ГАИшные "фишки"

В конце мая этого года агентству «Интерфакс» были представлены результаты исследования «Диагностика российской коррупции: социологический анализ», проведенного Фондом ИНДЕМ, в котором впервые в нашей стране были изучены и приведены количественные показатели тех денежных средств, которые ежегодно тратят граждане и предприятия в качестве взяток и вознаграждений обличенным властью чиновникам.
Цифры не поражают, они просто потрясают. На взятки чиновникам мы с вами ежегодно тратим около $36 млрд. (да, никакой ошибки $36 000 000 000!!!). Сразу хочу отметить, что в следующем, 2003 году ноше государство по своим внешним долгам должно выплатить «всего лишь» $17 млрд., т.е. в два с небольшим раза меньше. И еще не факт, что наше государство их найдет.
Из этих $36 000 000 000 но рынок т.н. «бытовой коррупции» (т.е. взятки, которые дают частные лица в своих личных интересах) приходятся $2,8 млрд. Взятки, которые платят представители коммерческих структур различным чиновникам, составляют примерно $33,5 млрд.
Из этих $36 млрд. на взятки исполнительной власти приходятся более 55%, на взятки правоохранительным органам — более 17%, в суды уходят более 13%, законодательной власти перепадают более 14%.
Коммерсанты из своих $33,5 млрд. в исполнительную власть несут почти 99%. Из них - в контрольные и надзирающие органы около 35%, в разрешительные органы столько же, в налоговые органы - 22%. Пожарники и санэпиднадзор почти поровну делят между собой 1 1,5%.
Понятно, что размер взятки за проведение какого-либо закона в жизнь либо крупного контракта, лоббируемого определенной коммерческой группировкой, в принципе не сопоставим с размером взятки, который обычный гражданин в состоянии заплатить за «положительное» решение своего личного вопроса.
Посмотрим, как обстоят дела, у нас, простых смертных. Наибольшее количество средств, которые платят обычные граждане взяточникам, уходят в систему судебной власти. В систему здравоохранения вливания составляют $602 млн. в год, в высшее образование - $450 млн. Прибавка к зарплате гаишников составляет «всего лишь» $368,5 млн. (14%).
Несмотря на то что гаишники берут «меньше всех» (всего 368,5 млн. баксов), на их долю приходится самый высокий процент получения взяток - порядка 60%. Оно и понятно, взятка гаишнику в среднем (я подчеркиваю, в среднем) составляет не более $2 - 5, что никак нельзя сравнить со взяткой за поступление любимого чада в какой-либо ВУЗ, тем паче московский/питерский и престижный. Однако как указано выше, берут чаще всех. Как говорится, курочка по зернышку клюет...Ну и почем же они, те зернышки, которые позволяют жиреть той курочке? А зернышки совсем недорогие. Если раскидать сумму взяток, получаемых гаишниками в день на всех автовладельцев нашей необъятной страны, получается не так дорого. Всего лишь чуть больше 1 рубля и 25 копеек КАЖДЫЙ водитель ежедневно тратит на взятку гаишнику. Итого сотрудники ГИБДД имеют с нас, водителей, более $1 000 000 ЕЖЕДНЕВНО!!!
По-моему, зажралась курочка, однако. «Ножки Буша» по сравнению с ляжками наших доморощенных «курочек рябушек» с полосатыми палками просто недокормленные дистрофики какие-то. Да, чем больше курочка жрет, тем больше у нее желудочек растягивается. И с каждым днем зернышек все больше и больше надо, чтобы удовлетворить ее неуемный аппетит.
Хотя по телевизору часто говорят: чтобы похудеть, надо кушать меньше, о двигаться больше. Но наша курочка шевелиться за бесплатно совсем нe любит. Это можно наблюдать на дорогах, например Москвы, ежедневно. Огромные пробки, автовладельцы, «перекрестившие» на перекрестках свои машины. Хотя на любую пробку хватит одного-двух квалифицированных регулировщиков, чтобы в течение максимум получаса «разрулить» затор любой сложности. Или, например, ДТП. Мне известны случаи, когда участники ДТП по 6 часов ждали приезда сотрудников ДПС.
