Есть еще порох в пороховницах

Армейские легковесы. В самой легкой категории был представлен трехосный полноприводный вездеход Трекол-39293 одноименной фирмы из Подмосковья. Необычность внешнему виду грузовика, в конструкции которого использованы доработанные оперенье и кабина от УАЗ-2315, придают пневмокатковые движители размером 1300х600х533, заодно выполняющие роль поплавков. Оригинальное исполнение эластичных тонкостенных шин сверхнизкого давления с высокопрочным кордом, агрегатная база шасси и 470-мм дорожный просвет позволяют машине передвигаться по глубокому снегу, сыпучему песку, непроходимым болотам, вплавь преодолевать водные преграды, не подвергая при этом разрушению верхние слои почвы и растительный покров. В качестве силовой установки используется 70-сильный двигатель ВАЗ-21083. Грузоподъемность внедорожника в зависимости от дорожных условий от 650 до 800 кг. Максимальная скорость достигает 60 км/ч, а минимальная ограничивается 1 км/ч. По воде машина движется со скоростью 4 – 5 км/ч, а при наличии водоходногодвижителя – до 10 км/ч.
Интересы Горьковского автозавода отстаивали несколько образцов. В функциональные задачи полноприводных автомобилей ГАЗ-233014 и ГАЗ-233004 семейства «Тигр» входит перевозка личного состава, грузов и монтаж широкого круга вооружений. В конструкции внедорожников использована агрегатная база бронетранспортера БТР-80. Это относится к подвеске и главным передачам мостов с межколесными самоблокирующимися кулачковыми дифференциалами. Все остальные детали и узлые отечественные, кроме американского турбодизеля Cummins мощностью 180 л.с. (у ГАЗ-233004) или 215 л.с (у ГАЗ-233014), 6-ступенчатой механической коробки передач Praga и внедорожных шин Michelin размерности 335/80 R20. В подкапотном пространстве можно увидеть и новую рядную «шестерку» ГАЗ-Э5621 мощностью 198 л.с. «Тигр» может успешно решать как гражданские задачи, так и нести службу в армии, причем в любых климатических условиях. Высокую скорость движения по пересеченной местности ему обеспечивают независимая торсионная подвеска всех колес, энергоемкие амортизаторы, дорожный просвет в 400 мм и система централизованного регулирования давления воздуха в шинах. «Тигру» подвластны брод глубиной до 1,2 м, подъемы крутизной до 30° и сохранять устойчивость при поперечном крене до 20°. При количестве мест от двух до десяти и снаряженной массе 5,3 т автомобиль, в зависимости от модификации, способен достигать скорости 125 – 140 км/ч. При необходимости «тигров» оденут в бронированные шкуры.
Арзамасский машиностроительный завод, входящий в состав АО «ГАЗ», представил высокомобильное транспортное средство ГАЗ-39371 семейства «Водник». Силовой диапазон устанавливаемых дизелей – ГАЗ-5423 (с воздушным охлаждением), ЯМЗ-Э534 и ГАЗ-562 – находится в границах 150–200 л.с. К особенностям вездеходаможно отнести многоступенчатую трансмиссию, независимую торсионную подвеску колес, тросовую лебедку, систему регулирования давления воздуха в шинах. Функциональные возможности внедорожника значительно расширяют легко монтируемые модули, которые способны нести различные виды вооружений, перевозить личный состав, служить передвижным командным пунктом и т.д. Водоизмещающий корпус и водометный движитель обеспечивают на плаву скорость 7 – 8 км/ч. На суше машина разгоняется до 100 – 112 км/ч. Ближайший родственник «Водника» – ГАЗ-3937Д «Драгун» от фирмы «Техносервис-Н» ,представляет собой открытое шасси грузоподъемностью 1,5 т, которое по желанию заказчика трансформируется в передвижное огневое средство с турельной установкой, транспортер для перевозки десанта, санитарный автомобиль и пр. В качестве энергетической установки использован дизель ЯМЗ-236НЕ мощностью 230 л.с. Передний модуль с каркасом безопасности может быть металлическим в бронированном и обычном вариантах либо закрыт остекленным ветровым проемом. Максимальная скорость с экипажем из восьми человек достигает 150 км/ч.
