Tourismo "лайт", или как бороться с лишним весом автобуса

Традиции и амбиции. Загадочная страна Турция только, по мнению дремучих обывателей, является родиной шоп-туризма и доступных курортов. Подобно тому, какой прорыв в свое время совершили Япония и Корея и какой в настоящее время совершает Китай, эта страна охвачена национальной идеей достижения светлого будущего. И речь не только о вступлении в Евросоюз. Тихой сапой Турция движется навстречу своему процветанию, в том числе и за счет таких предприятий, на которых собирают автобусы со стилизованной трехлучевой звездой.
Что бы там ни говорили, но факт остается фактом: выпускаемый в Турции Tourismo – самый продаваемый автобус Mercedes-Benz в Европе. За 10 лет работы подразделения Mercedes-Benz Omnibusse на заводе в Хосдере, под Стамбулом, выпущено ни много ни мало 10 тыс. таких пассажирских машин. Желая отметить важный успех, компания разработала и осенью прошлого года запустила в производство лимитированную серию «Edition 10000». Она состоит всего лишь из 70 эксклюзивных машин. Как и обычный Tourismo RHD, юбилейный туристический лайнер создан дочерней структурой DaimlerChrysler, компанией Mercedes-Benz Turk A.S.
Макияж и не только. Отличить Tourismo RHD лимитированной серии от обычного автобуса очень просто: достаточно лишь взглянуть на него со стороны. Туристический лайнер в эксклюзивной версии окрашен в серебристый «металлик», который имитирует полированный алюминий под специальным лаком. Кроме того, на боковинах кузова есть под-сказка в виде броской надписи «Edition 10000», а передняя бленда выкрашена в блестящее «тоник-серебро».
На незаурядность лайнера указывают и хромированные диски колес, придающие экстерьеру особый лоск. Наличие элементов отделки экстерьера под «крылатый металл» призвано подчеркнуть элегантность и легкость конструкции в прямом смысле этого слова: автобус юбилейной серии на 500 кг легче серийного аналога. Неспроста между транспортниками он получил неофициальное прозвище «Tourismo Light». По всему видно, что это не прежний автобус в новой раскраске при легком «макияже», а улучшенный продукт. И его главное достоинство – хорошее соотношение цены и качества при оптимальном наборе функций.
Комфортабельный салон тоже неординарен. Глядя на него, создается впечатление, что сделан он по заказу элитного клуба или богатой компании, но уж никак для массовых пассажирских перевозок. И разница между ним и серийным салоном заметна сразу. Именно по интерьеру сразу угадывается необычность «Edition 10000». Например, еще при входе через переднюю дверь в глаза бросается панель приборов с декоративной вставкой под дерево. Тут же виден монитор навигационной системы, DVD-проигрыватель и компактный холодильник для хранения бутербродов и напитков. В любом путешествии каждый из перечисленных элементов лишним не будет. Вдобавок у водителя появилась видеокамера, настроенная на средний вход. Благодаря этому можно контролировать посадку и высадку, а при наличии туалета – знать, закрыта ли в нем дверь.
Однако наиболее значимое изменение в салоне, на мой взгляд, удобные пассажирские кресла. Теперь они получили верхнюю часть в виде монолитного подголовника из кожи. Каждое сиденье оборудовано ремнями безопасности, снабжено подножками и откидными столиками, имеет регулируемую по углу наклона спинку и выдвигаемую в проход подушку. Над креслами расположен современный сервисный блок со светильниками для чтения, соплами вентиляции, кнопкой вызова стюардессы и выключателем громкоговорителя. В общем, к услугам путешествующих – максимально возможный уровень комфорта. И безопасности: автобус сохранил несущий стальной кузов, сваренный в единое целое с верхним каркасом и рамой шасси. Тем самым достигнута высокая прочность конструкции, позволяющая соответствовать строгим допускам норм на опрокидывание ECE R66.
Есть в конструкции помолодевшего Mercedes-Benz Tourismo и новшества, спрятанные от глаз. Например, в моделях выпуска 2005 года прежнее рулевое управление заменено хорошо известным по Mercedes-Benz Travego немецким ZF 8098. С точки зрения шумности и производительности оптимизирована работа бортового кондиционера. Полностью изменен привод компрессора кондиционера, что также дало положительный результат. После перемещения испарителя кондиционера на новое место заметно увеличились багажные полки в задней части салона.