Однако вопрос о соблюдении диеты нашей с вами курочки находится только в наших руках. Может, стоит кормить поменьше? В любой цивилизованной стране, если ты, не дай Бог, по какой-то более или менее уважительной причине нарушил Правила Дорожного Движения и был пойман блюстителями порядка, у тебя есть два варианта. Либо по человечески объяснишь ситуацию, тебя немного пожурят и ты отделаешься предупреждением, либо придется заплатить штраф. Однако если тебе придет в голову попытаться разойтись по деньгам с полицейским на месте, то в 99,9% ты окажешься в наручниках в участке и после этого тебя еще будут судить. В лучшем случае отделаешься огромным штрафом, в худшем у тебя будут несколько месяцев на спокойное размышление по поводу, предлагать или не предлагать впредь полицейским взятки.
Но у нас в России все наоборот. «Не подмажешь, не поедешь». Эта пословица в полной мере отражает отношение русских ко взяточничеству. Мы привыкли платить, а они привыкли брать. Лично у меня ко взяточничеству двоякое отношение. С одной стороны, я прекрасно понимаю, что люди, обличенные властью, не должны и не имеют морального права брать. Потому что чиновники являются представителями государства. А государство должно защищать наши интересы, а не вымогать и не брать взяток. С другой стороны, если я что там действительно нарушил и мне полагается штраф, проще, а иногда и дешевле дать на лапу. И время сэкономишь (никаких тебе формальностей с составлением протоколов и поиском ближайшей сберкассы), и, во-вторых, можно того же гаишника в деньгах подвинуть (вместо официального полтинника отделаться тридцаткой).
Я думаю, должно пройти достаточное количество времени, прежде чем мы или наши дети научимся уважать себя и свое государство настолько, что никому и в голову не придет предлагать и брать взятки. А пока более миллиона баксов в день мы платим и будем платить сотрудникам ГИБДД в качестве взяток.
Однако полюбовное решение вопросов с правонарушителями на дорогах не единственный способ получения прибавки к жалованью гаишниками. За последние годы водители, причем в основном грузовых автомобилей, сталкиваются с ситуацией, когда гаишники тупо и нагло разводят на деньги за якобы совершенные правонарушения.
Неоднократно в предыдущих номерах журнала мы подробно рассказывали о подобных вещах. Например, были статьи, посвященные санпаспортам, штрафстоянкам, разного рода пропускам. Но гаишники придумывают все новые и новые «фишки», с помощью которых совершенно спокойно имеют тот самый $1 000 000 в день. Я хочу коротко описать наиболее распространенные выдумки гаишников, которыми они, используя правовую неграмотность водителей, разводят на деньги.
Договора аренды и доверенности. В конце прошлого - начале этого года у московских гаишников появилась новая «фишка», а точнее, даже две. Со всех подряд, а в особенности с нанятых водителей, гаишники стали требовать договора аренды на машины. Они требовали договора аренды между водителем и предпринимателем (если машина была зарегистрирована на предпринимателя), они требовали договора аренды между водителем и владельцем машины (если машина принадлежала не предпринимателю, а третьему лицу). Попытки разъяснить сотрудникам, что я, водитель, ни с кем никакой договор аренды не заключал и заключать не собираюсь, что я, водитель, куда мне скажут, туда я еду и за это получаю зарплату, натыкались на простой ответ. Нет договора аренды, будем задерживать машину на штрафстоянке. Инцидент, как правило, решался двумя путями. Либо взятка от 500 до 1500 руб., полученная непосредственно от водителя или срочно прибывшего на пост предпринимателя, либо водитель вставал в позу и говорил, ставьте куда хотите, денег нет. И в первом и во втором случае в конце концов гаишники всех отпускали и искали новую жертву.