Среднее звено. Порадовали новинками уральцы. Трехосный Урал-4320-45 (6х6) с капотной компоновкой, запущенный в серию в нынешнем году, отличают новая просторная кабина с улучшенными условиями работы водителя, увеличенный ресурс и надежность агрегатов. К этому надо прибавить усиленную раздаточную коробку, модифицированные редукторы ведущих мостов, более эффективную тормозную систему, измененные передний бампер и светотехнику, Полезная нагрузка автомобиля – 6 т. На выбор предлагаются два дизеля ЯМ-236БЕ и ЯМЗ-7601 (Евро-2) мощностью 250 и 300 л.с. соответственно, а также механические пятиили шестиступенчатая коробки передач. Достоянием грузовика стала электронная мультиплексная система управления и диагностики (ЭМСУД). Это означает, что громоздкая шина, состоящая из множества электропроводов, уступила место электронному блоку. ЭМСУД, которая уже вскоре станет принадлежностью других автомобилей с маркой «Урал», включает информационно-управляющую панель водителя и универсальный контроллер, которые обладают высокой надежностью, компактностью и небольшой массой, а кроме того, дают возможность автоматизировать управление потреблением электроэнергии. В результате удалось избавиться от львиной доли отказов по сравнению с традиционной системой электрооборудования.
Двухосная машина Урал-43206-47, способная перевозить 4,2 т груза, получила новую кабину, расположенную над двигателем, ярославский 250-сильный дизель ЯМЗ-236БЕ2 и платформу с фитингами для крепления кузова-контейнера. При этом длина грузового отсека возросла до 7590 мм.
Бескапотную серию продолжили многоцелевые Урал-6361 (6х6) грузоподъемностью 7,5 т и 10-тонный Урал-532301 (8х8) с видоизмененными передними частями.
Особый колорит Урал-432009 придавали бронированные кабина и моторный отсек, способные противостоять обстрелу из стрелкового оружия. То же самое можно сказать об основном топливном баке и контейнере аккумуляторных батарей, снабженными локальной защитой из бронелистов. Плата за безопасность – уменьшенная до 5,5 т полезная нагрузка.
Камский автозавод представил обширное семейство унифицированных автомобилей многоцелевого назначения «Мустанг». Базовыми являются КамАЗ-4350 (4х4), КамАЗ-5350 (6х6) и КамАЗ-6350 (8х8) грузоподъемностью 4-10 т. Дизели всех грузовиков мощностью от 240 до 360 л.с. отвечают экологическим нормам Евро-2, многоступенчатые трансмиссии обеспечивают большой диапазон тяговых усилий на бездорожье, а специальное оснащение позволяет преодолевать брод глубиной 1,75 м. В зависимости от модели масса буксируемых прицепов от 6 до 12 т. Среди других выделялся КамАЗ-5350, оборудованный бронированной кабиной и бортовой платформой. Рядом расположился КамАЗ-6350, укомплектованный 320-сильным дизелем КамАЗ-748.10 и автоматической гидромеханической коробкой передач ДП6А.1400, созданной на «Курганмашзаводе» в содружестве с другими организациями. Агрегат с шестью передачами переднего и двумя заднего хода оснащен электронно-гидравлическим управлением, но при необходимости – ручным переключением. Данное устройство может также агрегатироваться с дизелями КамАЗ-740.50-360 и ЯМЗ-238Б. Использование ДП6А.1400 упрощает и облегчает управление автомобилем, исключает непроизвольную остановку двигателя, повышает проходимость машины, увеличивает срок службы деталей трансмиссии и силовой установки. Яркие впечатления оставил спортивный КамАЗ 4911 (4х4), который может успешно использоваться не только в ралли-рейдах, но и в вооруженных силах. Этот суперавтомобиль полной массой 15,6 т, оснащенный 730-сильным дизелем ЯМЗ-7Э846, механической 16-ступенчатой коробкой передач ZF и раздаточной коробкой Steyr, способен разогнаться до 165 км/ч.
Бронированный автомобиль сопровождения КамАЗ-43269 (4х4) предназначен для сопровождения боевых действий войск и поддержки маневренных групп. Внутри кузова, защищающего от автоматического оружия калибром 7,62 мм, размещаются 10 человек, возможна установка различного вооружения. Необходимые динамические качества машине придают 240-сильный дизель КамАЗ-740.11-240 и механическая пятиступенчатая коробка передач. Для спешивания десанта существуют сдвижные люки и распашные двери, расположенные с боков, сверху и сзади машины.
