоза передней оси работают идеально: не только не видно разницы по таблице значений, но и линии на графике почти сливаются. «Задок» выглядит похуже: нормативам соответствует – и только!
Сцепляемость передних колес с дорогой сделает честь многим «легковушкам» – 69%. Задок и здесь подкачал: не дотянул 1% до «чистой» половины. Сопротивление роликам оказалось чуть-чуть больше слева; но при этом машина с брошенным рулем неизменно постепенно уходит вправо. На любой дороге и в любых условиях. А кроме того, «ноль» руля на стенде найти удается не сразу. Похоже, при ближайшем ТО следует сделать «сход-развал»…
Что еще? По пути на диагностическую линию отвалился прогоревший спереди глушитель. Учитывая двухлетний возраст машины, дело, может, и не обыденное, но заурядное. Не скажу, что внешний шум здорово усилился, во всяком случае, милиционеры на постах ДПС на месте не подпрыгивали, но с глушителем все же лучше. Особенно если в 4-30 утра отъезжаешь из-под окон собственной многоэтажки… Что ни говори, а машины приходят и уходят, а соседи остаются. А еще я добавил бы еще один, передний, кронштейн для крепления глушителя. Уж больно нехорошо он упал – передним концом в землю. При неудачном раскладе можно и управление потерять! На секунду, но при скорости за эту секунду много бед может случиться.
Сухой остаток
Машина почти хороша. Жестковата для водителя – по подвеске. Это можно считать и достоинством (груз со стек¬лом не побьют) и недостатком (больничные по радикулиту оплачивать). Для тяжелой дистрибьюции я бы ее не использовал, только для легкой и средней, не связанной с перегрузом. Соответственно семь раз подумал бы прежде, чем заказать изотермический кузов именно для HD72. Скорее, его стихия «борт с тентом» или промтоварный фургон. Впрочем, бизнес и перевозки многолики…
Что еще? Цены на автомобили Hyundai HD72 начинаются от 710 тыс. руб. за шасси. Бортовые машины стоят от 804 тыс. руб., промтоварные фургоны от 790 тыс. руб. Комплект шин может обойтись от 12 тыс. руб. (если брать отечественные «бычковые») до 42 тыс. руб. за Michelin.
Пробег за время редакционного тестирования получился чуть меньше четырех сотен километров – грузовик не легковушка, не везде поставишь, не везде проедешь. Заправлено в него было 75 л дизтоплива. Так что в среднем получается менее 20 л/100 км. Извините, точнее посчитать не могу. Во-первых, точность указателя уровня топлива в баке оставляет желать лучшего, а во-вторых, машину я вернул с большим количеством горючего, чем брал. А насколько большим – определить невозможно. Все же с поправкой на шестичасовой простой и прогрев на месте, а также короткопробежные поездки в течение всей недели, я склонен верить заявлениям продавцов о 15–18 л/100 км.