Вторая «фишка» заключалась в следующем. Если машину эксплуатировали по доверенности, гаишники заявляли, что форма составления доверенности не соблюдена, в связи с тем, что по какому-то новому закону-приказу-постановлению в доверенности должно быть указано, что владелец доверяет использовать грузовик для перевозки грузов (интересно, а для чего же еще?). Если подобной фразы в доверенности нет, то на грузовике можно ездить только порожняком, а никак с грузом. Пугали опять-таки постановкой на штрафплощадку. Но сумма взятки в отличие от «фишки» с договором аренды была существенно ниже. В среднем от 100 до 500 руб.
Доверенность на груз и договор перевозки. При перевозке груза у водителя в обязательном порядке должна быть товарно-транспортная накладная. Без этого документа в соответствии с Уставом автомобильного транспорта груз не может быть принят перевозчиком к перевозке. Если груз не товарного характера, то с грузом в качестве сопроводительных документов передается водителю акт замера или взвешивания.
Но по неизвестной причине, по мнению некоторых гаишников, у водителя должны быть доверенность на перевозку груза и договор на перевозку груза между грузоотправителем и перевозчиком.
По мнению гаишников, отсутствие данных документов влечет за собой доставление в ближайшее отделение милиции и арест груза до решения вопроса по существу. Последний показательный пример, когда водитель позвонил из Ростовской области с «Сальского» поста, пользующегося довольно дурной славой среди перевозчиков. Суть конфликта была в следующем. При наличии всех предусмотренных законом документов, и даже немножко сверх того, с водителя потребовали договор между перевозчиком и заказчиком. На беду, у водителя такой договор оказался. Однако в главе «срок действия договора» было указано, что договор действует до какого-то там первого или второго две тысячи второго года, но в случае отсутствия у сторон претензий, договор автоматически пролонгируется еще на год. Увидев заветную строчку о том, что срок действия договора истек (никакая пролонгация, понятное дело, их не волновала, они даже слова такого, наверно, не знают), водителю сообщили, что машину уже сейчас, уже вот-вот будут арестовывать вместе с грузом, до той поры, пока кто-нибудь не привезет новый, «действующий договор», либо пока водитель не даст взятку в размере 500 руб. Вместо взятки последовал звонок из Москвы командиру батальона той ГИБДД, к которому относится данный пост, и через 15 минут водитель продолжил свой путь безо всяких финансовых потерь.
Кстати, кто регулярно читает наш журнал, наверно, помнит опубликованную несколько номеров назад расшифровку диктофонной записи, когда сотрудники отдела по розыску угнанных машин Московской ГИБДД, через слово матерясь, требовали с водителя договор на перевозку груза и с пеной у рта доказывали что такой договор у водителя должен быть.
Данная гаишная «фишка» стоит от 500 руб. до $500 в зависимости от стоимости самого груза, его легальности, а также крепости нервов водителя и/или экспедитора.
По поводу договоров на перевозку хочу добавить следующее. Довольно часто встречаются случаи невыплаты либо неполной выплаты денег за перевозку грузов. На словах договариваются на одну сумму, а получают (если вообще получают) сумму, намного меньшую. Законных путей истребовать недостающие деньги практически нет по следующей причине. В соответствии с Гражданским кодексом любые договора, если сумма сделки по данному договору превышает 10 МРОТ (1000 руб.), требуют соблюдения, как минимум, простой письменной формы при заключении. Учитывая, что минималка за оплату 20-тонника, как минимум, в три с лишним раза превышает тысячу рублей, то фактически сумма, которую рассчитывает перевозчик за оказанную услугу, должна быть где-то прописана. Это могут быть кок договор но перевозку, путевой лист с заполненным талоном заказчика, так и заявка на перевозку груза, скинутая заказчиком по факсу. Только в этом случае при возникновении каких-либо споров по поводу выплаты денег за перевозку можно рассчитывать но положительный результат.