Тяжелая гвардия. Весьма убедительно выглядела экспозиция Брянского завода колесных тягачей (БЗКТ) – семейство унифицированных многоосных автомобилей военного и гражданского назначения «Вощина-1». К их особенностям относятся расположение двигателя за кабиной, многоступенчатые трансмиссии с межосевыми и межколесными блокируемыми дифференциалами, независимая торсионная подвеска колес, система регулирования давления воздуха в шинах, большая длина грузового отсека у одиночных машин. Армейские и народнохозяйственные автомобили оснащаются ярославскими дизелями мощностью от 300 до 500 л. с. Среди прочих машин с маркой БЗКТ особый интерес у специалистов вызывали длиннобазный автомобиль БАЗ-6910 (8х8) оборудованный бронированной кабиной увеличенного объема и кузовом-фургоном К6909, предназначенного для размещения оперативного состава командных пунктов управления и других целей. Седельный тягач БАЗ-6402 (6х6) с 500-сильным дизелем ЯМЗ-849 может буксировать полуприцеп полной массой 30 т по всем видам дорог и местности. Ещё один автопоезд из Брянска включал балластный тягач БАЗ-6306 (8х8) с бронированной кабиной в сцепке с артиллерийским орудием калибром 152 мм. В качестве базового для автокрана КС-59711 грузоподъемностью 50 т, созданного с компанией «Автокран» из Иваново, использовано четырехосное шасси БАЗ-69098.
Специалисты Минского завода колесных тягачей продемонстрировали пару новинок. Четырехосное шасси МЗКТ-65272 грузоподъемностью 12 т с увеличенной до 5100 мм колесной базой снабдили 400-сильным двигателем ЯМЗ-7511.10 (Евро-2) и специализированным кузовом-контейнером. Другой тяжеловоз – седельный тягач МЗКТ-742952 – используется для работы в составе автопоезда полной массой 95 т. Для этого машину оснастили дизелем Mercedes-Benz ОМ 502 LA мощностью 544 л.с. и гидромеханической 6-ступенчатой коробкой передач Allison HD4560PR. Двухосный полуприцеп МЗКТ-93783 грузоподъемностью 48 т для этого тягача также изготовили в Минске.
Гусеничные ополченцы. Бурю эмоций своими уникальными подвижностью и проходимостью вызывали сочлененные гусеничные транспортеры «Витязь» серий ДТ-10 ПМ и ДТ-30П грузоподъемностью 10 и 30 т соответственно. На выставке экспонировался их более легкий сородич – симпатичный гусеничный двухзвенник СВ-2П «Ласка», разработанный фирмой «Баштерратехника». В моторном отсеке машины скрывается 175-сильный турбодизель ГАЗ-5621. Высокие ходовые качества амфибии, рассчитанной на перевозку 15 седоков или 2 т груза, во многом определяются использованием гидростатической трансмиссии с бесступенчатым регулированием скорости передвижения и электрогидравлическим управлением. На плаву машина движется с помощью перематывания гусениц и установленного в корме второго звена гребного винта. Гусеничному плавающему транспортеру ГАЗ-3409 «Бобр» под силу перевезти 0,6 т, тогда как полезная нагрузка его более крупного собрата достигает 1,5 т. Многим запомнился малогабаритный гусеничный транспортер «Горностай» – творение питерского СКБ «Кайман». В его водонепронецаемом стальном корпусе размещаются 98-сильный дизельный двигатель и 0,6 т груза. Машина снабжена пружинной подвеской и резинотканевой гусеницей с металлическими поперечинами. Как утверждают создатели вездехода, он может с равным успехом заинтересовать и гражданских, и военных заказчиков.
На выставке нашлось место различным модификациям модернизированного многоцелевого гусеничного транспортера МТ-ЛБМ, на котором монтируется более 80 образцов вооружения, и гусеничной машине ГМ-5970.
Кульминацией выставки стал показ нескольких десятков образцов представленной техники в действии. Колесные и гусеничные машины лихо преодолевали крутые подъемы и спуски, ров и косогор, капонир и завалы, песчаную ванну и брод глубиной более двух метров, имитируя эвакуацию поврежденной техники. Плавающие машины показали свои недюжинные возможности, форсируя водные препятствия.