Воздушные отопители
Рассмотрим внутренности модели D1 LC Compact фирмы Eberscpacher. Этот отопитель часто входит в заводское оснащение грузовиков Mercedes, MAN. Процесс сгорания происходит в камере, находящейся внутри теплообменника. Воздух, засасываемый вентилятором, смешивается с топливом, подаваемым дозирующим насосом в камеру сгорания. Первоначальное воспламенение происходит от свечи накаливания, которая отключается в фазе устойчивого горения. Нагрев воздуха происходит с наружной части теплообменника. Воздушный поток создается с помощью вентилятора, а теплоотвод улучшается за счет большого количества ребер.
На корпусе теплообменника находятся датчик пламени и индикатор перегрева. Датчик пламени подает сигнал устойчивого горения. Он представляет собой терморезистор, изменяющий свое сопротивление пропорционально температуре. Индикатор перегрева устроен аналогично. Он срабатывает при температуре 160–190оС.
В рассматриваемой модели блок управления расположен непосредственно в корпусе отопителя, в более старых моделях (D1L) модуль управления устанавливался отдельно, а пучок электропроводки соединялся с датчиками и вентилятором с помощью платы соединений, закрепленной на корпусе нагнетателя. Электронная схема блока управления обеспечивает своевременное включение и выключение компонентов обогревателя при различных режимах работы, а также выполняет роль предохранительного устройства. Аварийное отключение отопителя производится при получении блоком управления сигнала о перегреве, падении напряжения ниже 21 В и значительном отклонении числа оборотов нагнетателя. В качестве меры предосторожности блок управления может заблокировать отопитель. Причиной блокировки может быть опасность перегрева теплообменника либо слишком много неудачных попыток запуска нагревателя.
Запуск и работа исправного агрегата складываются из нескольких последовательных стадий.
При включении отопителя на дисплее появляется индикация режима работы или зажигается зеленая контрольная лампочка в регуляторе. Включается свеча накаливания и нагнетатель начинает работать с низким числом оборотов. Если в теплообменнике находится остаточное тепло от предыдущего цикла, вначале включится режим вентиляции, а процесс пуска возобновится после остывания теплообменника. Приблизительно через 25 с после включения свечи накала начинается подача топлива. Топливо-воздушная смесь воспламеняется. После индикации наличия пламени и стабилизации процесса горения свеча отключается и отопитель переходит в режим максимальной мощности. При этом увеличивается число оборотов вентилятора и частота работы дозирующего насоса, разогревая теплообменник до рабочей температуры.
В режиме отопления комнатная температура или температура всасываемого воздуха непрерывно замеряются и сравниваются с заданным значением, установленным с помощью устройства управления. Для этих измерений чаще всего используется датчик, находящийся внутри отопителя в потоке воздуха за вентилятором, реже устанавливается отдельный датчик, измеряющий непосредственно «комнатную» температуру.
Если измеренная температура окажется выше заданной, отопитель автоматически переключится на малую степень регулирования и продолжит работу с низким числом оборотов. Если теплопроизводительность на малой ступени регулирования окажется недостаточной, отопитель переключится на среднюю ступень регулирования. Нагнетатель воздуха останется работать на малых оборотах, а температура поднимется за счет увеличения подачи топлива. В большинстве случаев регулированием режимов «малый – средний» с низким числом оборотов нагнетателя удается обеспечить желаемую потребность в тепле. Если производительность и на средней ступени окажется недостаточной, то происходит переключение отопителя на полную степень регулирования. Нагнетатель воздуха в этом случае работает с наивысшим числом оборотов.
В особых случаях, когда потребность в тепле еще ниже, чем теплопроизводительность на малой ступени регулирования, происходит переключение отопителя в режим продувки с отключением подачи топлива и минимальными оборотами нагнетателя до снижения температуры с последующим автоматическим пуском.
При выключении отопителя гаснет индикация режима работы и немедленно прекращается подача топлива, а нагнетатель переключается в режим продувки для охлаждения отопителя и удаления остаточных продуктов. В этом режиме в течение 30 с работает свеча накаливания.
Для управления отопителем, как правило, используется специальный регулятор (входит в стандартную комплектацию) или программируемый таймер. Регулятор позволяет включать отопитель в режим отопления или продувки, регулировать температуру в режиме отопления (красный сектор), а также он сигнализирует о срабатывании датчика перегрева (мигающий режим индикатора). Программируемый таймер в штатном режиме отображает на дисплее текущее время и позволяет запрограммировать отопитель на три времени включения в течение суток. Как правило, прибор отображает коды неисправностей, зафиксированных блоком управления. Остановимся на этом подробнее.