Трудовые соглашения. Очень часто, в случае если за рулем грузовика сидит не предприниматель, а нанятый им водитель, сотрудники ГИБДД требуют у водителя трудовое соглашение (контракт), заверенное в налоговой инспекции. В случае отсутствия трудового соглашения либо отсутствия на нем печати налоговой инспекции гаишники радостно рассказывают про арест машины и груза со всеми вытекающими. Действительно, в соответствии с приказом Минтранса «О контроле за деятельностью индивидуальных предпринимателей», в случае если предприниматель вместо себя сажает за руль водителя, у того должно быть при себе копия трудового соглашения (контракта). Отсутствие трудового соглашения расценивается инспекторами транспортной инспекции (и только транспортной инспекции) как передача лицензионной карточки постороннему лицу и карается штрафом как за нарушение лицензионных требований и условий. Учитывая, что данная норма вышеуказанного приказа противоречит ряду федеральных законов, я не знаю ни одного случая, когда кто-нибудь был привлечен за это к ответственности. Кроме того, даже если подобное случится и водителя поймают транспортники без трудового соглашения, составят протокол и вызовут предпринимателя но разбор полетов, предприниматель всегда может принести с собой трудовое соглашение, в т.ч. составленное задним числом, и сообщить, что лицензионную карточку посторонним лицам не передавал и что просто водитель, растяпа, забыл с собой взять копию трудового соглашения. В этом случае законных оснований привлечь вас к административной ответственности не будет. Однако тут есть и вторая сторона медали. Если вы наняли водителя, вы обязаны ежемесячно платить за него во внебюджетные фонды (соцстрах, медстрах, Пенсионный фонд). Если подобного не происходило, претензии к вам предъявят уже налоговые органы. А с ними шутки плохи. Наше государство не любит, когда его подвигают в деньгах.
Требование, предъявляемое гаишниками к наличию на трудовом соглашении штампа налоговой инспекции, полностью незаконно. Подобное требование не предусмотрено ни одним законом либо подзаконным актом. Кроме того, например в Москве, сотрудники налоговых органов уже довольно давно прекратили практику заверения своей печатью трудовых соглашений. Эта гаишная «фишка» стоит в среднем от 300 руб. до $100.
Санпаспорта. Про санпаспорта мы писали очень подробно, и совсем недавно. Не будем особо повторяться, напомним только самую суть. Во-первых, санпаспорта могут выдаваться только на специализированный транспорт (рефрежераторы, изотермы, хлебовозы и т.д.). Во-вторых, требование по наличию санитарного паспорта к перевозчику может предъявлять грузоотправитель или в сомом крайнем случае представитель санэпид надзора. В-третьих, из ГУ ГИБДД РФ нам однозначно сообщили, что в компетенцию сотрудников ГИБДД проверка наличия санпаспортов и условий перевозки и хранения продуктов питания не входит.
Несмотря на это, сотрудники ГИБДД продолжают требовать санпаспорта со всех подряд, а при отсутствии такового закрывают глаза на подобное «правонарушение» зо 100 - 300 руб.
Грязные машины. Весной этого года с подачи Московского правительства сотрудники ГИБДД провели широкомасштабную акцию «Чистый город». Не будем говорить о законности подобного мероприятия, поскольку законами тут просто и не пахло, остановимся на действиях гаишников.
Пользуясь карт-бланшем, предоставленным Правительством Москвы, гаишники просто не пускали грязные, на их взгляд, машины в город. Учитывая, что ни в Правилах Дорожного Движения, ни в любом другом подзаконном акте не предусмотрено понятие «грязная машина», а также не существует такой санкции, как «не пускать в город», понятно, что гаишники просто улучшали свое благосостояние за наш с вами счет.
Цена за въезд «грязной» машины в Москву составляла от 30 до 100 руб.
Хочу обратить внимание еще на один момент. Машина является моей собственностью. Со своей собственностью я волен делать все что захочу, единственное ограничение - чтобы это не нанесло вред другим гражданам. И вообще, мне больше нравится моя грязная машина, я люблю ездить на грязной машине. Моя машина - что хочу, то и делаю.
Документы на контейнер. За последние три месяца участились обращения водителей контейнеровозов. У многих контейнера стационарно установлены на полуприцепах. Так вот, по заявлениям особо мудрых и подкованных (в юридическом плане) гаишников, водитель должен иметь при себе документ на контейнер (непонятно какой) либо в регистрационные документы на полуприцеп должны быть внесены изменения с данными на уже пять лет как приржавевший к полуприцепу контейнер.
