Учимся водить грузовик
Постоянному и богатому клиенту необходимо развести груз по Москве. В баке «газона» плещется литров 20. Я знаю, что обычно на такую роботу трачу около 30 литров. Кататься на машине по заправкам в поисках бензина? Но можно все сжечь, а топлива так и не найти. Клиента бросать страшно - уйдет к другому. Рискую поехать. Перед тем как сесть за баранку, продумываю стратегию экономии топлива. Во-первых ускоряться плавно, постепенно увеличивая подачу топлива в цилиндры. На высшей передаче стараться двигаться «в натяг», чаще использовать накат. На светофорах глушить двигатель. Во-вторых думать головой и максимально использовать дорожную обстановку: держать дистанцию, стараться предугадать ситуацию, чтобы как можно меньше задействовать разгонный режим. Когда после работы я подъехал к дому и заглянул в бак, то на дне практически ничего не оставалось. Но задача, тем не менее, была выполнена при экономии топлива примерно в 30%.
Все это я вспоминал в конце весны, когда представительство фирмы MAN устроило тренинг по вождению для водителей фирм, эксплуатирующих грузовики MAN. Дождливый день не очень-то располагал к езде на грузовиках, но расходомеры топлива установлены, немецкие инструкторы с блокнотами заняли место в кабине, и тренировка началась. Сначала мы проехали участок в 20 км по городским улицам тем стилем, каким обычно и ездим. Инструктор е конце поездки снял показания расхода топлива, количество переключений передач и время, затраченное на прохождение участка. Далее в классе был подробный разбор полетов: инструктор рассказывал о возможностях современных машин на примере MAN с 400-сильным двигателем, особенностях техники вождения и зависимости расхода топлива от характера вождения.
Современная машина требует современного и умного подхода к технике вождения. Лично по себе знаю, что водители 40-тонных грузовиков редко пользуются половинками скоростей, считая их бесплатным приложением к основным восьми скоростям. По убеждению инструктора, нужно активно использовать весь диапазон скоростей. Но самое главное, что в психологии водителя тяжелого грузовика должна утвердиться мысль, что автопоезд не легковая машина. Поэтому движение грузовика нужно планировать, а дорожную ситуацию предугадывать заранее. Если вы приближаетесь к светофору с красным сигналом, то необходимо максимально использовать накат, чтобы начинать движение с высшей передачи. Ведь при разгоне 40-тонного автопоезда моментальный расход топлива достигает 80 - 160 л/100 км. С 1 по 5 передачи считаются разгонными, при которых автомобиль потребляет максимальное количество топлива.
Поэтому при движении по городу необходимо придерживаться следующих правил:
1. максимально использовать накат автомобиля; заранее предусматривать ситуацию;
2. держать дистанцию между автомобилями, чтобы иметь место и время для маневра и действия.
3. Если вы тронулись на зеленый сигнал светофора, то лучше посмотреть на сигнал светофора следующего перекрестка. Стараться попасть на зеленый сигнал. Совершенно нет нужды «топтать» педаль акселератора при городском движении - чаще всего вы попадете на запрещающий сигнал, а топлива сожгете уйму.
Для MAN-овского двигателя D2866 мощностью 410 л.с. оптимальный рабочий диапазон оборотов двигателя 1000-2000 об/мин. Необходимо помнить, что одна целая передача изменяет обороты двигателя примерно на 500, половинка - на 250 об/мин, полторы передачи - на 750 об/мин. Схема переключения передач в городе при трогании и разгоне выглядит примерно следующим образом.
1. Движение начинается со 2+Т, раскручиваем двигатель до 2000 об/мин и переключаемся на 4+Т. В начале движения на 4+ I имеем обороты двигателя 1000 об/мин (2000 - 1000= 1000).
2. На 4+Т передаче разгоняемся до 2000 об/мин и переключаемся на 6-1. В начале движения на 6-Ф имеем обороты двигателя 1250 об/мин (2000 -750=1250).
3 На 6-Х разгоняемся до 2000 об/мин и переключаемся на 7+Т. В начале движения на 7+Т обороты двигателя 1250 об/мин (2000 - 750=1250}.
4.На 7+Т передаче раскручиваем двигатель до 1600 об/мин и переключаемся на 8+Т. В начале движения на 8+Т двигатель имеет 1100 об/мин (1600-500=1100), что вполне достаточно для движения.