Если при включении отопителя или во время его работы блоком управления зафиксирована неисправность, то в течение 15 с информация о ней выводится на дисплей таймера в виде буквы «F» и двухзначного числа. Электронный блок управления может записывать в память до пяти неисправностей, коды которых затем могут быть вызваны и показаны таймером. Актуальная неисправность заносится в ячейку F1. Ранее записанные неисправности хранятся в ячейках F2–F5.
Вызов кодов из запоминающего устройства выполняется в следующей последовательности: произвести запуск отопителя нажатием клавиши 3, нажать на клавишу 1 и, удерживая ее нажатой в течение двух секунд, нажать на клавишу 2. Актуальная неисправность будет показана на дисплее 6, а при помощи клавиш 4 и 5 можно просмотреть ранее записанные неисправности. Описание кодов неисправностей приведены в таблице.
Заметим, что не все штатные таймеры способны отображать коды неисправностей. Обычно для этих целей используется спeциальный диагностический прибор, с помощью которого можно также снять блокировку отопителя. Этот прибор, как правило, имеется в арсенале специализированной ремонтной мастерской, а выяснить возможности таймера, установленного на конкретную модель автомобиля, можно, внимательно изучив руководство по эксплуатации грузовика.
С кнопочной диагностикой разобрались, дело за описанием инструментальных проверок. Начнем со свечи накала. Как было ясно из предыдущего материала, при ее повреждении отопитель способен включаться только в режиме продувки. Для доступа к свече снимем крышку, предварительно вывернув болт с внутренним шестигранником, и отсоединим наконечник с проводами. Сопротивление исправной свечи для 24-вольтового отопителя – 2 Ом. При замене свечи накаливания по причине перегорания обратите внимание на состояние испарителя топлива. Он представляет из себя сетку в виде цилиндра, расположенную в свечном отверстии. Обычно ее меняют вместе с перегоревшей свечой. С помощью омметра можно также проверить индикатор пламени и датчик перегрева. Добраться до них легче, если снять верхний пластмассовый кожух, предварительно заготовив насечные заклепки. Индикатор пламени при 20оС имеет сопротивление 1000–1200 Ом. Для опознания пламени его сопротивление должно возрасти до 1380 Ом (150оС). Порог срабатывания датчика перегрева 160–180оС.
Можно замерить и сопротивление топливного насоса, оно для 24-вольтового варианта должно составлять 36 Ом. Но это только проверка электрической его части, и для постановки диагноза ее будет мало. Основной характеристикой насоса является его производительность. Для контроля производительности необходимо отсоединить топливопровод от отопителя и поместить его в мерную емкость обьемом 10 см3, после чего включить отопитель и замерить количество топлива до момента прекращения подачи. Длительность цикла – 90 с. Если насос подал менее 5,2 см3, отопитель работать не будет. При исправном топливопроводе «ленивый» насос придется заменить.
Серьезные требования предъявляются также к мотору нагнетателя. Как видно из схемы, крыльчатка холодного воздуха и вентилятор камеры сгорания находятся на одной оси. В зависимости от режима работы отопителя частота вращения нагнетателя может изменяться от 2300 до 5000 об/мин. В процессе работы заданный режим постоянно контролируется блоком управления. Неисправностью считается отклонение от заданного числа оборотов более 10% продолжительностью более 30 с.
Тем, кто самостоятельно решится произвести чистку теплообменника и камеры сгорания, сообщим, что добраться до внутренностей можно после снятия нагнетателя и специального фланца, придающего правильное направление потоку воздуха, поступающего в камеру сгорания. Чистка теплообменника входит в стандартный объем сервисных работ, позволяющих отопителю надежно выполнять свои функции. Приступая к этой операции, необходимо заранее запастись комплектом уплотнительных прокладок, а также специальными заклепками для крепления наружных кожухов.
Как следует из представленного материала, сложность в ремонте автономного отопителя сравнима с ремонтом любого узла электрооборудования автомобиля. При наличии сомнений или отсутствии опыта лучше обратиться за помощью к специалистам.
В настоящее время кроме рассмотренной модели в продаже имеется целый ряд установочных комплектов воздушных отопителей различных моделей и производителей. Стоимость колеблется от 30 до 40 тыс. руб. в зависимости от тепловой мощности и марки. Для отопления кабины грузовика вполне хватает 2 кВт. Как пример можно назвать модель AIRTRONIC D2 (Eberscpacher) или AIR TOP 2000 (Webasto).
Принцип их работы в целом аналогичен изложенному. В комплекте к отопителю должна прилагаться схема установки, которую необходимо изучить при самостоятельном выполнении работы. Следует помнить, что работающий отопитель представляет потенциальную опасность как источник высокой температуры, а продукты сгорания могут содержать угарный газ. А потому и установка, и ремонт агрегата требуют серьезного отношения.
Пожелаем всем находящимся за рулем комфортного отдыха после работы и надеемся на практическую пользу рассказа.