Последний, показательный, случай произошел на Каширском шоссе. На въездном посту водитель был задержан за отсутствие документов на контейнер. По словам гаишника, в связи с тем, что контейнер алюминиевый и очень дорогой и, может быть, его где-то украли, водитель обязан возить с собой на него документы. Заявление водителя, что полуприцеп с установленным на нем контейнером был куплен уже года три назад и поставлен на учет в органах ГИБДД, на гаишника впечатления не произвело. Водитель был доставлен в ОВД, откуда гаишник со своими закидонами был послан дежурным куда подальше и водитель был отпущен восвояси. Однако водитель потерял больше пяти часов времени, сорвал заказ и не заработал денег.
В соответствии с Правилами Дорожного Движения водитель должен иметь при себе документы но транспортное средство, а в случае управления машиной с полуприцепом и на полуприцеп. Никакие контейнера ни в каких органах у нас не регистрируются. Вносить изменения в регистрационные документы тоже глупо. А вдруг у меня два или три контейнера и в зависимости от заказа я ставлю то один, то второй, то третий контейнер. Как же тогда быть?
Кроме того, получается, что не сотрудник ГИБДД должен доказать, что я где-то украл контейнер, а, наоборот, я должен доказать, что не украл. Если так пойдет и дальше, то, например, наши милые дамы должны будут носить с собой чеки на дорогие шубы и ювелирные украшения, чтобы каждому встречному милиционеру доказывать, что все это было ими куплено, а не украдено, а водители будут возить с собой документы на установленные в машине музыкальные системы и телевизоры. А вдруг мы все вместе это все украли?
Данная «фишка» оценивается гаишниками в сумму от 500 до 1500 руб.
Штрафы за въезд в Москву без пропуска. По заявлению некоторых гаишников, штраф за въезд в пределы малого кольца Московской окружной железной дороги (далее МОЖД) без пропуска составляет от 1500 до 1900 руб., и в случае выявления такого правонарушения на месте можно договориться за сумму от 300 до 800 руб. В подобных случаях гаишники ссылаются на какое-то постановление Московского правительства. Все это вранье - подобных штрафов не было и нет. Штраф составляет всего 100 руб. (въезд под запрещающий знак - «кирпич»). Однако гаишники разводят, только в путь. На памяти у меня есть один беспрецедентный случай. У водителя, въехавшего в МОЖД без пропуска, были изъяты права и составлен протокол. Когда водитель пришел за правами в группу разбора, сотрудник ГИБДД ему сообщил, что сумма штрафа составляет 1800 руб., и предложил прямо в ГИБДД оплатить ему лично 800 руб. и дело будет закрыто, а права возвращены. Что доверчивый водитель и сделал.
Часто иногородние водители, которых на въезде в МОЖД встречают представители фирм с пропуском, выданным на фирму, после загрузки/разгрузки выезжают из Москвы самостоятельно, без сопровождающих, и попадают в руки гаишников. Гаишники начинают вымогать деньги за движение в пределах МОЖД без пропуска. Это тоже разводы. Ответственность в виде штрафа предусмотрена за въезд под запрещающий знак («кирпич») без пропуска, а не за выезд из-под запрещающего знака. Самое главное, что под «кирпич» я въехал с пропуском, после этого пропуск я могу порвать и выбросить и годами ездить по центру Москвы без пропуска. Штрафовать меня не за что.
Похожая ситуация и с въездом в Садовое кольцо. Штраф за въезд в Садовое кольцо те же 100 руб., за все тот же «кирпич». Кроме того, в Садовое кольцо можно въезжать без пропуска с 19-00 до 8-00 и в выходные и праздничные дни.
Однако гаишники об этом частенько «забывают» и пропускают в Садовое, даже когда въезжать туда можно любому без пропуска, за 150 - 500 руб.
Вот такие дела.
P. S. В этой статье опубликована далеко не полная подборка гаишных «фишек». Поэтому будем вам признательны, если вы будете нам сообщать о новых гаишных выдумках, благодаря которым некоторые сотрудники ГИБДД повышают свое материальное благополучие за наш с вами счет.