Во время движения по городу необходимо следовать трем правилам, упоминавшимся выше. И очень важный момент - не стараться быстрее переключаться на пониженную передачу при замедлении движения и следующего за ним разгоне. Инструкторы советуют продолжать двигаться и не переключаться на левой границе зеленой зоны тахометра. Более того, если вы уже идете накатом и стрелка тахометра на 900 об/мин, то, не переключаясь на пониженную передачу, нужно плавно увеличивать подачу топлива и разгоняться. Лично я привык держать стрелку тахометра в середине зеленой зоны, чтобы иметь запас мощности для активного разгона. Но, как видно из таблицы, более правильный и экономичный режим управления грузовиком в городских условиях тот, что предлагают инструкторы. Что касается движения на автотрассе, то здесь сложность представляют подъемы. Следует учесть, что современные автопоезда имеют ограничитель скорости, как правило, 85 км/ч. И сколько машину перед горкой не разгоняй, выше определенной скорости не поедешь. Перед подъемом в гору необходимо правильно рассчитать ее длину и наклон. Если вы понимаете, что без переключения передач подъем не пройти, то необходимо до его начала переключиться на одну ступень ниже, чтобы иметь запас мощности. На скорости 80 км/ч на 8+Т передаче мы имеем обороты двигателя 1400 об/мин, что соответствует мощности 360 л.с. (для двигателя 410 л.с). При той же скорости движения, но на 7+Т передачи обороты двигателя 1900, а мощность 410 л.с. Если вы начнете переключаться уже на подъеме, то будете терять дополнительные 200 - 250 оборотов двигателя при переключении. То есть, переключаясь на одну ступень ниже, вы увеличиваете обороты не на 500, а на 250 единиц. А это потеря и мощности. В таком случае вам, возможно, придется переключаться еще раз. Переключаться на подъеме нужно целыми ступенями, а не половинками, как практикуют многие, в том числе и ваш покорный слуга. Короткий подъем лучше проходить при оборотах двигателя 2000 об/мин, длинный при 1500 -1700. Следует учесть, что на спуске с горы вам, вполне возможно, придется воспользоваться моторным декомпрессионным тормозом, поэтому на высшую точку подъема лучше влетать накатом и помнить, что наибольшее тормозное усилие двигатель развивают при 2000 об/мин. Еще один нюанс, некоторые водители на пологих спусках катятся накатом, наивно пологая, что так экономят топливо. Но дело все в том, что на современных двигателях при движении накатом с включенной скоростью клапан полностью перекрывает подачу топлива в цилиндры и его потребление равно нулю, с выключенной скоростью двигатель потребляет топливо для работы на холостых оборотах. Еще одно заблуждение - нельзя двигаться накатом с выключенной скоростью из-за того, что масляный насос перестает создавать давление в коробке передач. При работе двигателя на холостом ходу давление масла вполне достаточно для нормальной работы КПП. Но спускаться с горы на нейтральной скорости не рекомендуется в целях безопасности.
После разбора полетов мы снова отправились по тому же маршруту. Но нашими действиями руководил уже инструктор, который подсказывал, с какой скоростью двигаться, какие передачи и когда включать. Результаты второй поездки резко отличались от первой. Разницу вы можете увидеть в сводной таблице. Лично меня они очень удивили. Конструкторы годами бьются, чтобы снизить расход топлива на 5 - 10%, а тут за два часа инструктажа все водители сэкономили от 8 до 36%. Средняя скорость прохождения маршрута увеличилась, а количество переключения передач уменьшилось почти в два роза. Прогресс очевиден. Ясно одно, что легковой стиль вождения грузовику противопоказан категорически и как бы вы хорошо ни ездили, а учиться водить можно всю жизнь. Причем все вышеизложенное характерно не только для машин с эмблемой MAN, но и для грузовиков других производителей. На любую технику действуют одни и те же физические процессы.
Знаете, о чем я подумал в конце тренинга? Насколько можно доверять результатам так называемых тестов. Не секрет, что все, кому не лень, бросились тестировать машины, наивно полагая, что одно слово «тест» или «испытание» являются критерием серьезности и крутости. Я еще понимаю, когда заводской испытатель, знающий специфику работы на грузовиках, занимается тестированием машины. Или пробег в тысячу километров с участием десятка водителей на нескольких машинах. Здесь хоть статистическую выборку получить можно, которая более или менее правдиво отражает действительность. Ведь на расход топлива влияют десятки факторов, изменяющиеся в течение короткого времени. Но когда грузовик берется испытывать вчерашний летчик или учитель, то результаты лично у меня вызывают сомнения. Я лучше доверюсь заводским данным.
При разгоне: быстро достигайте крейсерской скорости; полные ступени передач; большое число оборотов; пропускать ступени передач
Увеличить скорость перед подъмом, держать стрелку тахометра в зеленом секторе для минимального расхода топлива
На крутых подъемах используйте весь диапазон числа оборотов, переключайте полными ступенями