К удовольствию водителей, обновлена «туризмовская» трансмиссия. Теперь в ней используется механическая 6-ступенчатая коробка передач Mercedes-Benz GO 190 с интегрированным ретардером Voith Retarder R115. Наконец, с зимы 2005 года все кузова Tourismo проходят на заводе антикоррозийную обработку методом катафореза с полным погружением в специальную ванну. Применение гальванического лакирования (KTL) сделало автобус надежно и надолго защищенным от «рыжей чумы», повысив тем самым его стоимость при продаже на вторичном рынке. В общем, улучшений и впрямь сделано немало. Но грош была бы им цена, если бы создатели не попотели над решением, пожалуй, самой главной проблемы – существенным «похудением». С этой точки зрения «юбиляр» действительно стал привлекательнее предшественника и получил фору перед конкурентами.
Пропавшие полтонны. Главные козыри юбилейной модели на самом деле кроются в оптимизации его собственной массы или, яснее выражаясь, в уменьшении веса. Причем в значительном уменьшении. Настоящий автобус – это не скальная глыба, от которой скульптор может отсечь все лишнее, и не конструктор Lego, где лишние части удаляются на раз-два. Тут приходится экономить на мелочах, стремясь при этом не перейти разумную грань.
За счет чего конструкторы заставили автобус «похудеть»? За счет установки 400-литрового топливного бака из алюминия взамен 540-литрового стального. И действительно, зачем возить с собой большой запас топлива, если заправки есть на каждом шоссе. А еще за счет целого ряда других мер. Так, в настиле пола багажного отделения использованы алюминиевые пластины, уложенные по принципу сэндвича. Они снижают вес конструкции при сохранении ее прочностных свойств. Ведущая ось НО 6 с передаточным числом 3.077 изготовлена методом формовки вместо прежнего литья. Диски колес стали алюминиевыми, а не стальными, как было раньше. Даже ресивер сжатого воздуха сделан с применением «крылатого металла». Пуд там, пуд здесь – глядишь, и усилия дали ощутимые результаты.
Ради «похудения» в салоне были удалены подлокотники сидений со стороны стеклопакетов – их роль выполняет обрамление окон. Это тоже дало экономию в несколько десятков килограммов. Исчезли и небольшие емкости для мусора на каждом кресле. Вместо этого дополнительно к контейнеру в середине салона добавлен контейнер около туалетной кабины. Суммарные меры дали оптимизацию веса на 500 кг. Кому и этого покажется мало, может сэкономить путем уменьшения сидений до 44, отказаться от отделки спального места водителя и подножек к пассажирским креслам. Можно выиграть несколько килограммов за счет запчастей и инструментов, уменьшения запасов воды и продуктов питания, дополнительного оборудования. Только стоит ли так усердствовать? Ведь любую идею, как известно, можно довести до абсурда…
Кстати, и обычный Tourismo RHD массой 13750 кг считался среди двухосных «туристов» одним из лучших. А в лимитированной серии он вообще стал едва ли не образцом. Вопрос в том, насколько это помогло транс-портникам. А для этого был устроен тест-драйв по дорогам Германии.
Практику никто не отменял. «Похудевший» Tourismo ждал нас прямо в аэропорту Дюссельдорфа. И прямо здесь немецкие специалисты предложили сесть за руль. Иначе это называется с места – в карьер. Впрочем, а что откладывать? Теперь, когда мы подкованы знаниями о новом продукте, самое время оценить его достоинства в деле.
Уточним: автобус заполнен балластом для имитации полной загрузки. На его борту установлена точная измерительная аппаратура, показывающая среднюю скорость и мгновенный расход топлива до тысячных долей включительно. Маршрут для всех участников тест-драйва один и тот же, протяженностью более 100 км. Менее половины его проходит в обнимку с автобаном, а остальная часть петляет хитросплетенями сельских дорог с крутыми подъемами и не менее крутыми спусками. Маршрут закольцован, так что есть прекрасный повод сравнить результаты разных водителей в равных условиях и сопоставить их практически с эталоном – показателями профессиональных драйверов компании EvoBus.
Вскоре узнаем, что до русских журналистов ходовые испытания тестового лайнера проводили наши коллеги в Испании. Но, в отличие от нас, они сами выбирали дороги и отмеряли на них определенные отрезки. У них 2/3 пути пришлось на скоростную трассу и треть – на второстепенные шоссе. При этом средний расход топлива при движении по Мадриду и за городом составил 29,087 л/100 км. Немецкие инструкторы говорят, что для водителей, не имеющих постоянной практики управления автобусом и уж тем более не прошедших курсов обучения экономичному вождению, это очень неплохой результат. Хотя профессионал в тех же условиях показывает расход в диапазоне 26,0–26,5 л/100 км. Заметим: на ровной дороге, позволяющей поддерживать довольно высокую среднюю скорость. Впрочем, у нас своя «свадьба».
Освоившись с расположением органов управления и настройками кресла, первый тест-пилот отправляется в путь. При разгоне на подъеме электронное табло бортового ком-пьютера показывает мгновенный расход топлива в 99,9 л/100 км. Впрочем, и на моем легковом авто электроника нередко пугает такими цифрами. Но едва машина выбирается на равнинный участок, как «аппетит» немецкого мотора резко снижается. Временами дисплей считывающего устройства показывает фантастически низкие данные. Впрочем, радоваться рано – посмотрим, каким будет среднее значение. Ведь блеснуть низким результатом, убрав на несколько секунд ногу с педали газа, мало – нужно суметь оптимизировать расход на всей дистанции.
Пока движемся по автобану, расход дизельного топлива в разумных пределах. Не рекордно низкий (на Гиннесса не тянет), но вполне приемлемый. Интересно, каким он будет у остальных драйверов? Едва размениваем «большак» на второстепенную дорогу, как аппетит мотора вновь просыпается. Не успеешь разогнаться, а прямая, как стрела Робин Гуда, дорога переходит в гимнастическую ленту из нескольких поворотов. Волей-неволей приходится задействовать ретардер. Разгон на подъеме – и снова вынужденное замедление, поскольку за гребнем – крутой спуск. Инструктор не навязывает своих правил вождения, а только контролирует безопасность управления автобусом. И потому водитель сам определяет, как лучше адаптироваться к конкретным условиям движения.
Возвращаемся на автобан, но улучшить свои показатели сидящему за рулем уже не удастся – попадаем в трафик. Это, конечно, не безнадежная московская пробка, но средняя скорость движения равняется черепашьей, а расход топлива и время прохождения дистанции растут как на дрожжах.
Смена водителя – и все начинается сначала. По ходу выясняется, что вместо 6-й прямой передачи с передаточным числом 1.0 при покупке автобуса можно заказать повышающую с передаточным отношением 0.8–0.9. Что это даст? Увеличение скорости при меньших оборотах двигателя, а соответственно при меньшем расходе топлива. В одном из «карманов» на трассе практикую движение задним ходом в гору. Идеальное выполнение упражнения дается не сразу, поскольку задняя передача включается с «закусыванием», к которому нужно приноровиться. Несмотря на то что автобус стоит на спуске, газовать даже самую малость не надо – достаточно лишь плавно отпустить педаль сцепления при одновременном снятии ноги с педали тормоза. Через пару минут навык отработан до автоматизма, но показатели расхода топлива и времени прохождения дистанции явно не станут лучшими.
Драгоценное время и топливо. съедает и маневрирование в узких коридорах между припаркованными машинами. Явно волнуясь, немецкий водитель предлагает сесть за руль, но как же практика?! Отвечаю вежливым отказом и с черепашьей скоростью впритирку протискиваюсь на свободное пространство. Через минуту опасный «миллиметраж» благополучно завершен. Стараясь не подавать виду, втайне все облегченно вздыхают. А лично я рад: юбилейный Tourismo наглядно доказал свою отличную маневренность.
Третий водитель управляет Tourismo уже в дождь, и мы понимаем, что одинаковых результатов точно не будет. Лучший из тройки участников тест-драйва показывает результат, близкий к 32 л/100 км. Это вовсе не означает, что лучшего нельзя было достичь, поскольку у представителей компании на том же самом маршруте с первого раза зафиксировано значение 27,9 л/100 км. Все это в очередной раз доказывает, что снижение массы автобуса хотя и играет важную роль, но не является панацеей в борьбе за снижение эксплуатационных затрат. Важен и уровень подготовки водителя, от которого реальнаяэкономия зависит куда больше. Что и требовалось доказать...
История Mercedes-Benz Turk A.S. |
Сборочный завод в Хосдере |